Законодательные основы финансового обеспечения гражданской ответственности турфирм

ответственность турфирм

В свете происходящих политических событий вопросы идентичности российских и украинских законов, стандартов и правил приобретают особую актуальность во всех сферах профессиональной деятельности. Настоящая статья посвящена выявлению одинаковых черт и отличий по вопросам финансового (страхового) обеспечения гражданской ответственности туроператоров.

Законы о туризме: структура и состав

Вступая во взаимоотношения с украинскими турфирмами, любой страховщик должен понимать особенности работы с иностранными партнерами. Туроператоры и турагенты Украины много лет работали на своей территории в рамках национального законодательства. В процессе туристской деятельности сформировались некие правила, которые достаточно часто идут вразрез с российской практикой. Конечно, можно попытаться абстрагироваться от изучения законов и правил работы на украинской земле и предположить, что украинские турфирмы в деталях изучат российское законодательство и начнут успешно его соблюдать. Однако в этом случае риски страховщиков резко возрастут и никакие судебные разбирательства не помогут избежать страховых выплат по финансовым гарантиям. Поэтому в целях минимизации рисков необходимо детально изучить украинское законодательство, регулирующее деятельность турфирм, сопоставить его с российским и подготовить для украинских партнеров соответствующие рекомендации, которые в дальнейшем позволят избежать непонимания, конфликтов и денежных трат.

В обеих странах туристская деятельность регулируется государством. На Украине органом государственного регулирования туризма является Государственное агентство по туризму и курортам (Гостуризмкурорт), в России - Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Основные законодательные акты - законы о туризме, которые принимались примерно в одно и то же время и в которые по мере необходимости вносились необходимые поправки. Кроме законов, туристская деятельность регламентируется подзаконными актами. В России их намного больше. Это, прежде всего, порядок оказания услуг по реализации туристского продукта, порядок и условия оказания экстренной помощи туристам.

Сравнительный анализ законов о туризме России и Украины представлен в таблице 1.

Таблица 1

Структура законов о туризме

Статьи

Закон о туризме*

Федеральный закон N 132-ФЗ**

Статья 1. Определение терминов

Статья 4. Организационные формы и виды

Туризма

Статья 5. Участники отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности

Статья 1. Основные понятия

Статья 2. Законодательство Украины о туризме

Статья 2. Законодательство России о туристской деятельности

 

Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельности

Статья 6. Основные способы и цели государственного регулирования в области туризма

Статья 7. Органы, осуществляющие регулирование в области туризма

Статьи 8-11. Полномочия органов, осуществляющих регулирование в области туризма

Статья 12. Программы развития туризма в Украине

Статья 26. Профессиональная подготовка специалистов в области туризма

Статья 27. Научные исследования развития туризма

Статья 4. Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

Статья 18. Сертификация и стандартизация в сфере туристической деятельности

Статья 5. Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии

Статья 19. Установка категорий объектов туристической инфраструктуры

Статья 6. Права туриста

Статья 25. Права и обязанности туристов и экскурсантов

Статья 7. Обязанности туриста

Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Статьи 20-22. Договор на туристическое, экскурсионное, гостиничное обслуживание

Статья 23. Ваучер

Статья 24. Права и обязанности субъектов туристической деятельности

Статья 10. Особенности реализации туристского продукта

Статья 11. Объединения туроператоров и тур-агентов

Статья 28. Объединение субъектов туристической деятельности и неприбыльные организации в области туризма

Статья 13. Туристские ресурсы России

Статья 3. Туристические ресурсы Украины

Статья 14. Обеспечение безопасности туризма

Статья 13. Безопасность в области туризма

Статья 15. Специализированные службы по обеспечению безопасности туристов

Статья 16. Защита интересов российских туристов за пределами России в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций

Статья 14. Защита интересов украинских туристов за пределами Украины

Статья 17. Страхование при осуществлении туристской деятельности

Статья 15. Финансовое обеспечение ответственности туроператора и турагента

Статья 16. Страхование туристов при осуществлении туристических поездок

Статья 17. Лицензирование туристической деятельности

Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма

Статья 35. Международные договоры Украины в области туризма. Участие Украины в международных туристических организациях

Статья 19. Представительство федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма, за пределами России

Статья 36. Представительства Украины в области туризма за пределами Украины

Статья 37. Особенности осуществления деятельности в Украине иностранными субъектами туристической деятельности

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности

Статья 29. Органы, уполномоченные на осуществление контроля за деятельностью в области туризма

Статья 30-32. Ответственность за нарушение законодательства в области туризма

Статья 33. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства в области туристической деятельности

