Закон о национальной платежной системе действует уже более полутора лет, и сегодня интересно оценить, какие изменения в платежной инфраструктуре произошли за этот период, как изменился функционал банковских платежных агентов и какие шаги необходимы для создания полноценных расчетно-платежных сервисов. В целом становление национальной платежной системы идет очень активно, но пока отсутствует целый ряд ключевых элементов инфраструктурного характера.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность банковских платежных агентов (субагентов), является Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон об НПС). В нем определены субъекты НПС, зафиксированы их функции, установлены требования к организации и функционированию платежных систем, описан порядок оказания платежных услуг. Другим законом, регулирующим деятельность банковских платежных агентов, является Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
В соответствии с Законом об НПС кредитные организации, получившие статус операторов по переводу денежных средств и статус ключевых субъектов НПС, могут привлекать банковских платежных агентов. К банковским платежным агентам относят юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуального предпринимателя, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом об НПС.
Закон об НПС существенно расширил функционал платежных агентов. Согласно ст. 14 данного Закона к функциям платежного агента отнесены:
- прием от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача их такому лицу (в т.ч. посредством платежных терминалов и банкоматов);
- предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования в соответствии с условиями, установленными оператором по переводу денежных средств;
- проведение идентификации клиента - физического лица, его представителя и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с требованиями российского законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В Законе указано, что сама кредитная организация не может быть банковским платежным агентом (п. 4 ст. 3 Закона об НПС).
Банковские платежные агенты и платежные субагенты участвуют в оказании услуг по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых соответственно с операторами по переводу денежных средств и банковскими платежными агентами.
Закон предусматривает открытие платежным агентом специального банковского счета, по которому могут осуществляться следующие операции:
- зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;
- зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;
- списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;
- списание денежных средств на банковские счета.
Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
В результате принятия Закона об НПС произошло значительное расширение функционала банковских платежных агентов в части выдачи денежных средств, идентификации и целевого характера принимаемых платежей. Как отметил вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов, функционал банковского платежного агента теперь сочетается с функционалом кредитного брокера либо институционального кредитора (МФО, кредитного кооператива или ломбарда). Если совместить все эти функции, то агенты превращаются в поставщиков всего спектра классических финансовых услуг. Они могут продавать кредиты разных банков: выдавать сумму кредита и принимать платежи в его погашение. А если POS-терминал оснащен GPRS-модулем, то можно вести операции по банковским счетам через карты.
Институциональная инфраструктура платежных агентов
Очевидно, что изменение банковского законодательства в части расширения функций банковских платежных агентов рассматривалось прежде всего как создание нового канала продвижения банковских услуг, способствующего росту доступности финансовых услуг, главным образом платежей и расчетов, в регионах с низким банковским присутствием, в малых городах и компенсирующего недостаточную институциональную обеспеченность населения платежными услугами.
Согласно последним исследованиям Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) именно переводы и платежи являются наиболее востребованной у населения банковской услугой. В тройку наиболее востребованных банковских услуг также входят зарплатные карты и потребительские кредиты. Характерно, что при стабилизации общей доли потребителей банковских услуг на уровне 77% именно по переводам и регулярным платежам произошло снижение доли пользователей - из-за активности небанковских провайдеров платежных услуг, осваивающих перспективный сегмент рынка.
Рассмотрим, как соотносится потребность населения в осуществлении платежей и переводов с текущей институциональной структурой. По данным Банка России, на 1 января 2013 г. общее количество учреждений банковской системы (кредитных организаций, их филиалов, дополнительных офисов, кредитно-кассовых и операционных офисов, операционных касс вне кассового узла, учреждений Банка России) составляло 46 451 единицу. Характерной особенностью сложившейся институциональной структуры является преобладание внутренних структурных подразделений кредитных организаций (кредитно-кассовых и операционных офисов, операционных касс и допофисов), на долю которых приходится более 90% учреждений.
В целом прирост количества учреждений банков в расчете на 1 млн жителей шел достаточно вяло, динамика за пять лет (с 2008 по 2013 г.) демонстрировала незначительный рост: с 289 до 325 учреждений на 1 млн жителей.
Однако если в среднем по России показатель обеспеченности населения банковскими услугами сопоставим с уровнем европейских стран, то при рассмотрении размещения банков в региональном разрезе диспропорции очевидны. В любом исследовании, посвященном анализу российской банковской системы, в первую очередь, как правило, указывается на территориальные диспропорции: так, на 1 апреля 2013 г. из 1095 зарегистрированных кредитных организаций (954 действующих) почти 60% приходятся на Центральный округ, в том числе 53,5% - на Москву и Московскую область.
Расширение агентской сети было нацелено на форсированный рост низкобюджетных каналов предоставления финансовых услуг. Отметим, что с этой задачей банковские платежные агенты справились более чем успешно. За время, прошедшее с даты принятия Закона об НПС, положительная динамика роста сети платежных агентов свидетельствует о значительно более равномерном их распределении по территории страны по сравнению с кредитными организациями.
