Народный банк Китая и платёжная система China UnionPay

Дата публикации: 
17.12.2014

china unionpay

Китайская Народная Республика (КНР) обладает крупнейшими в мире золотовалютными резервами, которые, по последним оценкам, составляют более 3 трлн. долл. Национальной денежной единицей Китая является юань (ренминби). В стране проводится политика управляемого валютного курса, расширения использования юаня в международной торговле, осуществляется жёсткий контроль всех иностранных инвестиций. Важной особенностью является наличие в составе Китая специального административного округа Гонконг, сохранившего значительную долю автономии, в том числе собственную денежную систему.

 

Регулирование финансовой сферы в Китае

 

КНР - крупнейшее по численности населения государство мира (> 1,5 млрд. человек, или 22,37% от населения Земли), является четвёртой страной мира по общей площади занимаемой территории (практически совпадает с площадью территории США) и занимает второе место в мире по ВВП с высокими темпами роста этого показателя, 7-10% в год, однако по удельной доле ВВП на единицу населения КНР отстаёт от развитых стран. 42% населения Китая сосредоточено в городах, при этом значительная доля населения проживает в труднодоступных районах, что, с учётом преобладания горной местности на территории Китая, определяет неравномерное распределение плотности населения.

Финансовая инфраструктура Китая в значительной степени формировалась под влиянием неравномерности в распределении плотности населения на территории страны, концентрации торговой и финансовой активности в определённых точках, государственного контроля над денежными потоками, тенденции к расширению использования юаня при операциях с иностранными контрагентами.

Развитие финансовой системы Китая осуществляется под руководством четырёх основных регуляторов, известных как "банк и три комиссии", а именно:

- Народного банка Китая (People's Bank of China), одной из основных задач которого является "поддержка нормального функционирования платёжных и клиринговых систем в Китае" ;

- Комиссии по регулированию рынка ценных бумаг (China Securities Regulatory Comission), которая отвечает за администрирование и надзор за выпуском ценных бумаг и осуществлением операций с ними ;

- Комиссии по банковскому регулированию (China Banking Regulatory Commission), которая отвечает за регулирование и надзор над деятельностью банков Китая  (кроме осуществления клиринга и расчёта, которые относятся к компетенции Народного банка Китая);

- Комиссии по регулированию деятельности по страхованию (China Insurance Regulatory Commission).

Данное распределение обязанностей отражает важное значение, которое придаётся в Китае организации безналичных расчётов. Это связано с большим количеством участников экономической деятельности, которые соответственно осуществляют большое количество различных финансовых расчётов. КНР несёт значительные затраты на поддержание наличного денежного обращения (с учётом преобладания труднодоступных регионов, в которых проживает население с относительно невысоким уровнем финансовой грамотности), поэтому с целью стимулирования использования платёжных инструментов безналичных расчётов с Народного банка Китая были сняты  обязанности по надзору за банковской деятельностью, после чего основной его задачей стала организация, поддержание и развитие клиринговых и платёжных систем, а также содействие развитию рынка банковских карт. Доля безналичных расчётов постоянно растёт и в 2011 году составила 43%. Тем не менее, хотя в целом доля наличных денег (агрегат М0 денежной массы по методологии Народного банка Китая) в ВВП остаётся небольшой (около 15%), темпы роста объёма наличных денег пока превышают темпы роста ВВП Китая (в среднем 9% в год) (см. табл. 1).

