Проблемные активы кредитных организаций делятся на две части: собственные проблемные активы и проблемные активы клиентов - заемщиков и вкладчиков. Решение связанных с ними проблем в комплексе невозможно хотя бы потому, что ни одна кредитная организация не может функционировать в безрисковом поле, это противоречит самой сути ее существования. Вместе с тем, учитывая, что объемы собственных средств банков всегда минимальны, необходимо уделять особое внимание "чужим", привлеченным и заемным средствам, их сохранности, размещению и приумножению.
Что такое проблемные активы?
Было бы несправедливо ограничивать круг проблемных активов кредитных организаций, особенно банков, лишь аккумулированными временно свободными средствами клиентов (вкладами, средствами на счетах и т.д.), предоставленными в кредит либо размещенными в иных срочных сделках. Практически все активы хозяйствующих субъектов можно условно разделить на проблемные и непроблемные. Причем к последним правомерно отнести разве что денежные средства и иные активы (например, высоколиквидные ценные бумаги) в кассе (в несгораемом сейфе). Все другие активы в той или иной мере являются проблемными.
Универсального определения понятия "проблемные активы" нет ни в российском, ни в зарубежном законодательстве. При этом между понятиями "проблемные активы" и "проблемные кредиты" многие исследователи ставят знак равенства.
Так, ФРС США под проблемными активами (кредитами, distressed assets) понимает ссуды, совсем не приносящие процентных доходов либо выплаты процентов по которым задерживаются на срок более 90 дней . Базельский Комитет по банковскому надзору определяет проблемный актив как кредитный продукт, по которому имеются существенные нарушения сроков исполнения обязательств перед банком, существенное ухудшение финансового состояния должника, существенное ухудшение качества или утрата обеспечения . Международный валютный фонд рассматривает проблемные активы (кредиты) как обязательства, полное погашение которых сомнительно вследствие неадекватного финансового состояния заемщика или обеспечения по данному обязательству, а также наблюдается задержка уплаты основного долга и (или) процентов по нему более 90 дней . И, наконец, Банк России определяет проблемные кредиты как просроченную и сомнительную ссудную, вексельную и процентную задолженность, а также просроченную задолженность по комиссиям. Проблемные активы включают: проблемные кредиты, выданные клиентам; проблемные межбанковские кредиты, просроченные долговые ценные бумаги, прочие проблемные активы.
Однако, на наш взгляд, указанные подходы неполно определяют сущность проблемных активов. По сути это активы, имеющие коммерческую ценность, но связанные со спорами между хозяйствующими субъектами, с конфликтом интересов, риском утраты, убытками или неэффективным управлением. Особое место среди них занимают активы, имеющие различные обременения:
- денежные долги хозяйствующих субъектов, признанные и потенциальные убытки, а также признанная безнадежной к взысканию дебиторская задолженность;
- спорное имущество, неоформленные или неправомерно оформленные права собственности (в т.ч. по приватизации) хозяйствующих субъектов, а также права, приобретенные по сомнительным сделкам (включая приобретение недвижимости, земли, оборудования, техники, ценных бумаг и т.д.);
- активы, выведенные из оборота путем мошеннических схем, махинаций, фиктивных сделок;
- активы, находящиеся под залогом (закладом) или иным обременением, если их собственник сталкивается с проблемами в обслуживании кредита;
- предприятия и (или) имущественные комплексы, смена собственника на которых произошла в результате рейдерства либо использования административного ресурса для захвата управления;
- рисковое (конфликтное) участие в капитале и бизнесе (акции, доли в капитале), инвестиции;
- активы, срочно продаваемые собственником в связи со сложной финансовой ситуацией, в которой он оказался;
- непрофильные активы, неэффективно используемые владельцем;
- активы, перешедшие в собственность банкам в связи с дефолтами;
- активы предприятий, находящихся в процедуре банкротства, или реализуемые на торгах;
- денежные долги (и различным образом оформленные права на них), взыскать которые затруднительно в силу отказа должника их исполнять; и т.д.
В настоящее время под проблемными активами часто понимают также и банковские залоги по кредитам, по которым дефолт уже произошел или ожидается в скором будущем.
Как видим, проблемные активы - достаточно неоднородное, многофакторное понятие.