Статья 34. Порядок рассмотрения споров по вопросам предоставления туристических услуг

Статья 29. Органы, уполномоченные на осуществление контроля за деятельностью в области туризма

Статья 30-32. Ответственность за нарушение законодательства в области туризма

Статья 33. Возмещение вреда, причиненного нарушением законодательства в области туристической деятельности

Статья 34. Порядок рассмотрения споров по вопросам предоставления туристических услуг

* Закон Украины от 15.09.1995 N 324/95-ВР "О туризме"

** Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

По структуре законы идентичны, хотя украинское законодательство несколько размыто, некоторые статьи дублируют друг друга. Российское законодательство намного лаконичнее. Все вопросы изложены кратко и по существу, но в результате его оптимизации некоторые важные нюансы были утеряны или изложены в других нормативно-правовых актах.

Понятийный аппарат

В 1-й статье как российского, так и украинского законодательства представлен понятийный аппарат, на который необходимо опираться при разработке договоров о сотрудничестве и иной сопроводительной документации (таблица 2).

Таблица 2

Понятийный аппарат туристского законодательства

Понятия

Федеральный закон N 132-Ф3

Закон о туризме

 

Туризм

Временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания

Временный выезд лица с места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или иных целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте, куда лицо отправляется

 

Туристская деятельность

Туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий

-

 

Туризм внутренний

Туризм в пределах территории РФ лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации

Путешествия в пределах территории Украины граждан Украины и лиц, постоянно проживающих на ее территории

 

Туризм выездной

Туризм лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, в другую страну

Путешествия граждан Украины и лиц, постоянно проживающих на территории Украины, в другую страну

 

Туризм въездной

Туризм в пределах территории РФ лиц, не проживающих постоянно в Российской Федерации

Путешествия в пределах Украины лиц, постоянно не проживающих на ее территории

 

Туризм международный

Туризм выездной или въездной

-

 

Туризм социальный

Туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей

-

 

Туризм самодеятельный

Туризм, организуемый туристами самостоятельно

-

 

Турист

Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания

Лицо, которое осуществляет путешествие по Украине или в другую страну с не запрещенной законом страны пребывания целью на срок от 24 часов до одного года без осуществления любой оплачиваемой деятельности и с обязательством покинуть страну или место пребывания в указанный срок

 

Туристские ресурсы

Природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил

Ресурсы, предлагаемые или такие, которые могут предлагаться, туристические предложения на основе и с использованием объектов государственной, коммунальной или частной собственности

 

Туристская индустрия

Совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников

-

 

Туристский продукт

Комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта

Предварительно разработанный комплекс туристических услуг, объединяющий не менее двух таких услуг, который реализуется или предлагается для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туристические услуги, не связанные с перевозкой и размещением

 

Туроператорская деятельность

Деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор)

-

 

Турагентская деятельность

Деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент)

-

 

Заказчик туристского продукта

Турист или иное лицо, заказывающее туристский продукт от имени туриста, в том числе законный представитель несовершеннолетнего туриста

-

 

Формирование туристского продукта

Деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие)

-

 

Продвижение туристского продукта

Комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое)

Комплекс мер, направленных на создание и подготовку к реализации туристического продукта или туристических услуг

 

Реализация туристского продукта

Деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором

-

 

Экскурсант

Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика

Гиды-переводчики, экскурсоводы, спортивные инструкторы, проводники и другие специалисты туристического сопровождения - физические лица, которые осуществляют деятельность, связанную с туристическим сопровождением и которые в установленном порядке получили разрешение на право осуществления туристического сопровождения, кроме лиц, которые работают на соответствующих должностях предприятии, учреждении, организации, которым принадлежат или которые обслуживают объекты посещения

 

Экскурсовод (гид)

Профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания

 

Гид-переводчик

Профессионально подготовленное лицо, свободно владеющее иностранным языком, знание которого необходимо для перевода и осуществления деятельности по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания

-

 

Инструктор-проводник

Профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов

 

 

Экстренная помощь

Действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом

-

 

Сопутствующие туристические услуги и товары

 

Услуги и товары, предназначенные для удовлетворения потребностей потребителей, предоставление и производство которых несущественно сократится без их реализации туристам

 

Характерные туристические услуги и товары

 

Услуги и товары, предназначенные для удовлетворения потребностей потребителей, предоставление и производство которых существенно сократится без их реализации туристам

 

Место продажи туристических услуг

 

