Как помочь малому и среднему бизнесу?

Дата публикации: 
22.01.2015

малый бизнес

Одна из наиболее актуальных и обсуждаемых в России в настоящее время тем - перспективы и проблемы, связанные с развитием рынка кредитных продуктов для малого и среднего бизнеса. В большинстве стран именно сектор малого и среднего бизнеса является основой и двигателем развития экономики. Применение ряда мер, уже известных в мировой практике, могло бы способствовать усилению позиций данного сектора в российской экономике.

В настоящее время государство демонстрирует значительный интерес к поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. По последним оценкам, в России насчитывается порядка 6 млн субъектов МСБ. Однако, несмотря на декларируемые и реально предпринимаемые правительством меры поддержки, ситуация коренным образом не меняется, более того, в 2013 г. уже наблюдается отрицательный тренд развития данного сектора экономики. Так, за прошедший год 600 тыс. предпринимателей прекратили свое существование. По сравнению с 2012 г. увеличилось число предприятий, отметивших ухудшение своего финансового положения: 33,3% в 2013 г. против 29,4% в 2012 г. Замедляются и темпы роста оборотов предприятий, их инвестиционное развитие.

Кроме того, отраслевая структура малого и среднего предпринимательства также не соответствует приоритетам развития реального сектора экономики и формирования инновационного общества: основной массив занимают организации сферы торговли и услуг (70%), на производственные предприятия приходится лишь 15%. Аналогичный отраслевой расклад наблюдается и в структуре кредитного портфеля банков: 50% ссуд предоставлены предприятиям торговли; обрабатывающим производствам и сельскому хозяйству - 13% в совокупности.

По оценке самих представителей МСБ, недоступность финансовых ресурсов, в том числе заемных, в существенной степени влияет на низкие показатели инвестиционной деятельности и слабые показатели развития сектора МСБ в целом. Основным источником инвестиций в развитие бизнеса остаются собственные средства (85%). Даже капитальные вложения преимущественно направляются на замену изношенного, выходящего из строя оборудования, а не на расширение бизнеса. Так, согласно данным Росстата, лишь 10% инвестиций малых и средних организаций осуществляются с целью развития бизнеса, расширения ассортимента производимой продукции.

Банковский кредит остается привлекательным, но зачастую недоступным источником ресурсов для осуществления инвестиций. Согласно опросу, проведенному МСП Банком среди 1214 предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу, более половины респондентов хотели бы привлечь банковский кредит, однако максимально допустимая ставка кредитования составляет для них 12,91% годовых, что не соответствует среднерыночному уровню ставок для сектора МСБ (15,5 - 16%).

 

Мировой опыт поддержки кредитования малого и среднего бизнеса

 

Социально-экономическая значимость малого и среднего предпринимательства осознана во многих странах мира, так как именно данный сектор экономики обеспечивает занятость большей части населения. Кроме того, именно МСБ вносит около половины ВВП в развитых странах (табл. 1). В целом же именно МСБ обеспечивает возможность формирования и фундамент так называемого среднего класса, что является опорой экономической и политической стабильности в обществе.

 

Таблица 1

 

Основные показатели сектора МСБ: международная практика

 

Страна

Удельный вес МСБ в ВВП, %

Удельный вес МСБ в занятости населения, %

Удельный вес МСБ в количестве организаций, %

США

52,0

54,0

97,6

Германия

57,0

69,3

99,3

Япония

51,6

69,5

99,2

Италия

55,0

71,0

99,2

Китай

60,0

80,0

98,0

Бразилия

30,0

54,0

80,0

 

Например, количество занятого городского трудового населения на предприятиях МСБ в Китае находится на уровне 80%. До 80% современной продукции Китая производится малыми предприятиями, а доля малого бизнеса в общем объеме экспорта составляет более 60%.

В России вклад малых и средних предприятий в ВВП страны составляет лишь 21%; доля занятых в МСБ - 27%, что существенно ниже аналогичных показателей в зарубежных экономиках. Вместе с тем малые и средние предприятия (включая индивидуальных предпринимателей) создают в России порядка 19 млн рабочих мест. Если учесть малопрозрачный отечественный рынок труда, это весомый показатель.

В Канаде существует практика выдачи организациям МСБ ссуд в размере, не превышающем 250 тыс. долл. США, на 10 лет под 2 - 3% годовых. В других случаях федеральное правительство облегчает малому бизнесу получение ссуды, частично компенсируя любые потери по займам.