Факторы возникновения проблемных активов
Все активы хозяйствующих субъектов, как названные, так и оставленные нами за скобками приведенного перечня, аккумулируются преимущественно в коммерческих банках, а также в иных кредитных организациях. Только кредитные организации имеют право в соответствии с лицензией (официальным разрешением) Банка России осуществлять в совокупности широчайший спектр банковских операций и сделок, что закреплено российским законодательством .
Аккумулируя и учитывая на различных банковских счетах юридических и физических лиц клиентов их временно свободные средства, собственными денежными средствами кредитные организации не располагают. А точнее, имеют их в минимальных (по сравнению с общим объемом пассивов) размерах.
Таким образом, осуществляя любую банковскую деятельность по перераспределению временно аккумулированных клиентских средств, являющихся их активами (потенциально проблемными), кредитные организации используют определенную и урегулированную по внутреннему содержанию нормативными актами "финансовую подушку" (резервы на возможные потери), представляющую собой тем не менее "мину замедленного действия".
Отметим, что любой инвестор (каковым в нашем случае выступает и кредитная организация) всегда предпочитает вкладывать капитал надолго и с возможно большей прибылью. Банковский капитал, будучи вовлеченным в инвестиционный процесс и направленным на развитие производства, проявляет себя как одно из важнейших условий расширения деловой и промышленной (производительной) активности. К сожалению, в силу и объективных экономических причин кредитные организации крайне неохотно направляют свободные финансовые ресурсы на долгосрочное кредитование экономики, по-прежнему отдавая предпочтение краткосрочным вложениям.
Основные факторы, препятствующие более активному кредитованию производства:
- чрезмерно высокий уровень риска вложений в реальный сектор экономики вследствие его неустойчивости;
- значительные пробелы в законодательстве, регулирующем вопросы участия банков в инвестиционном процессе;
- несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов;
- недостаточный для полноценного инвестирования в значительные народнохозяйственные проекты объем ресурсной базы;
- краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков.
При этом сама банковская деятельность далеко не однородна и осуществляется под воздействием целого ряда внутренних и внешних факторов.
Во время мирового финансово-экономического кризиса 2008 - 2012 гг. кредитные организации столкнулись с резким ухудшением качества кредитных портфелей и ростом объемов кредитов повышенной степени риска в структуре их балансов. Рост объемов кредитования, в том числе розничного, посредством выдачи бланковых (без обеспечения) и экспресс-кредитов также неизбежно приводит к увеличению проблемной задолженности в активах банков.
Получая проблемы от реализации (исполнения) кредитных или вкладных договоров (равно, впрочем, как и любых других), банк имеет возможность перекрыть возникающую брешь в балансе за счет других средств, обладающих краткосрочной и среднесрочной ликвидностью. При этом наблюдаемое в динамике увеличение доли проблемных активов характеризует политику банка как высокорисковую. Такое поведение кредитной организации оказывает негативное влияние не только на показатели ликвидности и прибыльности, но и на показатель капитала банка, а также обязывает формировать дополнительные резервы на возможные потери по ссудам.
Иными словами, осуществляя рисковые операции, банк потенциально обречен как минимум на недополучение прибыли, как максимум - на убытки. Поэтому ему в обязательном порядке необходимо соблюдать основополагающие, фундаментальные принципы кредитования: платность, возвратность и срочность. Хотя, конечно же, желательна еще и обеспеченность, а возможно, и целевое использование ссуды. Чем больше банк знает о клиенте, его финансово-экономическом состоянии, кредитной истории, подробностях бизнеса и т.д., чем более глубоко и подробно он изучил потенциального заемщика, тем больше у него шансов в упреждающем порядке избежать последующих проблем.
Среди основных факторов, влияющих на величину и вероятность возникновения проблемных активов, можно назвать также:
- неудовлетворительную либо непрофессиональную работу кредитного инспектора и соответствующих подразделений банка на стадии организации и контроля за предоставляемыми ссудами (экспертиза клиентов, их бизнес-планов, подбор оптимальных условий сделки и т.д.);
- предоставление излишних либо недостаточных полномочий банковским работникам, ответственным за предоставление кредитов;
- недостаточную квалификацию (компетенцию) персонала, неоднозначность трактовок его должностных обязанностей;
- низкую эффективность применяемых в банке систем оценки финансово-хозяйственного состояния заемщика и т.д.