Страна, в которой зарегистрирован соответствующий субъект хозяйствования, который реализует туристический продукт

 

Место предоставления туристических услуг

 

Страна, на территории которой непосредственно предоставляются туристические услуги

 

Туристические операторы

 

Юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, для которых исключительной деятельностью является организация и обеспечение создания туристического продукта, реализация и предоставление туристических услуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность

 

Туристические агенты

 

Юридические лица, созданные согласно законодательству Украины, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют посредническую деятельность по реализации туристического продукта туроператоров и туристических услуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг

 

Другие субъекты предпринимательской деятельности

 

Организации, которые предоставляют услуги по временному размещению, питанию, экскурсионные, развлекательные и другие туристические услуги; физические лица, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности и оказывают услуги по временному размещению, питанию

 

Отель

 

Предприятие любой организационно-правовой формы и формы собственности, состоит из шести и более номеров и предоставляет гостиничные услуги по временному проживанию с обязательным обслуживанием

 

Гостиничная услуга

 

Действия предприятия по размещению потребителя путем предоставления номера для временного проживания в гостинице, а также другая деятельность, связанная с размещением и временным проживанием

 

Аналогичные средства размещения

 

Предприятия любой организационно-правовой формы собственности, состоящие из номеров и предоставляющие ограниченные гостиничные услуги, включая ежедневную заправку кроватей, уборку комнат и санузлов

 

 

Сопоставление понятийного аппарата позволяет выявить массу отличий, в том числе принципиальных. Так, понятия, используемые в российском законодательстве, сконцентрированы в 1-й статье закона и преимущественно раскрывают технологию туристкой деятельности. Тогда как понятийный аппарат украинского законодательства разбросан по всему закону (ст. 1, 4, 5 и др.) и сконцентрирован на функциях участников отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности, создающих тур-продукт, предоставляющих туристские услуги, осуществляющих посредническую деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг, а также граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, в интересах которых осуществляется туристическая деятельность.

Важно понимать, что отличия в формулировках не так безобидны, как кажутся. Достаточно часто из понятий вытекают обязанности и пределы ответственности того или иного участника туристкой деятельности. Поэтому первое, что нужно сделать при разработке договора с украинской турфирмой, это привести к единообразию и сделать однозначно читаемым понятийный аппарат.

Законодательство о туристской деятельности

Во 2-й статье российского законодательства отражена его структура. Законодательство РФ о туристской деятельности состоит из Федерального закона N 132-ФЗ, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие туристскую деятельность, не могут противоречить Федеральному закону N 132-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. Содержащиеся в других законах и нормативных правовых актах нормы, регулирующие туристскую деятельность, не должны противоречить Федеральному закону N 132-ФЗ.

Во 2-й статье украинского законодательства также показана его структура. Законодательство Украины о туризме состоит из Конституции Украины, Закона о туризме, других нормативно-правовых актов, изданных в соответствии с ними. Имущественные отношения в области туризма, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются Гражданским и Хозяйственным кодексами Украины с учетом особенностей, установленных Законом о туризме. Если международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены Законом о туризме, применяются правила международного договора.

Разрабатывая форму договора с украинским партнером, страховщику целесообразно изучить все нормативно-правовые акты, на которые даются ссылки в Законе о туризме.

Принципы государственного регулирования туристской деятельности

В 3-й статье российского законодательства сказано, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России:

- содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;

- определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности;

- формирует представление о России как стране, благоприятной для туризма;

- осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

В украинском законодательстве принципы государственного регулирования не прописаны.

Цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности

В 4-й статье российского и 6-й статье украинского законов изложены цели государственного регулирования туристской деятельности (таблица 3).

Таблица 3

Цели государственного регулирования туристской деятельности

Статья 4 Федерального закона N 132-Ф3

Статья 6 Закона о туризме

Обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий

Обеспечение закрепленных Конституцией Украины прав граждан на отдых, свободу передвижения, восстановление и укрепление здоровья, на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, удовлетворение духовных потребностей и других прав

Охрана окружающей среды

Безопасность туризма, защита прав и законных интересов туристов, других субъектов туристической деятельности и их объединений, прав и законных интересов владельцев или пользователей земельных участков, зданий и сооружений

Создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов

Создание благоприятных условий для развития индустрии туризма, поддержка приоритетных направлений туристической деятельности

Развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан РФ, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия

Сохранение целостности туристических ресурсов Украины, их рациональное использование, охрана культурного наследия и окружающей среды, учет государственных и общественных интересов при планировании и застройке территорий

В российском законодательстве сказано, что приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.