В Южной Корее государственные средства для поддержки МСБ расходуются по трем направлениям: предоставление льготных кредитов (срок до восьми лет и процентная ставка на 2,5 - 3% ниже рыночной), разработка и внедрение новых технологий и пополнение оборотных средств. Кроме того, в Южной Корее учреждены два банка и два фонда, ориентированные на малый бизнес. Крупные внешнеторговые структуры занимаются стимулированием экспорта продукции малых предприятий. В частности, они исследуют рынок, помогают выйти на мировой рынок, ведут работу по вопросам снижения налогов, таможенных тарифов, ставок льготных кредитов и т.д.

В Японии ссуды предоставляются под 2 - 4% годовых.

В Сингапуре при получении кредита сроком до четырех лет действует ставка 5% годовых, а при получении долгосрочного кредита - 6,5%. Специальное льготное кредитование предусмотрено для микрофирм, численность персонала которых не превышает 10 человек.

В США вопросами малого и среднего предпринимательства занимаются 16 федеральных министерств и ведомств, 1100 центров развития МСБ. Функционирует специальный координирующий правительственный орган - Администрация малого бизнеса. Выделяемые средства расходуются по двум основным направлениям: прямое субсидирование приоритетных видов предпринимательской деятельности; косвенное стимулирование деловой активности таких предприятий.

К мерам, применяемым в международной практике в целях поддержки малых и средних предприятий, следует отнести:

1) государственные программы финансовой и технической поддержки инновационных организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР) по тематике правительственных организаций (США, Япония, Великобритания, Индия, Китай);

2) прямое финансирование (субсидии, займы), которое достигает 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США);

3) предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция); безвозмездные ссуды на покрытие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия); возвращение льготных займов в случае успешной реализации проекта, для финансирования которого были привлечены средства;

4) создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного коммерческого риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);

5) снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей и предоставление им налоговых льгот (Австрия, Германия, США, Япония), а также создание специальной инфраструктуры для их поддержки и экономического страхования;

6) увеличение объема государственных гарантий по инвестиционным кредитам;

7) бесплатные услуги патентных поверенных по заявкам индивидуальных изобретателей, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия, Япония, Индия);

8) облегчение налогообложения для предприятий, действующих в инновационной сфере, в том числе исключение из налогообложения затрат на НИОКР, льготное налогообложение университетов и НИИ (США, Великобритания, Индия, Китай, Япония);

9) предоставление целевых льготных кредитов;

10) субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, направляемым на инвестиционные цели;

11) создание широкой сети фондов венчурного капитала, используемого для реализации инновационных проектов силами МСБ;

12) создание сети научных парков, бизнес-инкубаторов и зон технологического развития;

13) упрощение системы регулирования;

14) обеспечение доступа организаций МСБ к государственному заказу и т.д.

Необходимо отметить, что последняя мера поддержки положительно зарекомендовала себя в практике США, где сформирована система государственных контрактов, которые дают возможность обеспечить гарантированный рынок сбыта. 23% заказов госбюджета в обязательном порядке достаются малым предприятиям (в период острой фазы финансового кризиса эта доля возрастала до 26 - 27%). Органы власти утверждают специальный перечень работ, услуг, продукции, заказы на которые предоставляются исключительно малым предприятиям. Более того, даже крупные компании, осуществляющие госзаказ, зачастую вынуждены передавать часть работы в субподряд малым и средним предприятиям (до 10%).

Многие из приведенных выше мер применяются и в России, однако, к сожалению, их эффективность чрезвычайно низка. По оценкам экономистов, по уровню поддержки МСБ Россия находится на 148-м месте. К основным мировым тенденциям кредитования сектора МСБ можно отнести снижение удельного веса кредитов, выданных малым и средним предприятиям, в совокупном кредитном портфеле коммерческих банков, что обусловлено постепенным вытеснением кредитования такими формами финансирования, как лизинг, факторинг, а также выход организаций МСБ (преимущественно средних) на фондовые рынки.

В отношении последнего следует упомянуть проекты по созданию специальных секторов и площадок в структуре фондовых бирж, которые предметно ориентированы на динамично развивающиеся малые и средние предприятия. Наиболее успешными примерами являются AMI (Alternative Investments Market - сектор на Лондонской фондовой бирже для компаний малой и средней капитализации), а также NewConnect (площадка для небольших, в том числе инновационных, компаний Варшавской фондовой биржи).

