Размещение банков на территории России сопряжено с рядом проблем, которые определяют необходимость подробного исследования пространственного аспекта развития банковского сектора. Наиболее значимая проблема заключается в недостаточном объеме банковских услуг для субъектов национальной экономики и граждан, что связано в первую очередь с сокращением числа региональных банков и приходом на их место даже не филиалов, а лишь представительств крупных российских банков, сильно ограниченных в возможностях принятия самостоятельных решений.
Политика Банка России, нацеленная на сокращение кредитных организаций, привела к тому, что внутренняя инфраструктура многих российских банков начала сужаться за счет закрытия их филиалов, что отразилось в первую очередь на уровне доступности банковских услуг во многих регионах страны. Малые и средние региональные банки, не способные соответствовать требованиям регулятора и противостоять конкурентному натиску столичных банков, вынуждены уходить с рынка, оставляя только центральные офисы, а нередко теряя и их в процессе поглощений. По нашему мнению, такая ситуация лишь обостряет проблемы развития региональной экономики, поскольку столичные банки и предприятия региона не могут достигнуть договоренностей, условия которых являлись бы оптимальными для каждой стороны.
По статистике Банка России, на конец 2012 г. в российском банковском секторе присутствовало 958 кредитных организаций, в то время как на начало 2012 г. - 978, а на начало 2011 г. - 1012.
Динамика убывания количества банков позволяет судить о проводимой государством политике сокращения количества кредитных организаций в инфраструктуре банковского сектора. При этом для сравнения следует отметить, что, по данным Центра экономических исследований МФПА, в США в 2009 г. присутствовало около 7100 банков и 82 000 филиалов, а в Германии в 2007 г. - 2300 банков. Рассматривая пространственное присутствие банков в динамике, можно сказать, что в наибольшей мере сокращение банков произошло в Центральном федеральном округе (более 20 банков с начала 2011 г.), а также в Приволжском федеральном округе (12 банков).
Исследуя причины такого сокращения, можно указать также на то, что большинство из присутствующих на рынке мелких и средних банков не могли оказать существенную кредитную поддержку в силу своей очень низкой капитализации, что в результате сделало эти банки нежизнеспособными. В этой ситуации вполне объективной является Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 года, ставящая основной целью повышение минимального размера уставного капитала вновь создаваемых банков с 1 января 2012 г. и минимальной величины собственных средств (капитала) созданных до этого времени банков с 1 января 2015 г. до 300 млн руб.
На протяжении двух лет Банк России следует к поставленной цели, и к концу 2012 г. в российской банковской системе присутствовало 354 банка с капиталом более 900 млн руб., при этом мелких банков с капиталом менее 180 млн руб. лишь 49 (в начале 2009 г. - 339) (табл. 1).
Доступность банковских услуг в регионах
Политика повышения требований к деятельности банков привела к тому, что в России еще более обострился вопрос, связанный с доступностью банковских услуг.
Анализируя данные, можно отметить, что в Центральном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах наблюдается наиболее высокая обеспеченность жителей банковскими организациями: на каждую тысячу жителей округа приходится чуть более одного банка, тогда как в США - 33, в Германии - 58, в Италии - 57.
Прочие регионы имеют показатель институциональной обеспеченности, не достигающий даже единицы. Все это свидетельствует о том, что, несмотря на всю объективность заявлений властей о необходимости сокращения банковской системы, такая политика лишь вредит развитию региональных экономик.
Рассматривая структуру региональных банковских систем по признаку присутствия собственных и инорегиональных банков и их филиалов, можно указать, что практически все регионы России находятся в одной ситуации: на фоне снижения собственных кредитных организаций количество филиалов из других регионов растет; как правило, это филиалы крупных столичных банков, которые либо скупают региональные банки, либо выходят на региональный рынок с более высокими конкурентными преимуществами. Известно, что крупнейшие банки имеют лучшие условия работы, позволяющие им достичь существенных конкурентных преимуществ и обеспечить более высокие по сравнению с региональными банками результаты деятельности.
.
Причины региональной экспансии крупных банков
Можно указать следующие причины столь агрессивной региональной экспансии крупных столичных банков: расширение и диверсификация их собственного бизнеса с целью увеличения доходов и снижения рисков; слабость региональной банковской системы; ужесточение требований регулятора; перенасыщенность московского рынка розничными продуктами, что подталкивает банки к более активному продвижению в регионы.
Настоящая региональная экспансия инорегиональных банков характеризуется следующими признаками:
1. Принятие банками курса на развитие розницы, что обусловливает массовое создание точек продаж. Поэтому сегодня каждый инорегиональный банк имеет разработанную стратегию "сплошного покрытия": быть в каждом округе, в каждом регионе, в городах-миллионниках, в крупных городах и т.д.
2. Формирование новых подразделений инорегиональных банков и реорганизация их действующих структурных подразделений. В целом их можно разделить на три основные группы: это филиал - универсальный офис, розничное мини-отделение и все остальные форматы, которые, в свою очередь, являются комбинациями первых двух форматов.
3. Тесное сотрудничество с небанковскими финансовыми институтами, в результате которого формируются "финансовые супермаркеты", имеющие высокие конкурентные преимущества перед региональными банками.
Несмотря на то что филиалы инорегиональных банков занимают во многих регионах лидирующие позиции, их роль главным образом заключается в определении ориентиров ценовой конкуренции и стимулировании развития современных банковских технологий в региональных банках, но, к сожалению, не в обеспечении региональной экономики заемными ресурсами. Следует сказать, что снижение роли региональной банковской системы в результате уменьшения количества филиалов прослеживается не только в институциональном аспекте, но и в объемах предоставляемых услуг.
