Улучшение условий ведения бизнеса: мифы или реальность?

Дата публикации: 
30.08.2014

улучшение условий бизнеса

В прошлом году, по данным Всемирного банка, в рамках рейтинга "Ведение бизнеса", в котором принимали участие 185 стран мира, по показателю "создание благоприятных условий ведения бизнеса" Россия поднялась с 120-го на 112-е место в рейтинге. Высокая позиция страны означает, что ее регуляторный климат благоприятствует ведению бизнеса. По степени благоприятности условий для предпринимательской деятельности страна занимает место между островным государством Палау (111-е место) и Сальвадором (113-е место). В целом Россия улучшила условия ведения бизнеса по 9 из 10 показателей, рассматриваемых в исследовании, причем результаты нового доклада оказались для страны лучшими за всю историю наблюдений. Но действительно ли такое стало возможным благодаря улучшению налоговой системы, или это только миф?

Упрощение налогового учета

Государственная Дума приняла в трех чтениях законопроект N 375042-6 о внесении изменений в главу 25 части второй НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части упрощения налогового учета и о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации также в части упрощения налогового учета. Безусловно, налоговый учет не станет достаточно простым и понятным для граждан, но вместе с тем в законопроекте устранены некоторые спорные моменты налогового учета.

Предусматриваются, в частности:

- уточнение в целях налогообложения прибыли организаций методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов;

- возможность списания в налоговом учете стоимости малоценного имущества в течение более одного отчетного периода в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной политики;

- изменение в порядка учета убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа;

- изменение порядка учета суммовых разниц по доходам и расходам, выраженным в иностранной валюте.

Например, из налогового законодательства исключено понятие суммовой разницы, которое уже не используется в бухгалтерском учете, останется только понятие положительной и отрицательной курсовой разницы. Так, положительной курсовой разницей признается разница, возникающая при дооценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при уценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Отрицательной признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, или при дооценке обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Кроме того, в законопроекте установлено, что убытки от уступки прав требования учитываются целиком на дату уступки.

Уточнено также, что при реализации недвижимого имущества моментом определения налоговой базы признается день передачи недвижимого имущества покупателю этого имущества по передаточному акту или иному документу о передаче недвижимого имущества.

Исключен метод ЛИФО из перечня методов оценки затрат, списанных в производство.

Напомним, что представляет собой метод ЛИФО (от англ. last in, first out - последним поступил, первым выбыл): при этом методе учета в себестоимость сначала включают стоимость товарно-материальных ценностей, приобретенных в более поздний период, а на балансе остаются более ранние приобретения. В результате применения ЛИФО на балансовых остатках могут оказаться товарно-материальные запасы, приобретенные много лет назад. В инфляционных условиях они оказываются значительно ниже текущих рыночных цен, так как при таком методе учета на складе организации могут "заваляться" запасы по ценам многолетней давности. Зато себестоимость оказывается максимально высокой и соответственно налог на прибыль - максимально низким. При понижении цен ситуация меняется на противоположную.

Плательщики НДС освобождены от обязанности вести журналы полученных и выставленных счетов-фактур. При этом счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем документ подписывается индивидуальным предпринимателем либо иным лицом, уполномоченным доверенностью от имени индивидуального предпринимателя, с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Появление электронных сервисов

В настоящее время организации могут решать многие вопросы через Интернет. Безусловно, это упрощает их деятельность.

Итак, что можно сделать посредством интернет-технологий:

- получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, наличии переплат и невыясненных платежей, исполненных налоговым органом решениях на зачет и на возврат излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм, принятых решениях об уточнении платежа, урегулированной задолженности, о неисполненных налогоплательщиком требованиях по уплате налога и других обязательных платежей, о мерах принудительного взыскания задолженности;

- получать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРН в отношении самого себя;

- направлять запросы и получать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам;

- направлять запрос на получение справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов;

- составлять и направлять в налоговые органы заявления на уточнение невыясненного платежа, заявления на уточнение платежных документов, в которых налогоплательщик самостоятельно обнаружил ошибки в оформлении, заявления о зачете/возврате переплаты, заявления для инициирования сверки расчетов с бюджетом;

- направлять в налоговый орган сообщения по формам N C-09-1, C-09-2, об открытии (закрытии) счета (лицевого счета), об участии в российских и иностранных организациях;