Российский фондовый рынок также делает шаги в данном направлении. Так, в настоящее время активно развиваются инструменты привлечения средств на российском фондовом рынке, ориентированные в первую очередь на МСБ. По прогнозам специалистов, сегмент компаний МСБ развивается довольно быстрыми темпами и в будущем станет новым лидером экономики России, а в среднесрочной перспективе станет основным поставщиком новых "голубых фишек" для фондового рынка. С 2007 г. на ММВБ действовал специальный сектор для организаций МСБ, который в 2009 г. был переформатирован в Рынок инноваций и инвестиций Московской биржи (далее - РИИ). Основная задача РИИ - содействие привлечению инвестиций в компании малой и средней капитализации инновационного сектора экономики. Можно сказать, что на сегодняшний момент указанная площадка является фактически единственной возможностью выйти на организованный рынок ценных бумаг для молодых высокотехнологичных компаний малой и средней капитализации. При этом следует отметить, что, несмотря на оптимистичные темпы роста данного сектора, его капитализация в абсолютном выражении весьма незначительна.

Основные характеристики данных площадок приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

 

Основные характеристики РИИ, AMI и NewConnect

 

Характеристика

РИИ

AMI

NewConnect

Год создания

2009

1995

2007

Количество эмитентов

32

1094

428

Объем торгов

12,45 млрд руб.

(0,4 млрд долл. США)

60 млрд фунтов стерлингов

(90,7 млрд долл. США)

3,18 млрд польских злотых

(10,2 млрд долл. США)

 

Основные требования к компаниям, которые хотят стать эмитентами РИИ: формирование части выручки за счет хозяйственной деятельности в отраслях, связанных с применением инновационных и высоких технологий; капитализация компании должна быть не менее 50 млн руб.; минимальный объем эмиссии облигаций - 1 млрд руб. Помимо вышеназванных характеристик, нормативные требования к эмитентам сектора РИИ аналогичны требованиям, которые предъявляются к любым эмитентам, выходящим на основную площадку организованного рынка ценных бумаг.

В настоящее время на РИИ обращаются ценные бумаги эмитентов, относящихся преимущественно к интернет- и информационно-телекоммуникационным отраслям, а также связанных с био- и медицинскими технологиями. Столь высокие требования привели к тому, что по состоянию на 1 октября 2013 г. согласно данным ОАО "Московская биржа" на РИИ обращались облигации лишь одного эмитента - ОАО "Роснано", которое сложно отнести к МСБ. Создание такой площадки является положительным фактором и свидетельствует о верном векторе развития российского фондового рынка. Вместе с тем, как видно из вышеприведенных данных, по основным параметрам российская площадка существенно уступает иностранным аналогам. На наш взгляд, именно высокие качественные и количественные критерии и барьеры для проникновения в данный сектор существенно ограничивают возможность широкого круга организаций, относящихся к МСБ, привлекать средства, используя фондовый рынок, и являются ключевыми преградами для активного развития этого сектора Московской биржи.

Примечательно, что ни AMI, ни NewConnect не предъявляют к эмитентам требование о вовлеченности в инновационную и высокотехнологичную сферу деятельности. Указанные площадки ориентированы именно на развивающиеся организации МСБ независимо от их отраслевой принадлежности. По нашему мнению, российской практике следует перенять указанный опыт и снять ограничения в отношении характера деятельности эмитентов, расширив тем самым спектр отраслей экономики, которым будет доступен РИИ.

В качестве тенденции, складывающейся в европейских странах, также следует выделить снижение доли краткосрочных кредитов в общем объеме займов МСБ и, соответственно, увеличение доли долгосрочного кредитования, то есть кредитования на развитие. К сожалению, для России характерна обратная ситуация. В 2013 г. на краткосрочные кредиты (до одного года) приходилось около 70% всех ссуд, выданных банками предприятиям МСБ. Если в 2012 г. на кредиты, предоставленные на срок свыше трех лет, приходилось 16% портфеля ссуд предприятиям МСБ, на срок 1 - 3 года - 28%, до года - 56%, то в 2013 г. долгосрочные ссуды составили лишь 11%, а ссуды на срок 1 - 3 года - 20% портфеля.

Резюмируя изложенное выше, отметим, что мировой опыт поддержки малого и среднего предпринимательства основывается на следующих направлениях:

- развитие механизмов государственно-частного партнерства;

- создание стабильных государственных и частных источников финансовой помощи организациям МСБ (фондов поддержки, гарантийных фондов и т.д.);

- прямое финансирование субъектов МСБ из федерального и региональных бюджетов;

- разработка и развитие целевых программ;

- контроль за рациональным расходованием выделенных средств;

- защита интересов МСБ, в том числе и от государственных органов, и т.д.