 

Таблица 1

 

Наличные деньги (агрегат М0 денежной массы) в Китае

 

 

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

M0, трлн. юаней

2,71

3,03

3,42

3,82

4,46

Темпы роста к прошлому году,%

-

12,05

12,81

11,77

16,68

 

Развитие платёжных систем Народным банком Китая

 

Начиная с 2000 года Банком Китая был разработан и внедрён целый ряд новых платёжных и клиринговых систем, основной из которых является Китайская национальная усовершенствованная платёжная система (China National Advanced Payment System, CNAPS). Необходимость создания CNAPS была вызвана моральным устареванием действовавшей с 1991 года системы EIS (Electronic Interbank System), которая фактически была полностью децентрализованной. Учитывая, что в Китае на 7-8 тыс. банков приходится около 30 тыс. филиалов (имеющих право открыть отдельный расчётный счёт) и около 180 тыс. дополнительных офисов, использование EIS приводило к значительному распылению ликвидности и не позволяло крупным банкам осуществлять централизованное управление денежными средствами. Система CNAPS была введена в эксплуатацию в 2002 году, и в настоящее время в рамках CNAPS объединены две различных системы:

1) RTGS-система HVPS (High-value Payment System), система реального режима времени;

2) клиринговая система массовых платежей BEPS  (Bulk Electronic Payment System).

HVPS и BEPS функционируют на единой аппаратной и программной платформе, используют общие расчётные счета участников и общий механизм взаимодействия с системой бухгалтерского учёта. Однако BEPS фактически является клиринговой системой, которая после определения позиций участников осуществляет расчёт через HVPS (при этом все платежи на сумму свыше 500 000 юаней должны напрямую передаваться для расчёта HVPS).

Система валовых расчётов в режиме реального времени HVPS является основой всей национальной платёжной системы Китая. Все расчёты в юанях (кроме расчётов на основе прямых корреспондентских отношений) завершаются в этой системе. В HVPS предусматривается три вида участия (см. табл. 2).

 

 

Таблица 2

 

Виды участия в системе HVPS

 

Вид участия

Условие

Типичные участники

Общее кол-во*

Прямое

Наличие счёта в Народном банке Китая

Средние и крупные банки, региональные отделения Народного банка Китая;

органы государственной власти Китая

1729

Косвенное

Наличие счёта у прямого участника

Средние и мелкие банки, филиалы крупных банков, районные отделения Народного банка Китая

100519

Специальное

Специальное разрешение Народного банка Китая

Инфраструктурные организации финансовых рынков

6

* По состоянию на начало 2011 года.

 

         

 

 

В HVPS осуществляется три вида переводов денежных средств:

- межбанковский кредитовый перевод;

- кредитовый перевод по поручению третьей стороны (специального участника);

- урегулирование нетто-позиций (сводный перевод по поручению третьей стороны или регионального отделения Народного банка Китая).

С целью снижения нагрузки на систему HVPS имеет два уровня обрабатывающих центров: центральный узел и система вторичных центров обработки. Основное количество участников системы подключено к вторичным центрам обработки, которые после предварительного контроля пересылают распоряжения в центральный узел, где и осуществляется окончательный контроль и расчёт, после чего информация о выполненной операции возвращается во вторичный центр обработки, который взаимодействует с участником HVPS. Специальные участники и региональные филиалы Народного банка Китая подключены напрямую к центральному узлу.

Для обеспечения бесперебойного функционирования центрального узла постоянно поддерживаются две актуальные копии его базы данных, а также организован резервный центральный узел, на котором также предусмотрено ведение ещё одной копии текущей базы данных.

Система HVPS функционирует только в рабочие дни, регламент предусматривает четыре стадии, границы между которыми могут при необходимости изменяться.

 