В украинском законодательстве в качестве приоритетных направлений государственной политики в области туризма названы:

- совершенствование правовых основ регулирования отношений в области туризма;

- обеспечение становления туризма как высокорентабельной отрасли экономики Украины, поощрение национальных и иностранных инвестиций в развитие индустрии туризма, создания новых рабочих мест;

- развитие въездного и внутреннего туризма, сельского, экологического туризма;

- расширение международного сотрудничества, утверждения Украины на мировом туристическом рынке;

- создание благоприятных для развития туризма условий путем упрощения и гармонизации налогового, валютного, таможенного, пограничного и других видов регулирования;

- обеспечение доступности туризма и экскурсионных посещений для детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и малообеспеченных граждан путем введения льгот по этим категориям лиц.

Бросается в глаза существенная разница в понимании сущности приоритетов. Украинские приоритеты больше напоминают принципы государственного регулирования туризма. В российском законодательстве перечислены приоритетные виды деятельности, которые на практике пользуются определенными льготами и могут рассчитывать на государственную поддержку.

Страховщику важно помнить, что законы о туристской деятельности - это, по сути, подзаконные акты и в случае нарушения правил, прописанных, например, в Конституции, даже при соблюдении договорных отношений, судебных разбирательств не избежать.

Методы государственного регулирования туристской деятельности обеих стран во многом идентичны (таблица 4).

Таблица 4

Методы государственного регулирования туристской деятельности

Статья 4 Федерального закона N 132-ФЗ

Статья 6 Закона о туризме

Определение приоритетных направлений развития туризма в России

Определение и реализация основных направлений государственной политики в области туризма, приоритетных направлений развития туризма

Нормативное правовое регулирование в сфере туризма

Нормативное регулирование отношений в области туризма

Разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма

Направление бюджетных средств на разработку и реализацию программ развития туризма

Содействие в продвижение туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках

 

Защита прав и интересов туристов, в том числе оказание им экстренной помощи, а также обеспечение их безопасности

Определение основ безопасности туризма

Содействие кадровому обеспечению в сфере туризма

Определение квалификационных требований к должностям специалистов туристического сопровождения, выдача разрешений на право осуществления туристического сопровождения

Развитие научных исследований в сфере туризма

Определение приоритетных направлений и координация научных исследований и подготовки кадров в области туризма

Стандартизация и классификация объектов туристской индустрии

Определение порядка классификации и оценки туристических ресурсов Украины, их использования и охраны

Формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров

Лицензирование в области туризма, стандартизация и сертификация туристических услуг

Информационное обеспечение туризма

Установление системы статистического учета и отчетности в области туризма и курортно-рекреационного комплекса

Создание благоприятных условий для развития туристской индустрии

Организация и осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в области туризма

Оказание государственных услуг в сфере туризма

-

Взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительства уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти за пределами РФ

Участие в разработке и реализации международных программ по развитию туризма

-

Другие способы, определенные законом

В российском законодательстве методы изложены кратко и однозначно. Украинский вариант более широкий и предполагает использование дополнительных приемов и методов государственного регулирования туризма. Кроме того, ряд методов сопровождается более подробным изложением и механизмами реализации далее по тексту закона. Так, в ст. 12 Закона о туризме дается дополнительная расшифровка целей, а также раскрывается порядок формирования, финансирования и реализации государственных целевых, региональных и других программ развития туризма на Украине. В статье 26 Закона о туризме изложены законодательные основы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма. Статья 27 Закона о туризме посвящена целевым установкам и приоритетным направлениям научных исследований в туризме.

В российском законе о туризме сказано, что государственное регулирование туристской деятельности в РФ осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Ростуризм). Порядок оказания услуг по реализации туристского продукта, порядок и условия оказания экстренной помощи туристам определяются Правительством РФ. Функции, права и ответственность Ростуризма подробно изложены в соответствующих постановлениях и иных нормативно-правовых актах Правительства РФ.

В украинском законодательстве полномочиям государственных, региональных и местных органов государственного регулирования туристкой деятельности посвящены ст. 7-11 Закона о туризме. Полномочия изложены достаточно подробно. Главное, что необходимо знать субъектам туристской деятельности, что получить лицензию они могут только в Гостуризмкурорте. А также знать, что они могут претендовать на оказание финансовой и иной поддержки со стороны органов власти всех уровней в рамках реализации программ развития туризма и реализации иных проектов, в том числе международных, в туризме.

