Новые стандарты налоговой и финансовой безопасности

Дата публикации: 
04.01.2015

финансовая безопасность

Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям", принятый во исполнение указа Президента РФ от 07.05.2012 N 596, направлен на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения с помощью фирм-однодневок, и имеет комплексный характер: охватывает несколько правовых блоков, начиная с государственной регистрации юридических лиц и заканчивая ответственностью недобросовестных хозяйствующих субъектов и их контролирующих собственников. Кроме того, в законе содержатся нормы, обеспечивающие приведение российского законодательства в соответствие с рекомендациями Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), положения которых являются для России обязательными.

В статье остановимся на одном из элементов "силовой" составляющей закона - возврате ряда преступлений в перечень предикатных (предшествующих) легализации денежных средств.

Вначале следует кратко остановиться на истории вопроса. В конце февраля 2012 г. на очередном пленарном заседании ФАТФ была утверждена новая редакция рекомендаций, являющихся международным стандартом в сфере противодействия отмыванию преступных доходов, финансированию терроризма, а теперь и распространению оружия массового уничтожения. Пересмотренные рекомендации включают в себя требования по укреплению гарантий в финансовом секторе, развитию правоохранительных инструментов и усилению международного сотрудничества. Особое внимание ФАТФ было уделено налоговым преступлениям: они включены в список преступлений, предшествующих легализации денежных средств.

Напомним, что в специальной литературе и профессиональных юридических кругах предшествующие отмыванию денег преступления, вследствие совершения которых получены незаконные доходы, часто именуются предикатными, или основными.

Предикатное преступление всегда имеет корыстную цель - получение дохода, которым преступник или группа преступников собирается воспользоваться без каких-либо ограничений. Но для этого таким доходам необходимо придать вид законно полученных, иначе "отмыть". То есть без совершения предикатного преступления не может быть совершено и следующее преступление - отмывание денег.

Комментарий. ФАТФ - межправительственная организация, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, - была учреждена в 1989 году. В настоящее время ее членами являются 34 страны и 2 международные организации. Статус наблюдателей имеет 21 международная организация. В Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), которая является ассоциированным членом ФАТФ, входят Россия, Беларусь, Казахстан, Китай, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия и Туркменистан.

В 1990 году ФАТФ были разработаны первые рекомендации в сфере борьбы с отмыванием денег под названием "Сорок рекомендаций", а в 2001 году - по противодействию финансированию терроризма под названием "Восемь специальных рекомендаций" (в 2004 году дополнены девятой рекомендацией).

В соответствии с международными стандартами в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, а также требованиями целого ряда международных правовых документов страны обязаны четко определить круг предикатных преступлений, сделав его как можно шире.

Существует несколько подходов к определению круга предикатных преступлений: выбрать из всех преступлений те, которые относятся к предикатным исходя из критерия тяжести преступления либо срока лишения свободы; установить перечень предикатных преступлений или, наоборот, перечень преступлений, которые не относятся к предикатным, либо использовать комбинацию этих подходов.

В нашей стране специальная статья, предусматривающая меры ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, - ст. 174 УК РФ - начала работать с 1997 года. За первый год действия уголовной ответственности по данной статье было зарегистрировано 241 преступление. В последующем их количество резко увеличилось (в 1998 году - 1003, в 1999 году - 965). Поскольку круг предикатных преступлений не был установлен, все предусмотренные УК РФ составы преступлений потенциально могли рассматриваться как предшествующие легализации.

При этом нередко преступления по легализации связывались с совершением налоговых преступлений. Статья по легализации могла настолько "утяжелить" в общем-то безобидные составы налоговых преступлений, что в итоговых приговорах могли фигурировать реальные сроки лишения свободы, а не штрафы или условные сроки, как это обычно наблюдалось по налоговым составам (надо еще учитывать и имевшуюся тогда возможность освобождения от уголовной ответственности в случае полного возмещения причиненного ущерба) . Так было в ряде состоявшихся в то время обвинительных приговоров в отношении лиц, участвовавших в сомнительных схемах налоговой минимизации.

Однако в ходе прохождения в Госдуме законопроекта, посвященного противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (будущего Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ), некоторые преступления (невозвращение из-за границы валютных средств экспортерами, уклонение от уплаты таможенных платежей и уклонение от уплаты налогов и (или) сборов) были выведены из перечня противоправных деяний, которые предшествуют легализации (отмыванию). В обоснование данного решения приводились следующие аргументы. Налоги уплачиваются только с легальных видов деятельности, поэтому с лиц, получивших легальные доходы и не уплативших с них налоги и таможенные платежи, в первую очередь требуется взыскать эти неуплаченные суммы, а также штрафы и пени. Кроме того, за указанные составы преступлений в УК РФ установлены гораздо более мягкие меры ответственности, чем за легализацию (отмывание).

В качестве компенсации Правительство РФ предлагало закрепить в законе хотя бы следующее положение: банки и финансовые организации не вправе отказать уполномоченному органу в предоставлении информации на основании того, что соответствующая операция (сделка) связана с легализацией доходов, полученных в результате совершения вышеперечисленных правонарушений. Однако даже такое требование было сочтено излишним, так как, по мнению депутатов, выявление неуплаты налогов с каких-то доходов означает, что эти доходы, даже если и были "грязными", уже легализованы.

В итоге в принятом законе легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, была определена как придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученным в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199 УК РФ, ответственность по которым установлена указанными статьями.

И вот теперь, после более чем 10-летнего перерыва, налоговые преступления опять признаны предикатными легализации: оговорка о преступлениях, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, исключена.

Этот шаг является абсолютно логичным и правильным, ведь преступления в сфере экономической деятельности (включая налоговые) совершаются с целью получения материальной выгоды, дохода (в подавляющем большинстве случаев в денежной форме). Как показывает практика, такие доходы не только используются для расширения преступной деятельности, но и инвестируются в недвижимость, финансовые инструменты, иные ценности. Более того, поскольку инвестирование незаконно полученных доходов в предметы роскоши практически не приносит дивидендов, вполне объяснимо стремление владельцев таких средств их легализовать, т. е., придав им вид законно полученных, вкладывать в различные сферы финансово-хозяйственной деятельности для того, чтобы деньги "работали". Но теперь такие деяния стали уголовно наказуемыми.

В связи с этим остается надеяться, что правоохранительные органы учтут в своей работе данные законодательные изменения и будут в рамках оперативно-разыскной и уголовно-процессуальной деятельности давать оценку тому, как и куда были направлены денежные средства, полученные в результате совершения налоговых преступлений.