Снижение рисков при кредитовании малого и среднего бизнеса

Дата публикации: 
28.06.2015

малый бизнес
Каковы специфические кредитные риски, возникающие при кредитовании российскими банками субъектов малого и среднего предпринимательства? Именно они являются причиной низкой доступности кредитов. Рассмотрим применение гарантийных механизмов поддержки, которые должны отвечать интересам обеих сторон и давать синергетический эффект - эффективное управление риском для кредитных организаций, и возможность получить финансирование предприятиям малого и среднего бизнеса.

Проблема финансирования важного для развития национальной экономики сегмента - малого и среднего предпринимательства (МСП) - является в современных условиях одной из наиболее актуальных. Но в экспертном сообществе по-прежнему поднимается вопрос о недоступности кредитных ресурсов для малых и средних предприятий, реализующих инвестиционные проекты в неторговой и несырьевой сферах.

 

Рынок кредитования МСП российскими кредитными организациями

 

По данным Росстата и ФНС России, по состоянию на 1 января 2013 г. в Российской Федерации зарегистрировано 6037 тыс. субъектов МСП, в которых занято 17 729,2 тыс. человек. Каждый четвертый работник в России занят в секторе МСП. При этом на предприятиях (у юридических лиц) работает 12,2 млн человек (69,1%), у индивидуальных предпринимателей - 5,45 млн человек (30,9%).

Доля продукции и услуг, производимых субъектами МСП, в общем объеме продукции и услуг, производимых предприятиями страны, составляет около 25%.

Вместе с тем в первом полугодии 2013 г. в развитии малого и среднего предпринимательства зафиксирован ряд негативных тенденций.

Согласно данным ФНС России за период с 1 января по 1 июля 2013 г. число индивидуальных предпринимателей сократилось на 474,1 тыс. человек (11,5%).

В I квартале 2013 г. по сравнению с тем же периодом 2012 г., согласно данным Росстата, на 1,5% сократилось количество малых предприятий, на 3,4% - количество средних и на 0,8% - численность занятых на средних предприятиях работников.

Анализ банковского кредитования сектора МСП в 2013 г. показывает, что этот сегмент рынка продолжает динамично развиваться. Так, по данным Банка России, по состоянию на 1 декабря 2013 г. объем вновь предоставленных кредитов субъектам МСП в целом по Российской Федерации достиг 7176 млрд руб., что на 16% превышает показатель аналогичного периода прошлого года (6177 млрд руб.).

Объем кредитного портфеля субъектов МСП на 1 декабря 2013 г. также вырос и составил 5163 млрд руб., увеличившись на 15,4% (табл. 1) .

 

Таблица 1

 

Общая сумма задолженности по кредитам, предоставленным субъектам МСП

в Российской Федерации (тыс. руб.)

 

Заемщики

На 01.12.2012

На 01.01.2013

На 01.12.2013

за 12 мес., %

Юридические лица и ИП

19 492 370

19 580 175

22 503 827

15,40

в т.ч. МСП

4 471 152

4 493 760

5 163 343

15,50

Физические лица

7 541 685

7 711 630

9 730 395

29,0

Доля сектора МСП

16,54%

16,47%

16,02%

-0,52 п. п.

 

Интересной также представляется следующая информация Банка России : в III квартале 2013 г. при кредитовании малого и среднего предпринимательства наблюдалось ужесточение требований к финансовому положению заемщика и обеспечению.

При этом согласно тому же источнику существенными темпами растет спрос на новые кредиты сроком свыше 1 года (спрос на кредиты сроком до 1 года не увеличился), а также спрос на пролонгацию ранее выданных кредитов. По прогнозам в ближайшие 3 - 6 месяцев спрос вырастет еще на 20%.

