От чего зависят масштабы банковского кредитования экономики?

Дата публикации: 
28.06.2015

кредитование

В условиях международных санкций рост производства в России стал насущной проблемой. Денежно-кредитная политика - тот рычаг, при помощи которого можно запустить механизм экономического роста. Как денежно-кредитная политика Банка России может способствовать этому росту и что нужно изменить, чтобы реальный сектор экономики получил реальное развитие?

Основными целями денежно-кредитной политики принято считать достижение экономического роста, обеспечение стабильности цен и высокого уровня занятости населения; зачастую среди целей также выделяют обеспечение равновесия платежного баланса.

К сожалению, несмотря на тяжелое состояние отечественной экономики, которое усугубляется политическими событиями, Банк России до сих пор воспринимает и реализует денежно-кредитную политику скорее как инструмент рестрикции, нежели для повышения деловой активности в экономике.

В соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основная цель денежно-кредитной политики - "защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий сбалансированного и устойчивого экономического роста". Эта цель закреплена и в главном программном документе - Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов. Таким образом, из всех возможных вариантов в качестве целевого ориентира денежно-кредитного регулирования Банк России выбрал обеспечение ценовой стабильности, что получило название "таргетирование инфляции".

В рамках своей политики Банк России обозначил количественные цели по уровню инфляции: 5% в 2014 г., 4,5% в 2015 г. и 4% в 2016 г. Все остальные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Банка России будут использоваться в тех объемах, чтобы обеспечить соблюдение заданных параметров.

Важно учесть, что сама политика таргетирования инфляции предполагает снижение денежной массы в экономике, а соответственно, и ужесточение условий кредитования - повышение процентных ставок, что и происходит на практике. Так, за семь месяцев 2014 г. Банк России увеличивал ключевую ставку три раза: с 5,5 до 8% (28.07.2014).

О рестрикционном характере денежно-кредитной политики свидетельствует и отрицательное сальдо операций Банка России по предоставлению/абсорбированию ликвидности: с 1 января по 26 августа 2014 г. абсолютный отток денежных средств из банковской системы посредством инструментов денежно-кредитного регулирования составил 11,7 трлн руб.

Отметим, что за семь месяцев 2014 г. инфляция составила уже 5,2%. Следовательно, целевые ориентиры по итогам года соблюдены не будут. Банк России объявил о стремлении продолжать повышение ключевой ставки, сужение объемов кредитования и снижение денежной массы в экономике.

 

Рефинансирование банковской системы как инструмент денежно-кредитной политики

 

Рефинансирование кредитных организаций, то есть предоставление им денежных средств в кредит Банком России, носит двойственный характер. С одной стороны, это эффективная мера по регулированию ликвидности в банковском секторе, с другой - действенный инструмент денежно-кредитной политики.

На объемы рефинансирования влияют два важнейших фактора: спрос со стороны самих кредитных организаций, который вместе с тем может быть искусственно ограничен высоким уровнем процентных ставок, а также предложение денежных средств Банком России.

Как инструмент денежно-кредитной политики объем кредитования Банком России кредитных организаций имеет первостепенное значение. Именно от этого показателя в большей степени зависит и объем кредитования коммерческими банками различных субъектов экономики. Вхождение же денег в хозяйственный оборот через кредитный механизм способствует расширению производства и экономическому росту.

Однако в соответствии с политикой инфляционного таргетирования именно расширение денежной массы через увеличение объемов кредитования является одним из основных инфляционных факторов, с которыми надо бороться.

Учитывая, что прямое снижение объемов кредитования кредитных организаций может привести к трудностям с ликвидностью и банковскому кризису, Банк России воздействует на этот рынок посредством процентных ставок.

По нашему мнению, такая политика игнорирует позитивную роль кредита как источника инвестиций и катализатора экономического развития. Более того, история знает примеры ориентации денежно-кредитной политики не на одну ключевую цель (что считается традиционным вариантом), а на две (например, США и Китай в различные периоды эффективно пользовались бицелевой системой).

Природа инфляции слишком сложна и неоднозначна. Борясь с ней исключительно фискальными мерами, мы получаем в большей степени отрицательный результат - снижение производства. О невозможности снижения инфляции исключительно силами Банка России упоминал академик РАН А.Г. Аганбегян. По его мнению, уровень инфляции зависит скорее от государственной политики и антимонопольного законодательства, нежели от денежно-кредитной политики Банка России. При этом для оздоровления экономики и достижения приемлемых темпов роста в рамках денежно-кредитного регулирования необходимо ориентироваться прежде всего на механизм рефинансирования, влиять на его объем и уровень процентных ставок, коррелирующих с потребностями экономики. Именно эти инструменты являются основными рычагами в ведущих странах и позволяют серьезно влиять не только на финансовые рынки, но и на экономику страны в целом.