Стоит ли здесь говорить о том, что выдача кредитов "на бедность", недостаточное изучение клиента, предоставление "кредитов по двум документам" или "кредитов за 15 минут" не имеют ничего общего с классической банковской деятельностью, бизнесом? Вне всякого сомнения, противозаконной подобная "выдача денег" не является. Но кредитор таким образом не оставляет себе никаких страховочных шансов. "Пан или пропал" - вот примерный (а возможно, и основной) девиз современной банковской деятельности по рисковым операциям. Все решает "авось": погашения состоялись в срок - значит, операции удались, цель достигнута. Ну, а если нет...
Организация работы с проблемными активами и задолженностью по ссудам
Еще при нарастании в 1990-х гг. объема встречных долгов и обязательств хозяйствующих субъектов в России возник бизнес по покупке и последующей перепродаже или взысканию долгов. Одной из наиболее ярких в этом направлении была деятельность Долгового центра ТверьУниверсалБанка в Москве и аналогичных организаций в ряде регионов страны. Выкупая (по принципу факторинга) долг клиента перед тем или иным банком за сниженную цену (скажем, за 50 - 70% в зависимости от реальности взыскания), центр выставлял его на торги уже под более высокий процент. При этом могла предусматриваться рассрочка платежа. Преимуществом данной схемы было то, что должник получал возможность выкупить данный долг самостоятельно. А учитывая возможность платить частями, он мог и вовсе избежать какой-либо законодательной ответственности или даже банкротства.
Данная схема, хотя и в несколько усовершенствованном виде, используется российскими банками и в настоящее время. При этом факторинговые компании при возникновении у них проблем с переуступленными долгами по приобретенным кредитным портфелям имеют возможность передать их для взыскания коллекторским агентствам и фирмам. Процессуальная возможность и законодательное обеспечение права передачи долга регулируется гл. 43 "Финансирование под уступку денежного требования" ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 824 ГК РФ "по договору финансирования под уступку прав денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.
Денежное требование к должнику может быть передано клиентом финансовому агенту для обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом. Факторинг является разновидностью краткосрочной кредитной и одновременно комиссионной сделки".
Проблема управления проблемными кредитами и прочими активами становится все более актуальной в России. Это связано прежде всего с тем, что показатели просроченной и сомнительной задолженности по кредитным портфелям отечественных банков, по различным оценкам, превышают уровень аналогичных показателей банков развитых стран. При этом Банк России постоянно напоминает российским кредитным организациям о необходимости совершенствовать управление рисками в целом, и прежде всего - кредитными рисками.
В современной практике банковской деятельности используется несколько вариантов организации работы с проблемными активами и задолженностью по ссудам:
1) самостоятельная работа банка по возврату проблемной задолженности, включая реструктуризацию долга;
2) совместная работа банка с коллекторскими агентствами на условиях агентского соглашения;
3) продажа портфеля проблемной задолженности третьим лицам, например, на условиях факторинга или по договору цессии (ст. 382 ГК РФ).
Реструктуризация долга
Наиболее распространенным методом управления проблемной задолженностью и активами для российских кредитных организаций в настоящее время является самостоятельная работа по возврату долга, взысканию процентов и погашению дебиторской задолженности. Очевидно, что эта работа требует от банков существенных затрат на обеспечение самого процесса: автоматизацию деятельности, покрытие досудебных (при претензионно-уведомительной работе), судебных и прочих издержек, организацию call-центра и содержание персонала (квалифицированного штата сотрудников).
Резко возросшая в годы финансового кризиса задолженность клиентов перед банками-кредиторами и самих банков перед вкладчиками заставила кредитные организации совершенствовать работу с проблемными активами. В 2010 г. высший менеджмент банков обратился к такому инструменту, как реструктуризация кредитов. Появились случаи массовой реструктуризации без учета финансовых возможностей клиентов по соблюдению новых условий погашения кредитов.
