Новый регламент ФСС

Дата публикации: 
15.09.2014

ФСС

С 11 января 2014 года действует новый порядок приема расчета в ФСС (территориальный орган ФСС) по форме 4-ФСС. И хотя уже все плательщики страховых взносов отчитались в ФСС за 2013 год, целесообразно изучить новый административный регламент, который содержит важные моменты, которые не были прописаны в предыдущем документе.

Приказом Минтруда РФ от 18.09.2013 N 467н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по приему расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) (далее - Административный регламент ФСС). Одновременно признан утратившим силу предыдущий административный регламент ФСС по приему формы 4-ФСС, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.03.2012 N 204н. Чем же вызвана необходимость принятия нового регламента по приему отчетности по форме 4-ФСС? Чем он отличается от своего предшественника?

Порядок приема формы 4-ФСС

Общие положения по приему формы 4-ФСС не изменились.

Уточнено, что заявители на получение государственной услуги по приему расчета 4-ФСС, которыми являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, могут участвовать в отношениях по получению государственной услуги через своих представителей.

Новым стандартом предоставления государственной услуги запрещается требовать от заявителя действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечни, указанные в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ). В данном случае речь идет о государственных и муниципальных услугах, которые утверждаются постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ и нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

Отметим, что расширился перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением этой государственной услуги. К нему добавились документы:

1) регулирующие законодательство об электронной подписи:

- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ);

- Постановление Правительства РФ от 25.06.2012 N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг".

2) регулирующие обжалование действий должностных лиц:

- Постановление Правительства РФ от 16.08.2012 N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации";

- Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".

Увеличился исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем: кроме расчета по форме 4-ФСС теперь при его представлении уполномоченным представителем заявителя представляется также документ, подтверждающий соответствующие полномочия. Теперь в ФСС будут требовать доверенность от уполномоченных лиц на законных основаниях, ведь в предыдущем регламенте данное положение прописано не было.

В новом регламенте четко сказано, что запрещается требовать от заявителя:

- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

- представления документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в п. 6 ст. 7 Федерального закона N 210-ФЗ (например, документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, учредительных документов юридического лица).

В новом регламенте появились основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в ранее действующем регламенте их не было. Теперь такими основаниями являются:

- несоответствие представленного расчета установленной форме;

- представление расчета лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством РФ;

- несоблюдение установленных условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) заявителя в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 63-ФЗ, выявленное в результате ее проверки, при представлении расчета в форме электронного документа с использованием усиленной КЭП.

К сведению. С отчетности за I квартал 2014 года планируется ввести в действие изменения в форму 4-ФСС, утвержденную Приказом Минтруда РФ от 19.03.2013 N 107н.

Безусловно, порадует всех, кто сдает отчетность в ФСС не через Интернет, то, что максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем лично запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата ее предоставления не должен превышать 15 минут (ранее - 30 минут). Еще бы это соблюдалось на практике!

Отдельно прописаны положения о получении государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Данные услуги можно получить на основании соглашений, заключенных между многофункциональным центром и территориальными органами ФСС, предоставляющими государственные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

Государственная услуга в МФЦ предоставляется в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. Информируют заявителей о порядке предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о ее предоставлении, а также по иным вопросам, связанным с ее предоставлением, МФЦ в соответствии с соглашениями о взаимодействии.

К сведению. Приказом ФСС РФ от 16.12.2013 N 590 утверждена технология приема отчета (расчета), представляемого лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма-4а ФСС РФ), в электронном виде с применением электронной подписи.

В электронном виде можно будет не только сдать отчет в ФСС, но и представить иные документы, заверенные усиленной КЭП.

Порядок обжалования решений и действий должностных лиц ФСС

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ФСС (его территориальных органов), а также их должностных лиц был прописан и в старом регламенте. Но в новом данные положения претерпели значительные изменения и стали более конкретными. Рассмотрим уже действующий порядок обжалования решений ФСС (его территориальных органов).