Начало дня в системе осуществляется около 8:30, и в период с 8:30 до 17:00 система работает в основном режиме осуществления расчётов. Если на счёте банка-плательщика достаточно средств, расчёт осуществляется незамедлительно. В противном случае распоряжение помещается во внутридневную очередь  к счёту банка-плательщика. В 17:00 прекращается приём новых распоряжений, и система переходит в режим обработки очередей: применяются механизмы оптимизации очереди, банки оповещаются о необходимости увеличить остаток средств на счёте в HVPS. Если до 17:30 остаются необработанные распоряжения в очередях, они возвращаются отправителю как неисполненные. После очистки всех очередей система выполняет регламентные процедуры в стадии завершения операционного дня. Наиболее значительными регламентными процедурами являются формирование выписок для участников системы, а также передача остатков по счетам в систему бухгалтерского учёта Банка Китая, ABS (Accounting Booking System), с помощью специального интерфейса. Важно отметить, что по запросу со стороны ABS возможна передача текущих остатков и в стадии осуществления расчётов, однако передаются только остатки по счетам, открытым в центральном узле (что не позволяет сформировать сводный баланс с разбивкой по всем региональным и районным отделениям Народного банка Китая, его формирование возможно только в стадии завершения дня).

Помимо расчётных счетов кредитных организаций и специальных участников в HVPS также открыты многочисленные счета практически всех органов государственной власти КНР. За период 2011-2015 годов запланирована реализация концепции единого казначейского счёта, однако в настоящее время в HVPS сохраняются различные расчётные счета, открытые для органов государственной власти.

Выдача заработной платы сотрудникам органов государственной власти осуществляется преимущественно с использованием платёжных карт.

Тарифная политика предполагает окупаемость операционных затрат HVPS. За обработку одного распоряжения на перевод денежных средств с отправителя взимается фиксированная плата 5,5 юаня, за каждое информационное сообщение - 1 юань.

В настоящее время идёт работа над вторым поколением системы, основными преимуществами которой будут:

- поддержка расчётов в режимах "поставка против платежа" и "платёж против платежа";

- особый режим осуществления расчётов по трансграничным операциям в юанях;

- усовершенствованный механизм управления очередями;

- поддержка пулов ликвидности;

- автоматическое кредитование под обеспечение;

- поддержка взаимодействия с другими системами на основе ISO 20022.

Система BEPS представляет собой клиринговую систему для массовых (розничных) платежей, осуществляющую расчёты через HVPS. Все регулярные (несрочные) переводы денежных средств, не обрабатываемые в других системах, попадают на обработку в BEPS. Система BEPS работает круглосуточно семь дней в неделю, однако расчёты осуществляются в соответствии с регламентом работы HVPS. Приём распоряжений в BEPS начинается в 16:00 дня, предшествующего дате расчёта (T-1), и завершается в 16:00 дня расчёта (Т). Периоды проведения сеансов передачи позиций из BEPS в HVPS устанавливаются Народным банком Китая. Виды участия в BEPS соответствуют прямому и косвенному участию в HVPS, количество участников по данным видам участия также совпадает. Тарифная политика в BEPS установлена с целью стимулирования равномерного распределения нагрузки в течение операционного дня, стоимость одного перевода денежных средств составляет от 0,03 до 1,25 юаня, стоимость обработки информационных сообщений в BEPS зависит от размера сообщения и составляет от 0,01 до 1 юаня за 1 килобайт.

В 2007 году Банк Китая ввёл в эксплуатацию единую национальную систему электронных расчётов по чекам (Cheque Image System, CIS), поскольку расчёты чеками продолжают активно использоваться в Китае. CIS позволяет банкам-участникам преобразовывать бумажные чеки в электронный вид и затем передавать чек и сопутствующую информацию по каналам связи. Участниками системы могут являться коммерческие банки и специализированные региональные (городские) клиринговые центры по обработке чеков. Филиалы и дополнительные офисы банков рассматриваются в данной системе как отдельные участники, поэтому на 2011 год в системе было зарегистрировано более 50 тыс. участников. CIS работает 24 часа семь дней в неделю и фактически является специализированной системой электронной обработки чеков, определение клиринговых позиций осуществляется в рамках отдельного сеанса в системе массовых платежей BEPS, а расчёт - в системе HVPS (RTGS). При этом в системе не могут обрабатываться чеки на крупные суммы (свыше 500 000 юаней), которые должны обрабатываться банками в бумажном виде, а расчёт - осуществляться на валовой основе непосредственно в системе HVPS.