Среди округов, представленных в табл. 3, обращает на себя внимание Центральный федеральный округ, где собственные региональные банки доминируют в объемах размещаемых и привлекаемых от клиентов ресурсов, несмотря на то что количество филиалов инорегиональных банков выше. Такая же ситуация наблюдается в Северо-Западном федеральном округе: при наличии 79 собственных банков и филиалов и 305 филиалов инорегиональных банков местные банки и их филиальная сеть размещают в 10 раз больше средств по сравнению с филиалами, расположенными на территории округа. Однако противоположная ситуация складывается в прочих округах России, где филиалы инорегиональных банков доминируют не только в количественном аспекте, но и по объемам предоставляемых услуг. Наибольший разрыв можно наблюдать в Приволжском и Сибирском федеральных округах, где объемы услуг местных банков и их филиалов в 2 - 3 и более раз ниже, чем у филиалов, расположенных на территории регионов округа.
Обобщая все вышесказанное, можно указать на следующие тенденции развития региональной банковской системы:
- захват лидирующего положения филиалами банков федерального уровня и стабилизация этой ситуации, снижение роли региональных банков;
- сохранение на протяжении длительного времени группы ключевых региональных банков, конкурирующих в первую очередь между собой.
Слияния и поглощения в банковской системе
Одним из способов входа на рынок филиалов крупных банков является их слияние или поглощение ими мелких и средних региональных банков. Поскольку сделки по подобной реорганизации региональных банков за последние 4 - 5 лет участились, регулятором было введено в действие Положение о реорганизации кредитных организаций в форме слияния и присоединения (утв. Банком России от 29.08.2012 N 386-П), определяющее перечень сведений и документов, необходимых для осуществления государственной регистрации вновь созданных кредитных организаций, а также регулирующее особенности лицензирования деятельности кредитных организаций при их реорганизации в указанных формах.
Анализируя участие российских банков в сделках слияний и поглощений, можно сделать следующие выводы . Три крупнейших российских банка - Газпромбанк, ВТБ и Сбербанк - на протяжении последних пяти лет активно наращивают присутствие на рынках M&A. Масштаб деятельности и широкий спектр предлагаемых банковских инструментов позволяют российским банкам играть ведущую роль в наиболее крупных и сложных сделках, в том числе с участием государства и крупнейших российских корпораций.
Исходя из данных, можно сказать, что роль крупнейших российских банков на рынках M&A продолжает возрастать: так, в I полугодии 2012 г. тройка крупнейших российских универсальных банков участвовала в более чем 70% сделок M&A по денежному объему и в половине сделок по количеству.
С 2011 г. по настоящее время наблюдается рост активности сделок слияний и поглощений в региональных банковских системах в результате повышения требований регулятора к собственному капиталу банков, а также высокая зависимость рынка от сделок банков с государственным участием. Проведенное исследование, результаты которого представлены в статье, позволяет заключить, что периоды до- и послекризисного развития банковского сектора характеризуются розничной специализацией банков и активной региональной экспансией через расширение филиальной сети крупных банков. Все это еще раз подтверждает тот факт, что региональная банковская система имеет тенденции к сокращению, несмотря на то что именно региональные банки способны в полной мере удовлетворить потребности хозяйствующих субъектов не только в необходимых объемах, но и на условиях, одинаково приемлемых для обеих сторон.
Интеграция региональных банков
Для решения вышеназванных проблем эксперты предлагают варианты успешного развития региональных банков и их филиалов через консолидацию, например создание региональных центров процессинга и электронного банкинга, совместных служб инкассации, кредитных синдикатов . В частности, совместный региональный центр процессинга и электронного банкинга может обеспечить возможность выхода региональных банков на рынок высокотехнологичных банковских услуг. Что касается консолидированной службы инкассации, то собственная инкассация для многих банков регионального значения является низкорентабельным или даже убыточным направлением, поэтому создание коллективной службы инкассации позволит снизить издержки каждого банка.
Кредитный синдикат банков регионального значения представляет собой организованную форму размещения крупного кредита, сформированного долями банков, входящих в синдикат.
Можно предложить следующие формы интеграции региональных банков:
1. Региональный стратегический банковский союз - некоммерческая организация, созданная банками регионального значения.
2. Небанковская кредитная организация или расчетная небанковская кредитная организация.
3. Банк регионального взаимодействия, через который будут реализовываться поставленные цели.
На практике объединение между банками уже существует. Так, в 2008 г. Росбанком и Юниаструм Банком была создана объединенная банкоматная сеть, после чего в 2010 г. об объединении заявили Сбербанк и Уралсиб, ОТП Банк и ВТБ24; в 2010 - 2011 гг. объединили банкоматные сети банки группы ВТБ - ВТБ24, Транскредитбанк и Банк Москвы. Альфа-Банк также является одним из активных участников этого процесса: на текущий момент у него подписаны соглашения об объединении сетей с пятью банками (Росбанком, Промсвязьбанком, МДМ Банком, Мастер-Банком, УБРиР), их совокупная сеть насчитывает около 11 тысяч банкоматов. Однако все вышеперечисленные банки являются крупными банками, филиалы которых составляют конкуренцию региональным банкам. Но несомненным является тот факт, что опыт объединения банкоматных сетей крупных банков может стать очень полезным и для региональных банков, цель которых в настоящее время - выживание.