В результате применения санкций международными организациями, а также введения санкций иностранными государствами субъекты трансграничных межбанковских отношений вынуждены корректировать условия взаимодействия. Рассмотрение вопросов применения финансовых санкций приобретает особую важность в настоящее время, поскольку таковые являются одним из рычагов воздействия на политику той или иной страны.
Предваряя анализ правовых последствий действия санкций для российских юридических лиц, в частности, банков, представляется рациональным провести разграничение понятий "международные санкции" и "санкции иностранного государства" и обозначить наиболее резонансные примеры таковых. Первый термин не детализирован в российском законодательстве, лишь упоминается в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в рамках особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Международные санкции вводятся Советом Безопасности ООН, правомочным принимать меры "для поддержания или восстановления международного мира и безопасности" в случае существования любой угрозы нарушения мира или совершения акта агрессии. Согласно статье 41 Устава Организации Объединенных Наций применение международных санкций (которые могут включать полное или частичное прекращение экономических отношений) фактически выступает в качестве обеспечения исполнения решений Совета Безопасности ООН и является обязательным для государств-членов ООН.
В рамках указанных выше полномочий были введены международные финансовые санкции в отношении ряда государств, в частности:
1) Корейская Народно-Демократическая Республика в результате проведения ядерного испытания Резолюцией N 1874 (2009) Совета Безопасности ООН от 12.06.2009 была подвергнута санкциям в форме запрета финансовым учреждениям, находящимся на территории Российской Федерации или под ее юрисдикцией, открывать представительства, дочерние организации, а также банковские счета в КНДР, если у России имеется информация, дающая разумные основания полагать, что это может способствовать осуществлению ядерной программы КНДР ;
2) в отношении Исламской Республики Иран (Резолюция N 1929 (2010) Совета Безопасности ООН от 09.06.2010 ) санкции были выражены в запрете установления и поддержания корреспондентских отношений с банками Ирана, чтобы не допускать предоставления финансовых услуг, если у Российской Федерации имеется информация, дающая основания полагать, что такие действия могут способствовать чувствительной в плане распространения ядерной деятельности Ирана .
Санкции же иностранного государства (термин не нашел отражения в российском законодательстве) вводятся в рамках национального права и обязывают непосредственно лиц, находящихся под юрисдикцией такого государства. Наиболее актуальным примером введения подобных финансовых санкций являются меры, применяемые в связи с политикой Правительства Российской Федерации на территории Украины. Приказом Президента США от 20.04.2014 "О блокировке имущества дополнительных лиц, повлиявших на ситуацию в Украине" предусмотрен запрет на осуществление сделок с лицами, включенными в Перечень специально назначенных лиц (Specially Designated Nationals List), утвержденный Комитетом по контролю за имуществом иностранных лиц (Office of Foreign Assets Control, OFAC) , а также в отношении имущества, принадлежащего либо подконтрольного таким лицам. Кроме того, Департаментом Казначейства США рекомендовано резидентам действовать с осторожностью ("to act with caution") при заключении сделок с юридическими лицами, которые не числятся в Перечне специально назначенных лиц, но доля ("significant ownership interest") в имуществе которых (не менее 50%) принадлежит лицу, входящему в указанный Перечень, а также воздержаться от прямого или косвенного участия в транзакциях (включая осуществляемые через третьих лиц - посредников) с такими юридическими лицами.
Правовые последствия действия международных санкций и санкций иностранного государства для российских банков также отличаются. При принятии Президентом Российской Федерации решения о применении санкций уполномоченные банки обязаны реализовывать специальные экономические меры в силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2006 "О специальных экономических мерах". В результате были закрыты все счета ЛОРО банков-респондентов и предприняты меры для предупреждения открытия счетов как банкам государств, в отношении которых введены санкции, так и в банках таких государств. Однако указанным выше Законом не предусмотрены положения относительно возмещения убытков, возникших в связи с участием Российской Федерации, а также лиц, находящихся под ее юрисдикцией, в международных экономических санкциях. Порядок осуществления компенсационных выплат субъектам, понесшим потери в результате реализации санкций, разработан на международном уровне вспомогательным органом Совета Безопасности - Компенсационной комиссией ООН - и находится в плоскости международного публичного права. Таким образом, государство принимает на себя обязательства по возмещению убытков хозяйствующих субъектов, возникших в связи с исполнением резолюций Совета Безопасности ООН.
В результате действия санкций иностранного государства (на примере Соединенных Штатов Америки) корреспондентские счета НОСТРО российских банков, входящих в Перечень Комитета по контролю за имуществом иностранных лиц, в американских банках были заморожены. Банки, обозначенные в Перечне специально назначенных лиц, столкнулись со сложностью проведения платежей по корреспондентским счетам не только в американских банках-респондентах, но и через российские банки, осуществляющие функции посредников в цепочке банков-корреспондентов, при расчетах в иностранной валюте.
В первом случае, с правовой точки зрения, отказ или задержка в проведении платежей банком, которому направлено платежное поручение, можно квалифицировать как неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору корреспондентского счета. Однако банк получателя платежа не осуществляет зачисление суммы платежа на корреспондентский счет, открытый в таком банке, ссылаясь на политику "осторожности", проводимую в соответствии с актами Комитета по контролю за иностранным имуществом. Исключением являются лишь положения параграфа 589.504 Правил о санкциях, связанных с ситуацией в Украине (Ukraine-Related Sanctions Regulations) (далее - Правила), принятых OFAC и изложенных в части 589 главы 31 Свода федеральных правил США (31 Code of Federal Regulations, Part 589) : допускается перевод денежных средств американским финансовым учреждением ("U.S. financial institute") на заблокированные счета в подразделениях такого учреждения при условии, что перевод осуществляется в пределах территории США и на заблокированный счет, открытый в интересах того же владельца. Тем не менее приведенное положение не влечет изменения режима денежных средств, принадлежащих банку, включенному в Перечень специально назначенных лиц. Соответственно, к банку-респонденту, являющемуся резидентом США и обязанному исполнять национальные нормативные правовые акты, применимо освобождение от ответственности, поскольку принятие компетентными государственными органами актов, негативно влияющих на возможность лица исполнять обязательства по договору, как правило, является обстоятельством форс-мажора, предусмотренным договором.