В 2008 году было завершено создание национальной системы расчётов в иностранных валютах, CDFCPS (China Domestic Foreign Currency Payment System), обусловленное усилением экономических связей с Гонконгом и Тайванем, а также постепенным открытием внутреннего рынка Китая для иностранных инвестиций. В настоящее время в рамках CDFCPS поддерживаются расчёты в долларах США, гонконгских долларах, британских фунтах, евро, японских иенах, канадских долларах, швейцарских франках и австралийских долларах.

CDFCPS является RTGS-системой, участниками которой могут являться коммерческие банки и клиринговые (расчётные) системы. Технически CDFCPS функционирует на платформе Народного банка Китая, который для осуществления расчётов для каждой валюты назначает расчётный банк. Все участники расчётов в CDFCPS открывают счета в расчётных банках (в соответствующей расчётному банку валюте). Расчётными банками системы являются коммерческие банки, назначаемые Народным банком Китая на трёхлетний срок, один расчётный банк может осуществлять расчёты сразу в нескольких валютах , однако в CDFCPS валютно-обменные операции не проводятся, обрабатываются обычные кредитовые переводы. В системе не предусматривается кредитование участников. Данная система является узкоспециализированной, её участниками является небольшое число (около 20) крупных банков и расчётных систем.

Активное развитие технологий дистанционного оказания банковских, в том числе платёжных, услуг, развитие интернет-торговли, требующей быстрого зачисления средств, а также появление специализированных альтернативных небанковских платёжных систем (например, система AliPay, принадлежащая крупному интернет-порталу Alibaba.com) побудили Народный банк Китая разработать специализированную межбанковскую систему для расчётов по платежам в Интернете. В 2010 году была введена в эксплуатацию система IBPS (Internet Banking Payment System), которая позволяет клиентам банков осуществлять платежи через интернет в режиме реального времени, при этом межбанковский расчёт происходит на нетто-основе после зачисления денежных средств на счёт конечного получателя (таким образом, до момента проведения межбанковского расчёта происходит фактическое кредитование получателя обслуживающим его банком). В целом используется следующий алгоритм работы системы:

1) плательщик направляет в банк плательщика распоряжение на перевод денежных средств через Интернет;

2) банк плательщика в случае положительного результата проверок распоряжения передаёт его в систему IBPS;

3) система IBPS осуществляет проверку распоряжения и в случае положительного результата проверки, включающей контроль максимальной дебетовой позиции банков-участников, направляет в банк плательщика уведомление о списании, а в банк получателя - уведомление о зачислении. Одновременно корректируются текущие позиции банков в системе;

4) банк получателя обязан зачислить сумму, указанную в уведомлении о зачислении, на счёт получателя;

5) периодически (раз в два часа) текущие позиции банков - участников IBPS направляются в HVPS для осуществления денежных расчётов, при этом:

а) в случае недостаточности денежных средств на расчётном счёте банков, являющихся нетто-плательщиками, Народный банк Китая предоставляет им бесплатный кредит под залог заранее определённого обеспечения (также при этом происходит уменьшение максимально допустимой дебетовой позиции по данному банку);

б) в случае недостаточности обеспечения Народный банк Китая предоставляет кредит под повышенный (штрафной) процент;

в) в случае невозврата кредита и (или) процентов банк исключается из системы IBPS и материалы по данному инциденту передаются в Комиссию по банковскому регулированию.

Таким образом, Народный банк Китая гарантирует завершение расчётов по операциям в системе IBPS, максимальный размер потерь ограничивается путём установления максимально допустимой дебетовой позиции банков-участников.

Несмотря на относительно недавний запуск системы IBPS и достаточно высокие требования, предъявляемые к банкам - участникам системы, интерес к ней со стороны коммерческих банков Китая достаточно высок  (фактически все банки Китая, предоставляющие своим клиентам возможность осуществлять платежи через интернет, уже стали участниками данной системы).

