Применительно к деятельности коммерческого банка на межбанковском рынке и рынке банковских долговых обязательств лимитирование выступает как повсеместно необходимый способ управления кредитным риском при активных операциях с банками-контрагентами. В статье предложено описание процедуры установления лимита на межбанковское кредитование, которая может быть использована для разработки внутреннего банковского регламента установления лимитов операций на рынке МБК.
Принимая деньги вкладчиков и предоставляя их заемщикам, банки выполняют роль финансовых посредников. Разрывы в платежном обороте банков вследствие различия в сроках, на которые средства привлекаются и размещаются, в разные моменты времени приводят банки к периодическому снижению или потере ликвидности. В силу этого на рынке межбанковских кредитов банки компенсируют прогнозируемое снижение или потерю ликвидности на необходимый период времени.
Рынок межбанковского кредитования характеризуется наличием главных участников рынка - продавцов и покупателей кредитов (банков и небанковских кредитных организаций); финансовых инструментов; площадок, на которых в результате согласования спроса и предложения кредитов выявляется их рыночная цена (процентные ставки за кредит); регулирующих органов, воздействующих на рынок; организаций, создающих инфраструктуру рынка. Основной функцией межбанковского кредитного рынка является поддержание ликвидности кредитных организаций, что требует создания аналитических технологий, направленных на оценку текущего финансово-экономического состояния банков-контрагентов и их ликвидности. При наличии большого числа контрагентов и, соответственно, большого числа операций с ними на рынке межбанковского кредитования возникает потребность в оценке эффективности проведения таких операций, в механизмах определения издержек на проведение этих операций и минимизации указанных издержек.
Наличие большого числа участников рынка МБК и потенциальных контрагентов обусловливает формирование простых механизмов определения кредитных лимитов на контрагентов на основе экспресс-анализа их финансово-экономического состояния.
Условия выдачи и погашения кредитов на межбанковском рынке определяются коммерческими банками на основе оценки банка-заемщика как субъекта кредитных отношений. Основным объектом кредитования банками друг друга выступает разрыв в платежном обороте.
Подходы к установлению лимитов межбанковского кредитования
Установление лимитов для ограничения рисков, связанных с проведением активных операций на межбанковском рынке, основывается на определенных базовых принципах и порядке.
Лимитирование операций межбанковского кредитования осуществляется с учетом законодательства Российской Федерации и нормативных документов Банка России, в частности:
- Инструкции Банка России от 03.12.2012 N 139-И "Об обязательных нормативах банков";
- Положения Банка России от 10.02.2003 N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций";
- Положения Банка России от 16.12.2003 N 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах";
- Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности";
- Положения Банка России от 20.03.2006 N 283-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери";
- Указания Банка России от 30.04.2008 N 2005-У "Об оценке экономического положения банков";
- Письма Банка России от 23.06.2004 N 70-Т "О типичных банковских рисках".
Кроме того, процедуры лимитирования должны соответствовать уставу банка и другим внутрибанковским нормативным документам.
Кредитный риск - риск возникновения у банка убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями договора. Лимит по операциям межбанковского кредитования - размер кредитного риска, принимаемый банком-кредитором на банк-контрагент, выраженный в российских рублях или в иностранной валюте.
Примечание. При наличии взаимных сопоставимых требований и обязательств с банком-контрагентом сальдированная сумма требований и обязательств не должна превышать размер совокупного установленного лимита.
Размещение временно свободных средств коммерческих банков осуществляется с использованием следующих финансовых инструментов:
- межбанковских кредитов;
- межбанковских депозитов;
- денежных средств на ностро-счетах;
- долговых обязательств банков-контрагентов.
Привлечение средств коммерческими банками осуществляется с использованием следующих финансовых инструментов:
- межбанковских кредитов;
- межбанковских депозитов;
- денежных средств на лоро-счетах;
- выпущенных долговых обязательств банка.
По операциям, проводимым на межбанковском рынке, устанавливаются следующие виды внутренних лимитов коммерческого банка:
- совокупный лимит по банку-контрагенту, размер которого устанавливается в зависимости от кредитного рейтинга, присвоенного банку-контрагенту, в соответствии с внутренней методикой оценки кредитоспособности банков-контрагентов и определения лимита на проведение операций с ними;
- лимит кредитования под залог, который определяется в зависимости от вида и рыночной стоимости залогового имущества, дисконта и прочих условий кредитования.
Деятельность коммерческого банка на межбанковском рынке осуществляется в соответствии с решениями кредитного комитета банка, определяющими максимальные размеры размещенных денежных средств, максимальные размеры операций по покупке и продаже наличной и безналичной иностранной валюты, максимальные размеры операций с долговыми обязательствами банков-контрагентов.
Предварительное рассмотрение договоров о сотрудничестве на межбанковском рынке проводится департаментом казначейства. Основными операциями, риск по которым ограничивается лимитами, являются конверсионные операции, депозитные (кредитные) операции (МБК), банкнотные операции. Валютой сделки межбанковского кредитования могут являться любая свободно конвертируемая валюта и российский рубль. Решение о проведении операций с иными валютами оформляется отдельным решением кредитного комитета на основании заключения подразделения финансового анализа и рисков.