Судя по результатам исследования "Предпринимательский климат в России: Индекс опоры - 2012" , получение краткосрочного (до 1 года) кредита сопряжено со значительными трудностями для 26% компаний, еще для 12% компаний это "практически невозможно". Кредит на срок от 1 года до 3 лет привлечь "достаточно сложно", по мнению 27% респондентов, "практически невозможно" - по оценке 14%. Что касается долгосрочных кредитов (на срок свыше 3 лет), то здесь негативных оценок еще больше: "достаточно сложно" - 27% и "практически невозможно" - 17%.

Согласно индексу бизнес-настроений предприятий малого и среднего бизнеса "Траст Индекс МСБ"  фактор доступности финансирования оказывает наибольшее влияние на развитие малого и среднего бизнеса в России. В общей доле в 2012 г. он увеличился по сравнению с началом 2012 г. с 38 до 54%.

Таким образом, вопрос доступности кредитования для субъектов МСП по-прежнему стоит очень остро. Главные проблемы, которые испытывают предприниматели, - это высокие процентные ставки и отсутствие надежного залогового обеспечения.

 

Специфика риска кредитования МСП

 

Из всего комплекса факторов кредитного риска можно выделить те, которые характерны для кредитования МСП:

- непрозрачность деятельности клиентов: отсутствие длительного track-record (ретроспективная задокументированная история деятельности предприятия, его собственников либо менеджмента в соответствующей области, отражающая достижение каких-либо результатов), кредитной истории, аудиторского подтверждения достоверности финансовой отчетности и т.д.;

- отсутствие деловой репутации инициаторов проекта (зачастую для финансирования инвестиционных проектов привлекаются проектные компании, управляемые номинальными директорами);

- предприятия сектора МСП более подвержены традиционным технологическим, производственным и коммерческим рискам ввиду более слабой диверсификации производства и сбыта;

- наличие бухгалтерских убытков даже при прибыльной финансовой деятельности, вызванное непрофессиональным ведением бухгалтерского учета наряду с процессом оптимизации налоговой нагрузки;

- низкая капитальная база.

Принимая во внимание вышеперечисленные риски, но не ограничиваясь ими, кредитные организации вынуждены создавать повышенные резервы на возможные потери, одновременно увеличивая ставку ссудного процента. Практика показывает, что кредиты, выданные субъектам МСП, классифицируются не выше III категории качества согласно Положению Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (далее - Положение N 254-П) даже при хорошем обслуживании долга. В данной ситуации единственным инструментом, объективно позволяющим снизить кредитный риск, а также формируемый резерв на возможные потери, является предоставление ликвидного обеспечения, покрывающего по залоговой стоимости сумму кредита и процентов.

 

Риск недостаточности и низкой ликвидности залогового обеспечения

 

Однако на данном этапе ситуация еще сильнее усугубляется не упомянутым нами риском, который стоит особняком при кредитовании субъектов МСП в настоящее время. Это риск недостаточности и низкой ликвидности залогового обеспечения.

Так, согласно гл. 6 Положения N 254-П обеспечение может быть использовано для корректировки созданного резерва, причем оно делится на две подгруппы: I и II категории качества. Обеспечение I категории для целей корректировки резерва принимается по полной оценочной стоимости. Однако к нему относятся в основном финансовые инструменты (банковские гарантии, гарантийные депозиты, ценные бумаги), эмитентом которых является компания, имеющая высокий международный долгосрочный рейтинг кредитоспособности. Такого рода обеспечения у субъектов МСП, естественно, нет.

Обеспечение II категории качества принимается с дисконтом в 50% к оценочной стоимости. К нему может относиться, по сути, любой залог вещей при наличии устойчивого рынка предметов залога и (или) иных достаточных оснований считать, что соответствующий предмет залога может быть реализован в срок, не превышающий 180 календарных дней со дня возникновения основания для обращения взыскания на залог. Имущество для такого рода залога у субъектов МСП есть. Однако если даже допустить, что оно ликвидно, его оценочная стоимость должна составлять 200 - 300% суммы кредита для покрытия его полной стоимости и процентов. Кредитная политика некоторых банков предполагает покрытие обеспечением процентов к уплате за весь период кредитования, таким образом, при долгосрочном кредитовании общая сумма требуемого обеспечения может превышать сумму запрашиваемого кредита в три и более раз.