Таким образом, учитывая, что клиринг по операциям с банковскими картами в Китае осуществляется в рамках системы China UnionPay (CUP), можно сделать вывод о том, что для осуществления безналичных расчётов Народным банком Китая с 2000 года были созданы:

1) четыре отдельных клиринговых системы:

- CUP - клиринг операций с банковскими картами;

- BEPS - клиринг массовых платежей;

- IBPS - клиринг интернет-платежей;

- CIS - клиринг (обработка)  чеков;

2) две отдельных платёжных (расчётных) RTGS-системы:

- HVPS - расчёты в юанях;

- CDFCPS - расчёты в иностранных валютах.

В Народном банке Китая работают более 220 тыс. сотрудников. Организационная структура Банка Китая отражает специфику решаемых им задач. Центральный аппарат распределён между Пекином и Шанхаем (который позиционируется как финансовая столица Китая) следующим образом:

Пекин:

- административный департамент;

- юридический департамент;

- департамент монетарной политики I;

- департамент монетарной политики II;

- департамент финансовых рынков;

- департамент финансовой стабильности;

- департамент анализа и статистики;

- департамент бухгалтерского учёта и внутреннего казначейства;

- департамент платёжных систем;

- технологический департамент; департамент денег золота и серебра;

- департамент государственного казначейства;

- департамент международных отношений;

- департамент внутреннего аудита;

- департамент по работе с персоналом;

- исследовательское бюро;

- бюро системы кредитных историй;

- бюро борьбы с отмыванием денежных средств;

- департамент обучения;

- дисциплинарный комитет;

- бюро по работе с пенсионерами;

- офис старших советников;

- офис профсоюзного объединения;

- отделение по работе с молодёжью ("Лига Юности");

Шанхай:

- административный департамент;

- департамент операций на финансовых рынках;

- департамент управления финансовыми рынками;

- департамент финансовой стабильности;

- департамент анализа и статистики;

- департамент международных отношений;

- департамент финансовых сервисов I;

- департамент финансовых сервисов II;

- департамент управления валютными операциями;

- департамент по работе с персоналом;

- департамент надзора;

- департамент внутреннего аудита;

- департамент трансграничных расчётов в ренминби.

Из организационной структуры Народного банка Китая видно, что важным направлением его работы является также управление и развитие финансовых рынков.

 

Инфраструктурные организации финансовых рынков Китая

 

Основными инфраструктурными организациями, осуществляющими обслуживание сделок на финансовых рынках, являются:

- Китайская депозитарно-клиринговая компания (China Central Depository & Clearing Corporation - CDCC);

- Шанхайская клиринговая палата (Shanghai Clearing House - SHCH);

- Китайская депозитарно-клиринговая компания по работе с ценными бумагами (China Securities Depository and Clearing Corporation - SD&C).

Все указанные компании образованы Народным банком Китая и оказывают как клиринговые, так и депозитарные  услуги. Распределение обслуживаемых сегментов финансового рынка осуществляется следующим образом:

- CCDC - облигации;

- SD&C - акции;

- SHCH - производные финансовые инструменты.

При этом перевод соответствующих финансовых активов осуществляется данными компаниями самостоятельно, а для перевода денежных средств данные компании используют систему HVPS, в которой они имеют статус "особых участников", позволяющий им открывать несколько расчётных счетов.