Лимиты устанавливаются в абсолютных цифрах в рублях РФ, долларах США или евро. Они устанавливаются на краткосрочные операции, срок предоставления денежных ресурсов по которым на каждого контрагента не может превышать 180 дней.
Функция внесения предложений по установлению лимитов на проведение межбанковских операций возлагается непосредственно на департамент казначейства банка. Контроль над фактическим использованием лимитов осуществляется директором департамента и бэк-офисом департамента казначейства.
Департамент казначейства представляет предложения по установлению, изменению или закрытию лимитов на банки-контрагенты в служебной записке в свободной форме и направляет ее по электронной почте в подразделение финансового анализа и рисков на рассмотрение. Подразделение финансового анализа и рисков проводит анализ финансового состояния банка-контрагента (или потенциального контрагента) и направляет результаты указанного анализа электронной почтой в департамент казначейства.
В случае положительного заключения подразделения финансового анализа и рисков департамент казначейства выносит предложения по установлению лимитов на заседание кредитного комитета. Решения кредитного комитета оформляются в виде протокола.
Лимиты на банки пересматриваются регулярно на основе ежемесячных балансов по счетам второго порядка, значений обязательных экономических нормативов, установленных Банком России, и дополнительной информации. Кредитный комитет утверждает новые списки лимитов на банки-контрагенты не реже одного раза в квартал.
Критерии установления лимита на банк-контрагент
Основные критерии установления лимита:
- банк-контрагент должен относиться к числу банков с хорошей деловой репутацией и должен быть включен в известные публикуемые рейтинги;
- валюта баланса не должна быть на любую отчетную дату меньше установленной банком величины (например, не должна быть менее 50 млн долл. США);
- банк, как правило, должен иметь валютную лицензию;
- собственный капитал (уставный фонд, прочие фонды и нераспределенная прибыль за вычетом иммобилизации) не должен быть меньше 5 млн евро;
- портфель государственных ценных бумаг должен быть сопоставим с одним из установленных базовых показателей (капитал, привлеченные средства до востребования, кредитный портфель и т.д.);
- должны присутствовать принцип взаимности и положительный опыт сотрудничества.
В дополнение к вышеизложенным критериям внутренними нормативными документами банка могут быть установлены и другие критерии для принятия решений по установлению лимитов на банк-контрагент.
Установленные лимиты могут быть изменены с учетом поправочных коэффициентов - как повышающих, так и понижающих - в зависимости от учитываемых факторов.
К факторам, влияющим на увеличение суммы лимита, может быть отнесен длительный положительный опыт сотрудничества.
К факторам, влияющим на уменьшение суммы лимита, может быть отнесена негативная информация о банке-контрагенте, его собственниках, высшем менеджменте, крупнейших клиентах и контрагентах, появившаяся в СМИ.
Лимиты на банки-контрагенты распределяются по типам операций:
- бланковый - лимит без обеспечения на сделки МБК;
- бланковый на межбанковском рынке (Лимит задолженности - Лимит на сделки МБК, форекс, форвард, своп, банкнотные операции, обязательства или требования по которым исполняются через n дней, где n = 1 и более дней);
- бланковый на валютном рынке (Внутридневный лимит - Лимит на форексные, банкнотные операции и сделки своп, обязательства и требования по которым исполняются в течение дня).
Контроль за соблюдением лимитов по межбанковским кредитам
Операции, связанные с предоставлением денежных ресурсов на межбанковском рынке на срок более 180 дней, рассматриваются кредитным комитетом банка отдельно либо согласуются с президентом (председателем правления) банка или лицом, его замещающим.
При необходимости директор департамента казначейства может превысить лимит и срок на конкретный банк в пределах суммы и срока, установленных решением кредитного комитета.
Превышение лимитов по сумме и срокам сверх установленных кредитным комитетом и разрешенных директору департамента казначейства допускается либо с письменного разрешения президента (председателя правления или заместителя председателя правления, временно исполняющего его обязанности) в соответствующей служебной записке от департамента казначейства в случае наделения кредитным комитетом президента (председателя правления или лица, его замещающего) соответствующими полномочиями, либо кредитным комитетом.
Ответственность за несанкционированное предоставление ресурсов на межбанковском рынке (в случае отсутствия лимита на контрагента или при превышении лимита по сумме, сроку, виду валюты без соответствующего оформления разрешения на превышение) возлагается на руководителя департамента казначейства или лицо, временно исполняющее его обязанности.
Мониторинг текущего финансового состояния банков-контрагентов осуществляется подразделением финансового анализа и рисков.
В случае необходимости оперативного реагирования на ухудшение финансового положения конкретного банка-контрагента департамент казначейства или управление финансового анализа и рисков выносят соответствующий вопрос на внеочередное заседание кредитного комитета. До проведения заседания кредитного комитета операции с данным банком-контрагентом могут приостанавливаться по устному распоряжению президента (председателя правления) банка.
В рамках утвержденных кредитным комитетом банка лимитов для проведения активных операций директор департамента казначейства доводит до сотрудников соответствующих подразделений лимиты в разбивке по типам операций и банкам-контрагентам путем рассылки приказа об установлении лимитов на банки-контрагенты и копии протокола кредитного комитета.
Выводы
Лимитирование как метод управления кредитным риском, оставленным на собственном удержании, носит, как правило, краткосрочный характер и широко применяется для оперативного регулирования ликвидности банка при проведении операций с банками-контрагентами.