Таким образом, методы государственного регулирования туристской деятельности в обеих странах идентичны. Но есть и принципиальные отличия. Так, в России одним из основополагающих методов является формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров, что существенно упрощает процедуру проверки на предмет законности их деятельности. В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:

- полное и сокращенное наименования на русском языке. Если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов России и (или) на иностранном языке - также наименование туроператора на этом языке;

- адрес (место нахождения) и почтовый адрес;

- сведения об учредителях туроператора;

- серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в ЕГРЮЛ;

- серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, ИНН;

- фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;

- размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

- сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);

- адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность;

- адрес официального сайта в сети Интернет.

Для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в реестр также включаются сведения:

- об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством РФ);

- о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (далее - турпомощь);

- о размере уплаченного взноса в компенсационный фонд турпомощи.

Ведение реестра осуществляется Ростуризмом. Сведения о туроператоре вносятся в реестр на основании заявления туроператора, представляемого в Ростуризм. Сведения, указанные в заявлении, проверяются Ростуризмом посредством направления соответствующего межведомственного запроса в ФНС. И только после тщательной проверки сведений Ростуризм принимает решение о внесении сведений о туроператоре в реестр либо об отказе во внесении в реестр таких сведений.

Основанием для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр является:

- представление недостоверных сведений о туроператоре;

- несоответствие имеющегося у туроператора финансового обеспечения требованиям, предусмотренным Федеральным законом N 132-ФЗ;

- непредставление сведений о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма).

Ростуризм размещает на своем официальном сайте в сети Интернет сведения о туроператоре, содержащиеся в реестре, и сведения об объединении туроператоров в сфере выездного туризма (адрес (место нахождения) и почтовый адрес данного объединения, адрес официального сайта в сети Интернет, способы связи с данным объединением (номера телефонов, факсов, адрес электронной почты и другие сведения)). По мере необходимости сведения обновляются или исключаются в случае:

- ликвидации туроператора;

- прекращения деятельности туроператора;

- непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок;

- исключения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, из членов объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Решение об исключении сведений о туроператоре из реестра также оформляется соответствующим актом Ростуризма. Указанное решение должно быть мотивировано и может быть обжаловано в суде.

На Украине реестры ведутся лишь сторонними организациями и лицами, что делает невозможным проверку их дееспособности без предварительного запроса в Гостуризмкурорт. Также сложно оценить их финансовую состоятельность, так как не всегда возможно понять, кто является гарантом того или иного туроператора.

Вместе с тем сильные стороны правового поля есть и на Украине. Так, в стране сохранена процедура лицензирования туроператоров, а турагенты наравне с туроператорами обязаны обеспечить себя финансовыми гарантиями.

В статье 17 Закона о туризме сказано, что с целью создания равных возможностей субъектам туристической деятельности на рынке туристических услуг и обеспечения защиты прав и законных интересов граждан, защиты окружающей среды, повышения уровня туристического обслуживания осуществляется лицензирование туроператорской деятельности.

Субъект предпринимательской деятельности, который получил лицензию на туроператорскую деятельность, имеет исключительное право на предоставление услуг по оформлению документов для выезда за пределы Украины. Туроператор может осуществлять также и турагентскую деятельность.

Общий размер доли туроператора в уставных фондах других туроператоров Украины не может превышать 20% их уставных фондов. Не может быть выдана лицензия на туроператорскую деятельность субъекту предпринимательской деятельности с названием, тождественным названию другого субъекта предпринимательской деятельности, которому лицензия выдана раньше и информация о нем внесена в соответствующий реестр.

В статье 37 Закона о туризме изложены особенности осуществления деятельности на Украине иностранными субъектами туристической деятельности. Иностранные юридические и физические лица также могут осуществлять туроператорскую и турагентскую деятельность путем образования предприятий по законодательству Украины и получения в установленном порядке лицензии на осуществление туроператорской деятельности.

Туристическое сопровождение, которое осуществляется на территории Украины, может предоставляться специалистами туристического сопровождения, гражданами Украины и лицами, которые постоянно проживают на территории Украины, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины.

Посредническая деятельность на территории Украины по заключению договоров на туристическое обслуживание с иностранными субъектами туристической деятельности не допускается. Такая деятельность может осуществляться только через туроператоров, созданных по законодательству Украины.

Соглашения, заключенные с нарушением установленных требований, являются недействительными.

При заключении договора с украинским партнером необходимо проверить наличие и дееспособность таких документов, как лицензия, право на туристское сопровождение и др. Ссылки на эти документы в договоре обязательны.