Китайские банки стали массово выпускать первые банковские карты ещё 15-20 лет назад, однако их активное использование в значительной степени сдерживалось необходимостью серьёзных капиталовложений в развитие инфраструктуры обработки банковских карт. Выпуск карт международных платёжных систем VISA и MasterCard в юанях в Китае был запрещён. Поскольку китайские банки не являлись участниками VISA и (или) MasterCard, они не использовали принятые в этих системах стандарты по операциям с банковскими картами. Существовал определённый конфликт интересов: руководство Народного банка Китая стимулировало создание инфраструктуры приёма и обработки банковских карт силами китайской промышленности, однако в КНР не существовало общепринятого стандарта, обеспечивающего широкое хождение банковских карт, а доступ к стандартам систем Visa и MasterCard фактически отсутствовал. В результате выпускаемые банковские карты первоначально принимались только в отделениях выпустившего их банка, что серьёзно ограничивало возможности их использования и привлекательность для конечного пользователя. Тем не менее уже на рубеже 2000-х годов в Китае было выпущено значительное количество банковских карт и накоплен определённый опыт по их обработке.

Руководство Народного банка Китая приняло решение ориентировать работу Национального технического комитета по финансовым стандартам, который был создан в 1991 году на основе Народного банка Китая, на адаптацию международных и создание национальных стандартов для банковских карт. Это направление работ было оценено руководством страны как высокоприоритетное, о чём свидетельствует его включение руководством страны в план работ на двенадцатую пятилетку. Данный проект получил название "Золотая карта" (Golden Card). В результате совместной работы китайских экспертов на основе международного стандарта EMV была разработана его специализированная версия для КНР. Поскольку стандарты, принимаемые Национальным техническим комитетом по финансовым стандартам Китая, не являются обязательными к применению, то новый стандарт по обработке банковских карт был введён в действие как обязательный нормативным актом Народного банка Китая и получил устоявшееся позднее название "Стандарт PBOC" (от англ. PBoC - People's Bank of China). Спецификации PBOC были очень похожи на собственные реализации стандарта EMV, используемые компаниями Visa и MasterCard, однако китайские производители электроники могли начать местное производство элементов инфраструктуры приёма и обслуживания банковских карт без длительного и дорогостоящего процесса сертификации на соответствие стандарту EMV, было достаточно соответствовать стандарту PBOC.

Стандарт PBOC был разработан таким образом, чтобы банковские карты, выпущенные по этому стандарту, могли в принципе обрабатываться в применяемой в других странах инфраструктуре приёма карт EMV. С другой стороны, в стандарт PBOC был внесён ряд особенностей, приём EMV-карт в инфраструктуре PBOC оказался весьма затруднителен.

Одновременно с решением вопросов стандартизации и развития технической инфраструктуры приёма карт PBOC руководство Народного банка Китая приняло решение развивать национальную систему банковских карт, для чего в 2002 году была создана отдельная компания - UnionPay. Нормативным актом Народного банка Китая компании UnionPay было предоставлено эксклюзивное право на процессинг банковских карт в юанях на территории КНР. Перед компанией были поставлены задачи по максимальному содействию выпуску банковских карт UnionPay и развитию инфраструктуры их приёма.

 

Текущее состояние и перспективы развития China UnionPay

 

В настоящее время компания China UnionPay (CUP) представляет собой одну из крупнейших компаний в мире по обработке операций с банковскими картами. В настоящий момент членами UnionPay являются почти 400 организаций по всему миру. Сегодня в компании трудятся более 3000 человек, которые работают в разных странах. Деятельность компании встречает стабильную поддержку со стороны руководителей Китая, что обуславливает динамику развития бизнеса CUP. Так, во время своего посещения штаб-квартиры UnionPay 16 января 2010 года председатель КНР Ху Цзиньтао особенно отметил заслуги компании в развитии удобной для потребителей системы карточных платежей.

В структуре CUP выделяются следующие основные элементы:

- UnionPay Шанхай - процессинговый центр для внутренних транзакций;

- UnionPay Пекин - центр аварийного восстановления UnionPay Шанхая;

- UnionPay Гонконг - процессинговый центр для внешних транзакций;

- UnionPay Шеньчжень - центр аварийного восстановления UnionPay Гонконга.