Согласно результатам Центра исследований платежных систем и расчетов распределение банковских платежных агентов практически совпадает с распределением численности населения по федеральным округам.
Исследованием были охвачены 7822 агента во всех федеральных округах России. Общее количество пунктов обслуживания данных агентов составило 419 021 единицу.
На Центральный федеральный округ приходится 28% от общего количества платежных агентов, далее следует Приволжский округ - 19%. Доля агентов, расположенных в Южном, Сибирском и Уральском округах, примерно одинакова (11 - 12%). Показательно, что на Дальневосточный и Северо-Западный округа приходятся примерно равные доли в 7 и 8% соответственно. Традиционным аутсайдером является Северо-Кавказский федеральный округ (4%).
Очевидно, что агентская модель, интегрированная с банком на операционном уровне, позволяет значительно улучшить и выровнять доступность платежных сервисов и финансовых услуг в сфере розничных платежей и обслуживания населения.
Банковские платежные агенты для оказания услуг населению используют главным образом платежные терминалы, которые могут быть установлены в любой сколь угодно отдаленной точке. Однако функционал у терминалов самообслуживания минимальный - прием наличных в оплату различных услуг, главным образом за пользование сотовой связью.
Характерно, что банки также начали активно использовать банкоматы и платежные терминалы с функцией приема наличных. В 2008 - 2013 гг. их количество возросло более чем в 10 раз, а количество банкоматов с функцией выдачи наличных и функцией приема оплаты товаров - в 2,5 раза.
Структура и доходность операций платежных агентов
В ходе исследования структуры операций платежных агентов было подтверждено, что основной объем платежей как в количественном, так и в денежном выражении приходится на оплату услуг связи.
На втором месте по количеству проводимых операций - оплата Интернета и коммерческого телевидения, затем идут оплата услуг ЖКХ и пополнение электронных кошельков.
Возможность банковских агентов принимать средства населения в погашение кредитов обеспечила рост объемов платежей, хотя количество операций остается крайне незначительным. Средняя сумма операции по погашению кредитов составила 2571 руб., в то время как средний платеж за услуги связи составил 94 руб., за Интернет и коммерческое телевидение - 380 руб. Проранжировав суммарные объемы платежей по видам операций, можно сделать вывод, что наибольшие суммы идут:
- на погашение кредитов;
- на пополнение электронных кошельков;
- на осуществление бюджетных платежей (налоги, сборы, госпошлины).
Представления заемщиков о высокой комиссии, взимаемой платежными агентами, основаны на действительно высоком среднем размере комиссии за оплату услуг связи (5%). Поскольку удельный вес данных платежей в структуре услуг агентов, как было показано выше, составляет более 95%, повышается средняя стоимость агентских операций для клиента.
Кстати, сами агенты объясняют высокую комиссию за оплату услуг связи низкой средней суммой платежа за данные услуги. По остальным видам операций комиссии платежных агентов в разы меньше.
В целом средняя стоимость предоставления финансовых услуг для потребителей через агентов достаточно высока и составляет 3,87% от суммы платежа. Для сравнения: стоимость оказания платежной услуги через Сбербанк России - 3%.
Данные Центра исследования платежных систем и расчетов свидетельствуют о низкой доходности бизнеса платежных агентов. При среднем обороте на точку обслуживания 130,2 тыс. руб. и средней сумме комиссии 4 руб. средний доход агента составляет чуть более 5 тыс. руб. в месяц. При указанной выше доходности срок окупаемости офисного терминала без учета затрат на аренду и обслуживание составляет около 14 месяцев, уличного - около 20 месяцев. Уровень рентабельности бизнеса платежного агента позволяет вести этот бизнес в качестве основного источника прибыли, только используя устройства самообслуживания (платежные терминалы).
Низкий уровень дохода на одну точку обслуживания агентов позволяет им вести бизнес по предоставлению финансовых услуг с помощью рабочей силы (оператора) только как вспомогательный источник дохода в дополнение к основному бизнесу (торговля, услуги, иное).
Банковские платежные агенты vs. универсальная электронная карта: конкуренция или интеграция?
Запуск проекта универсальной электронной карты производится в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В частности, в ст. ст. 22 - 28 регламентируются основные параметры использования УЭК. Предполагается, что универсальная электронная карта может иметь несколько независимо функционирующих электронных приложений: федеральные, региональные и муниципальные, обеспечивающие получение государственных услуг и услуг иных организаций на всей территории Российской Федерации. Отметим, что универсальная электронная карта должна иметь федеральные электронные приложения, обеспечивающие:
1) идентификацию пользователя универсальной электронной картой в целях получения им при ее использовании доступа к государственным услугам и услугам иных организаций;
2) получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского страхования);
3) получение государственных услуг в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования);
4) получение банковских услуг (электронное банковское приложение).