В посткризисный период в мире появилась тенденция привлечения интереса субъектов, в том числе коммерческих банков, к инвестированию внутри своей экономики, что получило название home bias (домашние преференции). Например, в Швейцарии применяются нормативы, делающие финансовые инвестиции за рубеж менее привлекательными для банков. В Великобритании Банком Англии была запущена программа кредитования банков по более низким процентным ставкам, чем на рынке, в случае направления последними ресурсов на кредитование нефинансовых отраслей экономики, то есть реального сектора.

Интересна также политика расширения "длинных" денег в экономике и эмиссии "длинных" финансовых ресурсов, реализуемая национальными регуляторами развитых стран. К сожалению, со стороны Банка России наблюдаются обратные действия. Среди инструментов рефинансирования преимущественно задействованы кратко- и суперкраткосрочные.

 

Обратимся к цифрам

 

Рефинансирование кредитных организаций происходит преимущественно по двум направлениям: операции РЕПО и прямое кредитование.

С 2012 г. объем задолженности, несмотря на некоторые колебания, стабильно растет. Это объясняется проблемами с ликвидностью в банковском секторе и возрастающей потребностью банков в денежных средствах. По состоянию на 25 августа 2014 г. объем задолженности кредитных организаций перед Банком России по операциям РЕПО составил более 2,5 трлн руб. Примечательно, что 99,9% из них составляет задолженность по операциям РЕПО, проведенным на аукционной основе; операции же по фиксированной ставке занимают лишь 0,01% в общем объеме. Такое положение дел можно объяснить процентными ставками. При проведении операций по фиксированным ставкам стоимость привлекаемых посредством РЕПО средств составит 9%, тогда как на аукционной основе - 8%.

Ситуация с прямым кредитованием кредитных организаций Банком России аналогична: существенные объемы - по состоянию на 25 августа 2014 г. 2,58 трлн руб. - и резкий рост задолженности со II полугодия 2013 г.

Однако рефинансирование ориентировано лишь на обеспечение ликвидности банковского сектора: банки направляют полученные ими денежные средства преимущественно на покрытие своих текущих обязательств, что не позволяет в полной мере использовать эффект банковского мультипликатора, направив ресурсы на кредитование экономики. Несмотря на возрастающие объемы привлечения банками кредитных ресурсов от Банка России, показатели, характеризующие объем денежной массы, имеют обратную динамику.

Согласно данным Банка России за I полугодие 2014 г. объем денежной массы (денежный агрегат М2) сократился на 3,1%, составив на 1 июля 2014 г. 30,4 трлн руб. Вновь хотелось бы обратить внимание на то, что снижение денежной массы не привело не только к снижению уровня инфляции, но и к существенному замедлению темпов ее роста. По сравнению же с показателями инфляции за аналогичный период 2013 г. (I полугодие) наблюдается увеличение инфляции на 0,9 п. п. (см. таблицу).

 

Таблица

 

Сравнительная характеристика уровня инфляции за I полугодие 2013 г. и 2014 г. (%)

 

Дата

2013 г.

2014 г.

Абсолютное отклонение по сравнению с предыдущим годом (п. п.)

1 января

1,0

0,6

-0,4

1 февраля

0,6

0,7

0,1

1 марта

0,3

1,0

0,7

1 апреля

0,5

0,9

0,4

1 мая

0,7

0,9

0,2

1 июня

0,4

0,6

0,2

1 июля

0,8

0,5

-0,3

Итого

0,9

 

Одновременно указанные меры привели к удорожанию ресурсов на межбанковском рынке. По данным Банка России, по состоянию на 25 августа 2014 г. ставка MosPrime Rate по кредитам на один день составила 8,51%, на шесть месяцев - 10,33%. При этом рост данной ставки только за 2014 г. составил 40,7 и 42,9% соответственно.

Удорожание и уменьшение объема ресурсов не могли не сказаться на размерах кредитования экономики. Так, при анализе общих объемов кредитования юридических лиц - резидентов и индивидуальных предпринимателей (в рублях), в том числе отраслей, относящихся к обрабатывающим производствам, был выявлен нисходящий тренд с отрицательным прогнозом дальнейшего.

 

Выводы

 

Денежно-кредитная политика Банка России, несмотря на декларируемую цель - содействие экономическому росту, де-факто имеет обратный эффект. При растущей инфляции повышаются процентные ставки, дорожают ресурсы, снижается денежная масса, уменьшаются объемы кредитования реального сектора. Как следствие, столь необходимый нам экономический рост отсутствует, что осложняется геополитической обстановкой и международной экономической ситуацией.

По нашему мнению, в денежно-кредитном регулировании целесообразно сместить акценты: с таргетирования инфляции на достижение экономического роста.

Банку России необходимо пересмотреть свою денежно-кредитную политику: ориентироваться прежде всего на экономический рост в стране и менее формально относиться к составлению основного программного документа. Следует также обратить внимание на ведущую международную практику, в частности развивать льготное долгосрочное кредитование коммерческих банков для предоставления кредитных ресурсов предприятиям реального сектора экономики.