- получать услуги по постановке и снятию с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесению изменений в сведения об обособленном подразделении на основании формализованных электронных сообщений налогоплательщика по формам N C-09-3-1, C-09-3-2, 1-6-Учет, 3-Учет, в качестве плательщика ЕНВД на основании заявлений по формам N ЕНВД-1, ЕНВД-3, 3-Учет;

- направлять документы для государственной регистрации юридических лиц или внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в налоговый орган для осуществления процедур государственной регистрации или внесения изменений в ЕГРЮЛ;

- получать информацию о ходе исполнения заявлений и запросов, самостоятельно контролировать сроки оказания услуги налоговым органом, получать решения налогового органа по направленным заявлениям.

Недостатком электронных сервисов является то, что долгое время они работали только в тестовом режиме и не стали практикой для большинства организаций. Кроме того, для управления кабинетом налогоплательщика необходимо получить электронную цифровую подпись, что также достаточно сложно для многих налогоплательщиков.

Развитие государственных услуг

Появление государственных услуг дает возможность рядовому налогоплательщику быстрее и качественнее воспользоваться теми услугами, которые предоставляет государство в рамках проекта электронного правительства. Например, можно, не выходя из дома, послать декларацию по форме 3-НДФЛ.

Однако инструкция, для того чтобы воспользоваться данным сервисом, не очень проста. Зайдя на сайт государственных услуг, обнаруживаешь, что для начала нужно скачать инсталляционный пакет программы "Налогоплательщик ЮЛ" и изменения к ней и установить ее на своем компьютере согласно прилагающейся инструкции. Причем скачать тут же не получится, необходимо найти ее на сайте налоговой службы, затем заполнить при помощи программы "Налогоплательщик ЮЛ" необходимую форму декларации и сохранить ее в отдельный файл на своем компьютере. Следующее действие: прикрепить указанный файл к заявке на отправку налоговой декларации с обязательным указанием кода налогового органа, для определения которого необходимо воспользоваться сервисом "Определение реквизитов ИФНС", и только потом отправить налоговую декларацию. В целом операция по направлению декларации займет 7 итераций. При этом налогоплательщику понадобится цифровая электронная подпись.

Однако в любом случае налогоплательщику нужно будет представить в территориальный налоговый орган налоговую декларацию, оформленную в соответствии с действующим законодательством на бумажном носителе с отметкой "ранее представлена через Портал государственных услуг", приложив полученный уникальный номер заявки.

Таким образом, не все электронные услуги доведены до совершенства, понятны и просты для налогоплательщика.

Разъяснительная работа

Конечно, в настоящее время, для того чтобы получить какую-либо информацию о том или ином налоге, не нужно идти в библиотеку или нанимать дипломированного специалиста. В частности, на сайте налогового органа возможно найти информацию о налоге, объектах налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, наличии льгот, сроках подачи декларации.

Однако недоработкой данного направления является отсутствие заполненных налоговых деклараций на сайте, а такие примеры можно найти на сайте налогового ведомства США, Великобритании, Чехии, что очень упрощает работу налогоплательщика, не имеющего специального образования.

Общение государства и налогоплательщиков

Минфин России объявил об открытии горячей линии. Субъекты малого предпринимательства могут обращаться с вопросами о ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности по телефону: 8 (495) 983-38-97 - Телефон Горячей линии предназначен для информирования предпринимательского сообщества о законодательных и иных нормативных правовых актах, устанавливающих особенности ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства и составления ими отчетности, о методических, информационных и иных документах по указанным вопросам.

Внимание! По телефону Горячей линии не разъясняются законодательство Российской Федерации и практика его применения, вопросы применения нормативных правовых актов Минфина России, не проводится экспертиза договоров, учредительных или иных документов организаций, оценка конкретных хозяйственных ситуаций, не разъясняются ситуации, не связанные с особенностями ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства.

Кроме того, открыт специальный раздел на сайте Минфина России (http://buhuchet.minfin.ru), который предназначен для информирования компаний и коммерсантов о нормативных актах, устанавливающих порядок ведения бухгалтерского учета, а также о методических и других информационных документах.

В рамках данной программы также можно направить предложения по совершенствованию упрощенной системы ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства по адресу: smb@minfin.ru.

Однако, к сожалению, во многих случаях субъектам малого предпринимательства требуется помощь по разъяснению законодательных норм. Кроме того, спорным является вопрос, будут ли "услышаны" обращения субъектов малого предпринимательства к органам власти.