Также российская практика пока не выработала адекватных подходов к оценке стоимости нематериальных активов (НМА) для целей залога, что могло бы оказаться полезным малым и средним предприятиям технологической сферы, где львиную долю активов и пассивов составляют именно НМА и задолженность по оплате труда персонала. Таким образом, при неизменных, базовых кредитных рисках, возникающих при кредитовании субъектов МСП, отсутствие адекватного залогового обеспечения по планируемой ссуде делает кредитование для банков слишком рискованным и неэффективным (в силу необходимости заблаговременного отнесения созданных резервов на убытки), а для субъектов МСП - практически недоступным.

Данная проблема присуща кредитованию МСП не только в России. С аналогичными проблемами сталкиваются кредитные организации и их клиенты - субъекты МСП в развитых и развивающихся странах по всему миру. Чтобы преодолеть подобного рода "разрыв" между необходимостью получения банковского кредита субъектами МСП и возможностью его получения ими, правительства различных стран внедряют инструменты поддержки малого и среднего предпринимательства, основанные на предоставлении гарантий и поручительств по кредитам, привлекаемым МСП в банках.

Далее рассмотрим гарантийные механизмы, реализованные в различных странах, а также новый инструмент, работающий на российском рынке, который позволяет кредитным организациям получить адекватное обеспечение по кредиту и снизить риски (резервы), а субъектам среднего предпринимательства - получить кредит.

 

Иностранный опыт государственной поддержки МСП

 

В соответствии с данными Справочника ОЭСР по финансированию субъектов малого и среднего предпринимательства (2013 г.) требования к обеспечению кредита (залогу) были одним из самых больших препятствий, с которыми сталкивались малые и средние предприятия при поиске новых кредитов.

В период после финансового кризиса 2008 - 2009 гг. доступ к финансированию у малых и средних предприятий ухудшился: многие правительства создали или расширили существующие программы кредитных гарантий (табл. 2).

 

Таблица 2

 

Меры государственной политики поддержки МСП в различных странах во время кризисных явлений

2008 - 2009 гг.

 

Меры государственной политики

Страны

Увеличение объема государственных гарантий по кредитам и (или) процента гарантированных кредитов, количества предприятий, имеющих право на получение кредита, и контрциклических займов

Канада, Чили, Дания, Финляндия, Франция, Венгрия, Италия, Южная Корея, Нидерланды, Португалия, Словакия, Словения, Швейцария, Таиланд, Великобритания, США

Специальные гарантии и займы для новых предприятий

Дания, Нидерланды

Увеличение объема государственных гарантий по экспортным кредитам

Дания, Финляндия, Нидерланды, Новая Зеландия, Португалия, Швеция, Швейцария

Государственное софинансирование

Швеция

Увеличение объема целевого кредитования

Чили, Венгрия, Корея, Словения

Финансирование и гарантирование венчурного капитала и акционерного капитала

Канада, Чили, Дания, Финляндия, Франция, Италия, Нидерланды, Новая Зеландия, Швеция, Великобритания

Новые программы: бизнес-консультирование

Дания, Новая Зеландия, Швеция

Освобождение от налогообложения, предоставление отсрочки платежа

Франция, Италия, Новая Зеландия, Швеция

Кредитное посредничество

Франция

 

В 2009 - 2012 гг. в некоторых странах в качестве антикризисных мер были запущены новые программы для создания рабочих мест, а некоторые гарантийные инструменты были адаптированы к конкретным категориям малых и средних предприятий, таким как стартапы или инновационные компании.