Дело даже не в том, что в основе реструктуризации лежит нарушение договорных условий. В конце концов кредитор и заемщик всегда вправе договориться и дополнительным соглашением оформить те или иные изменения в договоре. Речь о том, что при реструктуризации долга не только исчезает экономический смысл операции (т.е. пропадает ориентация на извлечение возможно большей прибыли от сделки), но и заведомо формируется убыток.
При реструктуризации проценты, как правило, либо прощаются, либо минимизируются, а сроки погашения основной суммы увеличиваются и дробятся. Как следствие, несмотря на поступавшие ранее от клиента полномасштабные выплаты по процентам и основному долгу, конечный эффект не достигается. Принцип: вернуть хоть что-то, хотя бы основной долг - противоречит принципу экономической деятельности, хотя с житейских позиций "что-то" гораздо лучше, чем ничего. Пытаться компенсировать деятельность нерадивых заемщиков начислением разного рода штрафных санкций, а также пытаться их при этом максимально "душить" и "доить" - в принципе тоже метод. Хотя его эффективность также весьма условна и неоднозначна: не все же согласятся платить грабительского размера проценты. Давным-давно доказано и подтверждено практикой: если клиент заранее задался целью не гасить свой долг, то никто и ничем не заставит его сделать это!
Таким образом, реструктуризация никак не улучшает реальное качество проблемных активов, а только позволяет отсрочить отражение задолженности на балансе, о чем свидетельствует существование значительной доли реструктурированной задолженности, по которой впоследствии повторно и неоднократно нарушались графики платежей.
Работа с коллекторскими агентствами
Другим вариантом работы с проблемной задолженностью является сотрудничество банков с коллекторскими агентствами. Сложилось два основных метода работы с коллекторскими агентствами:
1) аутсорсинг (агентский договор, по которому возврат долга (проблемной задолженности), включая управление, отдается на откуп специализированной структуре);
2) цессия (переуступка прав требования).
Продажа третьим лицам проблемных долгов - общепринятая практика во всех странах, а в последнее время она начинает использоваться и в России. Регулирование этого вопроса освещено в гл. 24 "Перемена лиц в обязательстве" ГК РФ.
Договор цессии регулируется параграфом 1 "Переход прав кредитора к другому лицу" гл. 24 "Перемена лиц в обязательстве" ГК РФ. Статья 382 ГК РФ определяет: "Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу". Такой переход может быть осуществлен как по закону, так и по сделке, то есть по договору. Основания перехода прав требования по закону перечислены в ст. 387 ГК РФ.
До финансово-экономического кризиса 2008 г. кредитные портфели банков, передаваемые по договору цессии, содержали долги с просрочкой свыше 270 дней. Сегодня на рынке продаются портфели со сроками задолженности от 90 дней. При выкупе портфелей плохих долгов могут быть предусмотрены дисконты.
Установив возможность передачи прав по сделке, законодатель не определил вид договоров, по которым эта передача может происходить, и, таким образом, если предметом договора купли-продажи являются имущественные права (п. 4 ст. 454 ГК РФ), он, по сути, тоже является договором цессии. Смысл цессии состоит в том, что кредитор, не получивший от заемщика долг в установленный договором срок (основную сумму и проценты за пользование ею), уступает принадлежащее ему право требования новому кредитору. Обычно договоры цессии заключаются, когда необходим именно факт перехода прав. В нашем случае уступка права требования долга (цессия) подразумевает передачу прав кредитора коллекторскому агентству (согласие должника при этом не требуется при условии, что иное не предусмотрено договором).
Коллекторская деятельность появилась в России относительно недавно, а профессиональный характер приобрела с развитием рынка кредитования. Количество коллекторов продолжает расти. В своей работе коллекторские агентства руководствуются общими положениями законодательства и нормативными правовыми актами, которые не учитывают и не могут учесть всех особенностей их деятельности.
Нормативных правовых актов, специально посвященных такой деятельности, попросту нет. Нет упоминаний о коллекторской деятельности даже в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Получается, что фактически экономическая деятельность есть, а юридически она как бы отсутствует. Когда и каким образом законодательство должным образом урегулирует осуществление коллекторской деятельности, предусмотрит механизм отношений с должником, установит пределы и способы вмешательства в частную жизнь?