С начала текущего года проект УЭК принимает все более законченные черты. В мае - июне текущего года планируется запуск портала, объединяющего сервисы идентификации граждан и сервисы платежей аналогично самой карте, которая содержит персональные данные ее владельца и банковское приложение. На портале у каждого обладателя УЭК будет личный кабинет.
На нем также будут представлены справочники платежных реквизитов госуслуг во всех субъектах Российской Федерации. ФМС России совместно с ОАО "УЭК" и иными федеральными органами исполнительной власти в настоящее время ведет подготовку законопроекта "Об электронном паспорте". Исходя из длительности срока действия электронного паспорта (более 5, а скорее всего, 10 лет) и наблюдаемых ныне средних сроков физического износа контактных интерфейсов будущий "электронный паспорт" граждан России будет, скорее всего, выполнен в форме карты с исключительно бесконтактным интерфейсом.
Существующий бесконтактный MIFARE-интерфейс в УЭК уже способен взаимодействовать с NFC-телефонами и в будущем - с бесконтактными считывателями в POS-терминалах, для чего потребуются лишь их соответствующая настройка и отладка программного обеспечения. Расчеты по платежной системе "Универсальная электронная карта" осуществляются через расчетный центр ОАО "Сбербанк России".
Объявленный функционал УЭК потенциально конкурирует с функционалом банковских платежных агентов, не просто предоставляя более широкий спектр услуг: в перспективе, будучи интегрированными в единую национальную платежную систему, расчеты с помощью УЭК станут одним из ее ключевых элементов. На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации через порталы госуслуг и сеть терминалов/инфоматов оказывается более 3 тыс. услуг в электронном виде, доступ к которым может быть получен посредством УЭК, 71 регион совместно с ОАО "УЭК" начали тестировать оплату поездок на транспорте с помощью УЭК. Правда, полноценная реализация всех платежных сервисов, интегрированных в УЭК, займет достаточно продолжительное время, поэтому в краткосрочной перспективе она не является угрозой для бизнеса банковских платежных агентов.
УЭК предполагает интеграцию с банками посредством размещения ими своих приложений на УЭК, причем среди преимуществ, которые получат банки от присоединения к проекту "Универсальная электронная карта", - увеличение числа клиентов, получение комиссионного дохода с транзакций по оплате населением госуслуг и поездок на транспорте. Однако предполагается, что основным преимуществом карты станет построение единственного канала взаимодействия с УЭК вместо использования множества каналов с многочисленными отдельными платежными агентами.
Первый вице-президент ОАО "УЭК" Анна Катамадзе подтвердила, что на сегодняшний день в рамках проекта "Универсальная электронная карта":
- принято более 46 тыс. заявлений на выдачу карты;
- изготовлено более 31 тыс. карт;
- до конца 2013 г., по информации, полученной федеральной уполномоченной организацией от субъектов Российской Федерации, планируется выдать около 3,5 млн карт;
- в целом ОАО "УЭК" до конца 2015 г. планирует обеспечить эмиссию порядка 12 млн карт .
Для банков возможны несколько форм участия в проекте: они могут стать либо эмитентами платежного приложения УЭК, либо эквайрерами платежного приложения, либо операторами канала обслуживания или операторами поставщиков услуг, либо центрами персонализации.
По данным на апрель 2013 г., в проекте УЭК участвовало 14 банков, крупнейшими из которых стали Сбербанк, АК Барс, Уралсиб, Ханты-Мансийский банк.
Выводы
В целом становление НПС идет очень активно, формируются новые элементы платежной инфраструктуры, возникают новые субъекты платежных сервисов, расширяется функционал действующих платежных агентов. Вместе с тем эксперты рынка указывают, что пока отсутствует целый ряд ключевых элементов инфраструктурного характера. В частности, Карл Сумманен, вице-президент ВТБ, отмечает, что для полноты НПС должны присутствовать такие компоненты, как национальная инвойсинговая система (НИС), национальная система розничных платежей (НСРП), национальная система цифровых денег (НСЦД). Функции НИС и НСЦД сегодня не закрыты вообще, функции НСРП выполняются международными платежными системами, что не может считаться окончательным решением .
Сегодня регулятор предпринимает активные шаги для решения проблем НПС и создания в России полнофункциональной платежной инфраструктуры. Совет директоров Банка России в ближайшее время обсудит возможность создания национального центра обработки внутрироссийских транзакций по картам международных платежных систем на базе уже созданной централизованной информационно-технической инфраструктуры Банка России. При этом Банк России может взять на себя функции расчетного, операционного и клирингового центров.
Согласно российскому законодательству международные платежные системы до 1 июля 2014 г. должны перевести свой клиринг в Российскую Федерацию.
Председатель совета Ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов, признавая эффективность операторов электронных денежных средств и банковских платежных агентов, постоянно ищущих инновационные, оригинальные решения, увеличивающие доступность и разнообразие финансовых услуг для населения в самых отдаленных регионах, считает, что у российской НПС есть значительный потенциал развития в направлении большей технологичности и снижения издержек.