В Ирландии общий объем кредитования бизнеса снизился во время кризиса и еще больше - в период восстановления. В апреле 2012 г. правительство объявило о создании первой схемы кредитных гарантий. Гарантии покрывают 75% кредита (до 1 млн). Целевая группа - успешные предприниматели с высокой производительностью, подготовленным бизнес-планом и определенным рынком для своих товаров и услуг. Положительный опыт Франции также свидетельствует, что одной из самых значительных мер по содействию кредитованию малых и средних предприятий является предоставление гарантий OSEO - организацией, финансируемой как за счет государства (58,3%), так и за счет частного сектора (41,7%). Организация предоставляет гарантии, софинансирование, прямые кредиты на поддержку инноваций и услуг. Кроме того, OSEO предоставляет гарантии под фонды рискового капитала. Традиционными бенефициарами являются микропредприятия (46,5%), малые (31%) и средние (17,5%) предприятия.

Для облегчения доступа малых предприятий к банковским кредитам OSEO разделяет риски с банками по займам, выдаваемым на создание предприятия, гарантируя в объемах от 40 до 70% возвратность финансирования или же кредитуя предприятия совместно с банками. Деятельность OSEO в области финансирования и гарантий покрывает три типа потребностей малого бизнеса и его партнеров: долгосрочное кредитование и совместное финансирование с банками, краткосрочное финансирование, различные виды гарантий.

Правительством Японии также были созданы три государственных финансовых института: Японская финансовая корпорация для малого и среднего бизнеса (Japan Finance Corporation for Small & Medium Enterprise), Национальная финансовая корпорация (National Life Finance Corporation) и Шоко Чакин банк (Shoko Chukin Bank). Эти финансовые институты выполняют буферную роль при льготном кредитовании нуждающихся малых и средних предприятий по пониженным процентным ставкам и смягченным требованиям по залоговому и гарантийному обеспечению займов. Следует отметить, что примерно 90% общего объема кредитования малого и среднего предпринимательства осуществляется коммерческими банками и только около 10% кредитов предоставляется указанными государственными финансовыми организациями.

Кроме того, правительством Японии создана общенациональная система предоставления гарантий на получение кредитов, необходимых стартующим и развивающимся малым и средним предприятиям. Основу этой системы составила Корпорация кредитных гарантий для малых и средних предприятий (Credit Guarantee Corporation for SMEs), состоящая из 52 независимых отделений, которые в общей сложности ежегодно предоставляют гарантии на сумму 32 трлн иен. В целях повышения финансовой устойчивости этой организации Японская финансовая корпорация для малого и среднего бизнеса (Japan Finance Corporation for Small Business and Medium Enterprise - JASME) осуществляет перестраховку порядка 50% выданных кредитов.

В Италии существует множество гарантийных фондов, которые отличаются территориальным покрытием и индустриальной принадлежностью компаний-бенефициаров. Более 200 институтов объединены в 7 крупных федеральных фондов согласно их секторальной принадлежности. Фактически система разделена на два уровня: региональный и федеральный.

Первый уровень - региональный, это непосредственная работа с малыми и средними предприятиями. На втором уровне работа осуществляется не напрямую с малыми и средними предприятиями, а с региональными фондами. Эта двухуровневая система, организованная группой одинаковых институтов, позволяет покрыть больший объем рисков. Тем не менее банки могут обратиться и на второй уровень за прямыми гарантиями к государственным гарантийным фондам, таким как Центральный гарантийный фонд.

В Южной Корее в 1989 г. в соответствии с законом о финансовой поддержке нового технологичного бизнеса создан Корейский государственный фонд KOTEC (Korean Technology Finance Corporation) - некоммерческая гарантийная организация, которая предоставляет кредитные гарантии инновационным компаниям. Более 80% от общего числа гарантий было предоставлено компаниям, деятельность которых направлена на развитие и использование новых технологий. KOTEC также оказывает технологическую и управленческую поддержку, что включает оценку стоимости технологии, коммерциализацию технологий и привлечение инвестиций, комплексную оценку технологии, монетаризацию и условия ведения бизнеса.