Ответ неоднозначен, так как дело касается не только создания, регистрации и существования такого рода структур (в этом случае все было бы в рамках законов о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , о саморегулируемых организациях , Гражданского кодекса РФ и т.д.). В данном случае затрагивается сфера частных интересов должника, моральная сторона вопроса - получение информации законными способами и регулирование действий коллекторов.
В большинстве случаев кредитные организации пользуются услугами агентств или отдельных лиц при столкновении с проблемой взыскания большого объема задолженности.
Краткая характеристика положительных и отрицательных сторон каждого из указанных этапов приведена в таблице.
Таблица
Краткая характеристика этапов взыскания задолженности
N п/п |
Этап деятельности по взысканию |
Положительные моменты |
Отрицательные моменты |
1 |
Организация коллекторского отдела (службы collection) внутри банка |
Высокая информативность банка о делах должников. К работе в данном подразделении привлекаются сотрудники этого же банка из разных отделов |
Естественный рост бюрократизации внутри банка |
2 |
Создание аффилированной с банком специализированной организации по сбору долгов |
Повышаются эффективность и гибкость работы по взысканию задолженности за счет стремления зависимой организации к получению прибыли |
Отсутствие стимулов к совершенствованию процесса взыскания долгов, которые возникают в результате конкуренции. Большие затраты на создание коллекторской организации, которые должен понести банк |
3 |
Передача долгов для взыскания сторонним организациям - коллекторским агентствам (коллекторский аутсорсинг) |
Высокая эффективность и отсутствие больших затрат у банка на организацию работы по взысканию. Высокий процент взыскания долгов, определяющийся рыночной конкуренцией и процессом совершенствования собственной деятельности. Фактор неопределенности для должников, которые узнают, что с ними работает уже не банк, а какая-то не до конца ему понятная организация. Затраты банка сводятся к созданию системы подготовки долгов к передаче в коллекторское агентство и выплате процентов по договору об оказании услуг |
Риск выбора непрофессионального коллекторского агентства, существующий до тех пор, пока по мере становления рынка коллекторских услуг, создания саморегулируемых организаций коллекторов, появления рейтингов агентств и т.д. у банков и иных хозяйствующих субъектов не расширяет возможности для выбора партнеров |
4 |
Продажа долгов аффилированным или сторонним организациям |
Списание долгов с баланса банка. Возможность организации тендера для определения оптимальной цены долгов |
Низкая стоимость долгов |
Принятие профильного закона поможет решить ряд проблем. Например, позволит агентствам работать с определенными информационными базами - сейчас информации, которую коллекторам предоставляют их клиенты, недостаточно для эффективной деятельности, а полномочий для работы с соответствующими источниками нет. Коллектор даже не всегда имеет возможность документально подтвердить, что передача ему кредитором информации о заемщике и правоотношения с ним не являются нарушением Закона о персональных данных и Закона о банках и банковской деятельности .
Представляется, что коллекторские агентства необходимо включить в состав лиц, имеющих право передавать и получать в бюро кредитных историй информацию о заемщиках. Ныне действующий Закон о кредитных историях устанавливает, что такое право с согласия заемщика есть только у лиц, которые заключили или намереваются заключить с ним договор кредита или займа, что резко сужает круг субъектов, имеющих право на получение информации о должнике.
Кроме того, отсутствие органа, регулирующего деятельность коллекторских агентств, не позволяет вести официальную статистику в сфере этих услуг. Законодательство должно закрепить право коллекторов обмениваться информацией с государственными учреждениями, такими как налоговая инспекция, Пенсионный фонд, правоохранительные органы и т.д.
При этом необходимо установить запрет на действия коллекторов, которые явно противоречат основным законодательным нормам, и прежде всего Конституции РФ. Должны быть установлены жесткие ограничения в отношении лиц, занимающихся взысканием просроченной задолженности. Взыскателю должно быть запрещено: собирать сведения, связанные с личной жизнью, политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц; разглашать такие сведения в связи с осуществлением деятельности по взысканию задолженности; совершать действия, посягающие на права и свободы граждан, а также ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловую репутацию и имущество граждан; угрожать должнику применением санкций и мерами ответственности, которые могут быть наложены исключительно органами государственной власти; и т.д.