Администратор операционного зала

Еще одно нововведение касается появления специально обученного человека в налоговой инспекции, который будет помогать налогоплательщикам. Соответствующее разъяснение дается в письме ФНС России от 14.03.14 г. N ММВ-20-6/26 "О повышении качества предоставления государственных услуг".

Такой административный персонал контролирует: нахождение в операционном зале должностных лиц территориального налогового органа, осуществляющих прием и обслуживание налогоплательщиков в операционном зале, перераспределение в течение дня их количества; соблюдение сроков, установленных законодательством в части ожидания налогоплательщиков в очереди, принимает решение об открытии/закрытии дополнительных окон приема налогоплательщиков и оперативно привлекает сотрудников всех отделов, предварительно доведя информацию о принятом решении до начальников соответствующих отделов (лиц, их замещающих) о необходимости привлечения дополнительных работников для приема налогоплательщиков в операционном зале. При необходимости в дни наибольшей загрузки данное административное лицо привлекает к работе дополнительных сотрудников территориального налогового органа, за которыми также закреплены функции администратора зала, для установления:

- качества приема налогоплательщиков сотрудниками инспекции, культуры их общения и поведения, уважительного отношения к налогоплательщикам;

- приоритетности приема налогоплательщиков, записавшихся через сервис "Онлайн-запись на прием в инспекцию";

- соблюдения порядка и требований к помещениям для личного приема и обслуживания налогоплательщиков;

- работы информационных киосков и компьютеров общего доступа со справочно-правовыми системами и программными продуктами ФНС России.

Вместе с тем неясно, каким образом на практике данные лица смогут улучшить работу налогового органа.

Электронные декларации

Декларации в электронном виде сдаются уже давно. Однако требование о сдаче деклараций в электронном виде в обязательном порядке было установлено только для крупных организаций численностью более 100 человек. С 1 января 2014 г. все плательщики, а также неплательщики НДС, выставляющие счета-фактуры, и даже налоговые агенты должны сдавать декларацию в электронном виде.

Без сомнения, осуществление электронного документооборота упрощает работу организации, так как не нужно выстаивать длинные очереди в налоговой инспекции или на почте.

Однако сам порядок подачи электронной декларации не очень прост, если говорить о малых предприятиях. Во-первых, декларация сдается через специализированных операторов (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ). Для этих целей можно заключить договор непосредственно с самим оператором либо действовать через посредника. Во-вторых, требования НК РФ таковы, что документы, представляемые в налоговый орган, в том числе и счета-фактуры, должны подписываться усиленной квалифицированной подписью.

Конечно, можно подать декларацию и через сайт налогового органа, однако это не освободит организацию от обязанности оформления электронной цифровой подписи.

По этой причине многие налогоплательщики, например предприниматели или микропредприятия, выбрали для себя рискованный вариант подачи декларации на бумажном носителе. Отказать в ее приеме (п. 4 ст. 80 НК РФ) инспекция не вправе, поэтому (может, и по просьбе налогоплательщика) она должна поставить на экземпляре декларации штамп "Принято" с указанием текущей даты.

Согласно ст. 119.1 НК РФ несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ, влечет за собой взыскание штрафа в размере 200 руб.

Упрощение документов

Об упрощении документов говорят уже давно. Положительным фактором в данном направлении является отмена обязательных унифицированных форм документов, что произошло в 2013 г. в связи с принятием Федерального закона "О бухгалтерском учете". Теперь в законодательстве установлены только обязательные требования к реквизитам первичных документов.

Кроме того, в 2013 г. был разработан единый документ, в котором объединены счет-фактура и накладная (письмо ФНС России от 21.10.13 г. N ММВ-20-3/96@). Организации могут теперь оформлять операции по новой форме, если хотят отказаться от большого количества бумаг - отдельных накладных, актов и счетов-фактур.

Однако на практике налогоплательщики не спешат применять новый документ, поскольку в НК РФ о нем не говорится, но при этом установлены требования к счетам-фактурам. Поэтому организации и опасаются того, что налоговый орган будет отказывать в возмещении НДС.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что работа налоговой службы улучшается и происходит это во многом благодаря оказанию электронных услуг. Однако в целом недостаточная степень прозрачности и понятности налогообложения не позволяет России войти в двадцатку стран с самой удобной налоговой системой.