Таким образом, международный опыт показывает, что гарантийные системы призваны обеспечить предоставление комплексной поддержки субъектам как малого, так и среднего предпринимательства с учетом разницы их потребностей. Гарантийные системы также являются неотъемлемым механизмом стимулирования экономически значимых отраслей экономики. Системы строятся на принципах единых стандартов и достигают максимальной эффективности при объединении под управлением центральной организации.

Описанные выше приемы можно представить в виде табл. 3.

 

Таблица 3

 

Гарантийные механизмы для снижения рисков кредитования МСП

 

Страна

Оператор

Государственное участие

Покрытие

Объем программ

Год основания

Франция

OSEO

Финансирование дочерней структуры

80% от суммы кредита

4,2 млрд евро (портфель по состоянию на 2012 г.)

1984

Италия

ISMEA

Финансирование дочерней структуры

70 - 80% от суммы кредита

Н/д

2007

Япония

Национальная федерация корпораций гарантирования кредитов

Финансирование сети корпораций гарантирования кредитов (75% участия)

80% от суммы кредита

~36 млрд долл. США (портфель по состоянию на 2012 г.)

1953

США

Администрация малого бизнеса

Предоставление гарантий банкам-партнерам за кредитование МСП

75 - 85% от суммы кредита

5,9 млрд евро (накопленный итог к 2012 г.)

1953

Германия

Burgschaftsbanken

Предоставление контргарантий

80% от суммы кредита

5,9 млрд евро (портфель по состоянию на 2011 г.)

1949 - 1955

Южная Корея

KODIT

Финансирование дочерней структуры

80% от суммы кредита

34,6 млрд долл. США (портфель по состоянию на 2011 г.)

1989

Евросоюз

Европейский инвестиционный фонд

Предоставление гарантий банком для обеспечения портфеля кредитов МСП

Гарантирование 50% портфеля кредитов. 120 - 180 млн евро на банк

6,6 млрд евро (портфель по состоянию на 2012 г.)

2001

Индия

CGTMSE

Финансирование дочерней структуры

50 - 85% от суммы кредита

1 млрд евро (портфель по состоянию на 2010 г.)

2000

 

 

Российский гарантийный механизм

 

В России действуют две гарантийные программы поддержки МСП.

Первая - система региональных гарантийных фондов. Гарантийный фонд - юридическое лицо, одним из учредителей которого является субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления, созданное для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным и иным финансовым ресурсам. Поручительства (гарантии) предоставляются коммерческим банкам, страховым компаниям, лизингодателям, заключившим с региональным гарантийным фондом соглашение о сотрудничестве. Отбор таких организаций осуществляется на конкурсной основе.

Объем ответственности регионального гарантийного фонда по заключенным договорам предоставления гарантии (поручительства) не превышает 70% от объема обязательств малого и среднего предприятия и организации инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства перед финансовой организацией.

Региональные гарантийные фонды к настоящему моменту созданы в 80 субъектах Российской Федерации (кроме Ненецкого, Чукотского автономных округов и Еврейской автономной области) с капитализацией более 37,7 млрд руб. За все время реализации программы (с 2006 г.) гарантийными фондами выдано 35,1 тыс. гарантийных обязательств на общую сумму более 100,9 млрд руб. Этот объем поручительств позволил привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства кредитные средства на сумму более 214,1 млрд руб.

Вторая новая программа - государственный гарантийный механизм поддержки среднего предпринимательства, реализуемый группой Внешэкономбанка.

Он представляет собой вертикальную систему контргарантий, выстроенную следующим образом: компания - субъект среднего предпринимательства, отвечающая определенным требованиям и испытывающая недостаток залогового обеспечения, может обратиться в ОАО "МСП Банк" (оператор гарантийного механизма) для получения банковской гарантии. Все обязательства ОАО "МСП Банк" по выданным в рамках механизма банковским гарантиям обеспечены банковской гарантией Внешэкономбанка, сумма которой составляет 40 млрд руб. В свою очередь банковская гарантия Внешэкономбанка частично обеспечена государственной гарантией Российской Федерации. Поскольку ОАО "МСП Банк" гарантирует 50% выдаваемых кредитов, объем гарантийной поддержки в 40 млрд руб. позволит коммерческим банкам обеспечить выдачу кредитов среднему бизнесу на сумму 80 млрд руб.