В каких случаях можно подать жалобу? Жалобу можно подать в следующих случаях:

- нарушен срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;

- нарушен срок предоставления государственной услуги;

- от заявителя требуется представление документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ для оказания государственной услуги;

- отказано в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ для оказания государственной услуги, за исключением случаев, приведенных в п. 16 Административного регламента ФСС (см. основания для отказа в приеме документов);

- отказано в оказании государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ;

- от заявителя требуется внесение при оказании государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ;

- орган, предоставляющий государственную услугу (его должностное лицо), отказал в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате оказания государственной услуги документах либо нарушен установленный срок для таких исправлений.

В какой форме можно подать жалобу? Подать жалобу можно как в письменном, в том числе при личном приеме, так и в электронном виде, а также через МФЦ.

В письменном виде жалоба подается в территориальный орган ФСС по месту оказания государственной услуги. При этом она также может быть направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ.

Если жалоба подается через представителя, то представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя:

- оформленная в соответствии с законодательством РФ доверенность (для физических лиц);

- оформленная в соответствии с законодательством РФ доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);

- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

При подаче жалобы в электронном виде документы могут быть представлены в электронной форме, подписанной электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством РФ, при этом документа, удостоверяющего личность заявителя, не требуется.

При подаче жалобы через МФЦ данный центр обеспечивает ее передачу в уполномоченный на ее рассмотрение орган в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и территориальными органами ФСС, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня ее регистрации в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Что обязательно должно быть в жалобе? Жалоба должна содержать:

- наименование органа, его должностного лица, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

- фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ФСС, территориальных органов ФСС, предоставляющих государственную услугу, их должностных лиц;

- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) ФСС (его территориального органа), предоставляющего государственную услугу, его должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Каков порядок рассмотрения жалобы? Жалоба в обязательном порядке регистрируется не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления в ФСС (его территориальный орган). Она рассматривается в порядке субординации: жалобы на работников территориального органа ФСС рассматриваются руководителем территориального органа, а жалобы на решение или действие фонда, его должностного лица, а также на руководителя регионального отделения фонда - ФСС.

Обратите внимание! В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.63 КоАП РФ, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из двух возможных решений: удовлетворить жалобу либо отказать в ее удовлетворении. Такое решение принимается в форме акта ФСС (его территориального органа).

В случае если заявитель не согласен с решением, принятым в ходе рассмотрения жалобы должностными лицами территориальных органов ФСС, или решение по жалобе не было принято, он вправе обратиться с жалобой в письменной форме в ФСС.

Каковы сроки рассмотрения жалобы? При обращении заявителей с жалобой в письменной форме или в форме электронного документа срок ее рассмотрения не должен превышать 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа территориального органа ФСС в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае направления запроса, в том числе в электронной форме, о предоставлении необходимых для рассмотрения жалобы документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления руководитель ФСС (его территориальный орган) может продлить срок ее рассмотрения не более чем на 15 рабочих дней, уведомив заявителя, направившего жалобу, о продлении срока его рассмотрения промежуточным ответом, направленным по почте в срок не более 3 рабочих дней со дня начала продления рассмотрения жалобы.

Если принятие решения по жалобе не входит в компетенцию ФСС, то в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации фонд направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о ее перенаправлении. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня ее регистрации в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется в письменной форме заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен в форме электронного документа не позднее дня, следующего за днем принятия решения.

При удовлетворении жалобы ФСС принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством РФ.

Может ли рассмотрение жалобы быть приостановлено? Нет, оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством РФ не предусмотрено.

В каких случаях ФСС может отказать в удовлетворении жалобы? Регламентом установлены следующие случаи:

- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством РФ;

- наличие решения по жалобе, принятого ранее, в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Есть ли у ФСС право оставить жалобу без ответа? Фонд вправе сделать это в следующих случаях:

- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

- отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В заключение разговора об обжаловании решений и действий должностных лиц ФСС, его территориального органа отметим, что теперь они обязаны информировать заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы, а также консультировать заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме. Кроме того, территориальные органы ФСС должны быть оснащены местами для приема жалоб.