Разрабатывая законодательные нормы, следует иметь в виду, что если акцент будет сделан на защите прав должников, то ситуация может обрести иной характер - привести к возникновению механизмов, которые позволят заемщикам оттягивать платежи или вообще отказываться от погашения задолженности. Конституционализм в вопросах защиты прав должников, безусловно, необходим, но не стоит забывать и о том, что чаще всего коллекторское агентство становится последней организацией, к которой обращается кредитор в надежде вернуть непогашаемый (сомнительный к погашению) долг. При этом деятельность коллекторских организаций, возможно, должны контролировать правоохранительные, надзорные и фискальные органы.
Списание проблемной задолженности
Наконец, одним из вариантов освобождения баланса от неработающей задолженности является ее списание. Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" дает банкам право списывать задолженность, признанную безнадежной, за счет сформированных под нее резервов. Перед списанием кредитная организация обязана предпринять необходимые и достаточные юридические и фактические действия по взысканию задолженности, возможность осуществления которых вытекает из законодательства, обычаев делового оборота либо договора.
К списанию обычно прибегают в крайних случаях, когда нет надежды на получение эффекта от попыток взыскать задолженность описанными выше способами либо проведение мероприятий по взысканию долга нерентабельно (при мелких суммах кредитов затраты на поиск заемщика могут превышать сумму задолженности).
Банк проблемных активов
В последнее десятилетие в России активно обсуждается вопрос о создании по образцу ряда зарубежных стран так называемого Банка проблемных активов с государственным участием (наподобие долговой биржи), которому будут поручены операции по реструктуризации и санации проблемных долгов (активов). Однако в ходе обсуждения возникают вопросы по поводу определения примерной цены, по которой этот Банк проблемных активов покупал бы плохие активы у коммерческих банков. Еще один спорный момент заключается в следующем: получается, что коммерческий банк переводит проблемную задолженность на баланс Банка проблемных активов и может продолжать свою деятельность без особых изменений, а государство при этом вынуждено платить за его неверную политику, ставшую причиной нерентабельной деятельности.
Кроме того, создание Банка проблемных активов может спровоцировать коррупционные действия одновременно со стороны банкиров, их должников и чиновников.
Выводы
В заключение следует отметить, что подавляющее большинство кредитных организаций в настоящее время осуществляет высокорисковую политику, заведомо предусматривая возможность непроведения или проведения не в полном объеме необходимой преселекции риска. Как следствие, они вынуждены ориентироваться на различные схемы управления риском, на практике выстраивая финансовые пирамиды долгов. Перекредитовываясь на рынке межбанковского кредитования, балансируя на грани фола между возможным досрочным востребованием средств со вкладов и нарушением сроков погашения по кредитным договорам, кредитные организации вынуждены применять все более усовершенствованные методы балансировки активов и пассивов.
Наибольшее распространение получили методы самостоятельного управления проблемными активами, а также привлечение к управлению ими факторинговых и коллекторских организаций. В ряде случаев такие специализированные организации являются аффилированными с кредитными организациями - взыскателями.
На начальных этапах возникновения проблем с качеством активов банки пытаются решить их самостоятельно, так как, с одной стороны, имеют основания предположить положительный исход операции, а с другой - стараются сэкономить на расходах за услуги при передаче долгов на аутсортинг. При наличии мелких сумм по просроченным активам большинство кредитных организаций предпочитает списать их за счет ранее созданных резервов. Здесь нередко возникают проблемы, связанные с неправомерной классификацией данных активов и применением к ним мер, связанных, в частности, с реструктуризацией долга. Нередко именно так банки действуют, чтобы уменьшить объем отвлеченных из коммерческого оборота активов, что также многократно повышает риск сделок.
Хочется надеяться, что кредитные организации станут более ответственно относиться к исполнению собственных обязательств перед клиентами и сумеют органично включиться в цивилизованную банковскую систему, хотя бы ориентируясь на реальную ситуацию в современном экономическом развитии страны, финансовую ситуацию на мировом рынке, а также на фактически применяемые Банком России меры воздействия вплоть до отзыва лицензий за нарушение требований по обеспечению ликвидности и достоверности отчетных данных.