Поддержка в рамках этого механизма оказывается средним предприятиям, работающим в несырьевой и неторговой сферах. Размер проектов, финансируемых с привлечением гарантий, составляет от 100 млн до 2 млрд руб. (размер одной гарантии - от 50 млн до 1 млрд руб.). При этом предприятие должно привлечь в проект не менее 20% собственных средств. Срок кредитования под гарантии ОАО "МСП Банк" - от 2 до 10 лет. Стоимость гарантий для субъектов среднего предпринимательства не превысит 1,8% годовых и будет находиться в диапазоне 1,4 - 1,8% годовых (для инновационных проектов гарантии будут предоставляться по нижней границе стоимостного коридора).

Основное преимущество созданного механизма состоит в комбинации инструмента (банковская гарантия) и гаранта (ОАО "МСП Банк"), что позволит кредитным организациям учитывать полученное обеспечение как первоклассное.

Так, согласно п. 6.2.4 Положения N 254-П к обеспечению I категории качества (учитываемому по полной оценочной стоимости) могут быть отнесены в том числе "поручительства (гарантии) юридических лиц, если указанные юридические лица имеют инвестиционный рейтинг не ниже "BBB" по классификации рейтингового агентства S&P (Standard & Poor's) или рейтинг не ниже аналогичного по классификациям Fitch Ratings, Moody's".

ОАО "МСП Банк" по состоянию на текущую дату имеет следующие инвестиционные рейтинги, присвоенные агентством S&P:

- долгосрочный кредитный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте: "BBB" (прогноз - стабильный);

- долгосрочный кредитный рейтинг по обязательствам в национальной валюте: "BBB+" (прогноз - стабильный).

В связи с этим при условии сохранения рейтинга ОАО "МСП Банк" на текущем уровне банки-партнеры смогут учитывать его банковскую гарантию по полной стоимости.

Таким образом, появившийся в августе 2013 г. гарантийный механизм поддержки среднего предпринимательства, оператором которого является дочерняя структура Внешэкономбанка - ОАО "МСП Банк", может стать эффективным инструментом снижения рисков при кредитовании средних предприятий.

Также необходимо отметить, что в настоящее время на уровне Правительства Российской Федерации принято решение о создании Агентства кредитных гарантий, которое на первом этапе будет выполнять функции по координации деятельности региональных гарантийных фондов .

Отдельным направлением развития может стать создание системы управления кредитным риском с использованием банковской гарантии ОАО "МСП Банк" при кредитовании субъектов. Данная система могла бы обеспечить методологическую поддержку с учетом специфики рассматриваемого механизма. Также в рамках данной модели целесообразно было бы рассмотреть использование других государственных гарантийных инструментов поддержки предпринимательства, представленных в России, а по итогам всестороннего анализа влияния гарантийного механизма подготовить предложения по его оптимизации и настройке с учетом накопленных данных о международном опыте.

 

Выводы

 

Спрос на долгосрочное кредитование со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства высокий и продолжает расти. В то же время наблюдается дальнейшее ужесточение требований к финансовому состоянию заемщика и обеспечению при кредитовании субъектов МСП. Риски кредитования МСП также традиционно высоки, залоговая стоимость обеспечения, которое может предоставить предприятие, обычно не отличается ликвидностью и не покрывает кредит.

Созданный механизм гарантийной поддержки может стать эффективным инструментом, повышающим привлекательность кредитования конкретных инвестиционных проектов субъектов среднего предпринимательства и снижающим риски, связанные с залоговым обеспечением ссудной сделки.