Наряду с национальным законодательством, регулятором международных расчетных отношений "выступают банковские обычаи и обыкновения, а также документы, подготовленные в рамках международных организаций, такие как Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международных кредитовых переводах 1992 года". В последнем документе предусмотрено следующее: если кредитовый перевод не завершен, банк перевододателя обязан возместить перевододателю в полном объеме полученный от него платеж, а также выплатить проценты за период исполнения поручения (ст. 14 Типового закона ЮНСИТРАЛ ). При этом банк перевододателя и каждый последующий банк-получатель имеют право на возмещение денежных средств, которые были выплачены их банку-получателю, равно как и на выплату процентов. Однако из данного правила предусмотрены исключения:
1) соглашением сторон может быть предусмотрен иной порядок возмещения и выплаты процентов, если действующий с осторожностью банк перевододателя не акцептовал бы (в отсутствие такого соглашения) платежное поручение по причине существенного риска, связанного с этим кредитовым переводом;
2) банк-получатель не может получить возмещение, поскольку банк-посредник, через которого банк-получатель действовал в соответствии с маршрутом платежа, выбранным банком-отправителем, приостановил платеж или если такому банку-посреднику запрещено национальным законом осуществлять возмещение. В таком случае возмещение производится банком-посредником напрямую отправителю платежа, давшему указание относительно банка-посредника.
Таким образом, в случае, если договором корреспондентского счета акты органов государственной власти не отнесены к форс-мажорным обстоятельствам, банк-получатель несет ответственность перед банком перевододателя при условии, что иное не предусмотрено соглашением сторон и отправитель не указывает определенный маршрут платежа.
Во втором случае действия российских банков-респондентов, выступающих в роли посредников при переводе сумм в иностранной валюте банку получателя платежа (нерезиденту), не могут быть квалифицированы как обстоятельства непреодолимой силы, поскольку нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника не относится к таким обстоятельствам в силу ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Кроме того, в силу ст. 403 ГК РФ банк-респондент отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства последующих банков-корреспондентов, которым направлено соответствующее платежное поручение, поскольку положения главы 45 ГК РФ "Банковский счет" (в силу ст. 860 таковые распространяются на корреспондентский счет, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами), а также параграфа 2 главы 46 "Расчеты платежными поручениями" не предусматривают ответственность третьего лица, т.е. банка-корреспондента, непосредственно осуществляющего исполнение. Представляется обоснованным утверждать, что закрепленное пунктом 2 ст. 866 ГК РФ право суда возложить ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения на привлеченный банк-исполнитель, если таковое обусловлено нарушением последним правил совершения расчетных операций, не является прямым возложением ответственности на банк-корреспондент, привлеченный для исполнения платежного поручения. Таким образом, при осуществлении расчетов в иностранной валюте между банками-корреспондентами, зарегистрированными на территории Российской Федерации, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение по общему правилу лежит на банке-респонденте.
Во избежание правовых последствий, связанных с действием санкций иностранного государства, банкам-респондентам рекомендуется предусматривать в договорах корреспондентского счета обязанность банка-корреспондента:
1) предпринять все возможные меры (получение разрешений, лицензий, одобрений, авторизаций и т.д. от компетентных государственных органов страны, вводящей санкции) для осуществления зачета встречных требований и проведения взаиморасчета по результатам такого зачета в случае приостановления расчетов по корреспондентским счетам американскими банками-корреспондентами;
2) требовать от банков-посредников реализации вышеуказанных мер в случае приостановления расчетов в иностранной валюте российскими банками.
Так, параграфом 589.501 Правил предусмотрено право резидентов США на получение общих и специальных лицензий на осуществление операций с заблокированным имуществом ("blocked property"), в частности, денежными средствами, находящимися на счетах НОСТРО российских банков, указанных в Перечне специально назначенных лиц, в американских банках-корреспондентах. Однако необходимо учитывать, что Комитет по контролю за имуществом иностранных лиц оставляет за собой право исключить какое-либо лицо, имущество или транзакцию из-под действия лицензии. Такое ограничение будет действовать с момента фактического получения соответствующего уведомления. Тем не менее положения Правил предоставляют право банкам-корреспондентам произвести взаиморасчеты в индивидуальном порядке.
Проанализировав правовые основания и последствия введения санкций, полагаем рациональным сделать вывод относительно безусловной политизированности введения санкций как международными организациями, так и иностранными государствами. Подчиненность режима корреспондентского счета национальному правопорядку, а также недостаточность нормативно-правового регулирования корреспондентских отношений, устанавливаемых с российскими уполномоченными и иностранными банками, существенно влияют на возможность внесудебного разрешения споров, связанных с неисполнением обязательств по договорам корреспондентского счета, в рамках правового поля. Однако рассмотренные проблемные вопросы могут быть нивелированы, а риски блокирования денежных средств минимизированы, при условии жесткого договорного регулирования и учета норм законодательства страны банка-корреспондента.