Под внутренними транзакциями понимаются операции внутри Китая, когда банк-эмитент и банк-эквайрер являются китайскими банками. В этом случае расчёты производятся в юанях, клиринговые позиции определяются CUP и передаются в систему HVPS для осуществления расчётов.

Под внешними транзакциями понимаются операции, при которых банк-эквайрер или банк-эмитент не является китайским банком. В этом случае CUP определяет позиции в юанях или долларах США, и если валюта операции отлична от долларов США или юаней - происходит пересчёт в доллары США, что приводит к потерям из-за конверсии валют. В этом случае расчёты между банком-эмитентом и банком-эквайрером осуществляются в долларах в назначенном CUP расчётном банке, которым в настоящее время является HSBC.

Таким образом, используемая в настоящее время схема расчётов в CUP делает фактически невыгодной эмиссию карт в валютах, отличных от китайского юаня, что фактически означает, что развитие международного бизнеса CUP при действующей схеме расчётов сводится к расширению сети приёма карт. Для стимулирования зарубежных банков к приёму карт CUP применяются программы дополнительного материального поощрения (часть прибыли CUP направляется на выплаты банкам-эквайрерам). Для торговых точек стимулирование к приёму карт CUP осуществляется путём установления невысокой торговой уступки (от 0,35 до 1%), поскольку согласно стратегии развития CUP на период до 2015 года приоритетным является расширение сети (а не получение прибыли).

Основой бизнеса CUP являются операции внутри КНР. К концу 2012 года компанией UnionPay в Китае было выпущено более 3,4 млрд. карт, эквайринговая сеть в Китае включала 441,000 ATM, 4,83 млн. торговых точек, 7,12 млн. POS-терминалов. В 2012 году общая сумма межбанковских платежей через UnionPay составила 21,8 трлн. юаней, что на 42% больше, чем в предыдущий год. Тем не менее анализ относительных показателей позволяет сделать вывод, что и в Китае у UnionPay ещё достаточно большие возможности для развития (см. табл. 3).

 

Таблица 3

 

Относительные показатели развития UnionPay, по данным CUP

 

Показатели

Китай

Корея

США

Оплата покупок по картам,%

32

36

27

Кол-во выпущенных карт (на чел.)

1,72

4,6

5,2

Среднее число транзакций по карте в течение трёх месяцев

3

10,8

28,5

Кол-во торговых точек, принимающих карты (на чел.)

0,0008

0,02

 

Кол-во POS-терминалов (на чел.)

0,23

 

 

Кол-во торговых точек (на чел.)

0,15

 

 

ATM (на чел.)

0,018

 

 

 

Достаточно активно развивается и международный бизнес CUP (правда, в основном за счёт эквайринга). Так, к концу 2012 года карта UnionPay принималась в 141 стране, из которых в 112 странах карта обслуживалась в банкоматах и в 97 странах карта принималась к оплате в торговых точках. В 2012 году объём зарубежных транзакций по картам UnionPay достиг 391,24 млрд. юаней (рост на 79% по сравнению с 2004 годом, когда были осуществлены первые зарубежные операции с картами CUP). Общее количество карт UnionPay, эмитированных за границей, достигло 17,67 млн. к концу 2012 года (для сравнения: в Китае выпущено 3,4 млрд. карт CUP).

В целях создания условий для преодоления проблем с эмиссией карт CUP в иных валютах, решения ряда других проблем развития международного бизнеса в составе CUP осенью 2012 года было выделено отдельное подразделение - UnionPay International, которое полностью концентрируется на международном направлении и которому передана вся международная инфраструктура CUP. С учётом этого внутри системы CUP можно выделить шесть основных блоков: процессинг и клиринг, телекоммуникация и каналы доступа, взаимодействие с банками, сертификация на соответствие CUP, тестирование, международный бизнес.

Очевидно, что развитие блока международного бизнеса UnionPay затронет и Россию, что может оказать положительное влияние на развитие российско-китайского экономического сотрудничества.