 

Кредитование малого и среднего бизнеса коммерческими банками в России

 

В целом в настоящее время наблюдается замедление темпов кредитования МСБ российскими банками. Так, если в 2010 г. рост кредитного портфеля МСБ составлял 56,1%, то по итогам 2013 г. он составил лишь 16,2% (табл. 3).

 

Таблица 3

 

Объем кредитов, предоставленных субъектам малого и среднего предпринимательства

 

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

По банковской системе, млн руб.

3 014 572

4 704 715

6 055 744

6 942 525

8 064 759

Темп прироста, %

-

56,1

28,7

14,6

16,2

30 крупнейших банков, млн руб.

1 477 547

2 479 329

2 983 811

3 518 859

4 286 931

Удельный вес в общем объеме по банковской системе, %

49,0

52,7

49,3

50,7

53,2

Темп прироста, %

-

67,8

20,3

17,9

21,8

 

Примечательно, что на 30 крупнейших банков приходится лишь около половины всех кредитов, выданных малым и средним предприятиям (53,2%), тогда как активы крупнейших банков составляют 76,4% совокупных активов банковской системы. Это свидетельствует о том, что крупнейшие банки принимают меньшее участие в кредитовании МСБ, чем средние и небольшие кредитные организации.

Более того, согласно данным Банка России к ссудам I и II категорий качества относятся 87,3% всех выданных ссуд (60,6 и 26,7% соответственно), что также подтверждает большую заинтересованность крупных банков в кредитовании крупных, финансово стабильных корпоративных клиентов, а не организаций МСБ, так как кредитование последних, как правило, сопряжено с большими рисками. В этой связи политика Банка России, направленная на дальнейшую концентрацию банковского сектора, укрупнение коммерческих банков и сокращение количества небольших, в том числе региональных, банков, вызывает серьезные опасения. В целом по банковскому сектору темпы роста кредитования малого и среднего предпринимательства отстают от темпов роста потребительского кредитования и кредитования крупных корпоративных клиентов. В то время как по итогам 2013 г. темп прироста кредитов МСБ составил, как уже было сказано, 16,2%, портфель ссуд, выданных юридическим лицам, и потребительских ссуд вырос на 19,7 и 19,2% соответственно. Подобная картина характерна для всего анализируемого периода (2009 - 2013 гг.) (табл. 4).

 

Таблица 4

 

Динамика изменения объемов кредитования коммерческими банками

 

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Общие объемы кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, млн руб.

19 091 541

20 662 219

28 412 267

30 255 044

36 224 567

Темп прироста, %

-

8,2

37,5

6,5

19,7

В том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, млн руб.

3 014 572

4 704 715

6 055 744

6 942 525

8 064 759

Темп прироста, %

-

56,1

28,7

14,6

16,2

Общие объемы кредитования физических лиц, млн руб.

2 613 559,9

3 649 100

5 438 651

7 226 423

8 612 537

Темп прироста, %

-

39,6

49,0

32,9

19,2

 

Резкий рост заинтересованности в кредитовании МСБ наблюдался лишь в 2010 г. (56,1%), а на протяжении последующих лет темп прироста демонстрировал постепенное снижение. По результатам 2012 г. рост портфеля кредитов МСБ составил минимальную величину - 14,6%, однако в 2013 г. динамика незначительно изменилась в положительную сторону.

 

Влияние требований регулятора на развитие рынка кредитования малого и среднего бизнеса

 

Большинство экономистов связывают неудовлетворительные результаты развития рынка кредитования МСБ со снижением прозрачности заемщиков, ужесточением требований регулятора к оценке кредитных рисков, что, в свою очередь, ведет к повышению требований к заемщикам со стороны самих кредитных организаций. Отрицательное влияние на рынок оказывает также высокий уровень ставок по кредитам.

Банк России с 3 марта 2014 г. повысил ключевую ставку до 7%, соответственно, и ставки по кредитам, предоставляемым кредитным организациям в рамках системы рефинансирования, также возросли (в среднем более чем на 1%). С 28 апреля ключевая ставка была еще раз повышена - до 7,5%. Таким образом, в рамках реализации Банком России рестрикционной денежно-кредитной политики, направленной на изъятие ликвидности из банковского сектора, надеяться на снижение процентных ставок по кредитам не приходится.

Более того, ужесточение требований регулятора к расчету кредитных рисков негативно скажется как на объемах кредитования МСБ, так и на стоимости ссужаемых средств, в которую в качестве одной из основных статей включены премия за риск и недополученная прибыль в связи с формированием резервов на возможные потери.

Однако проблема высоких процентных ставок и дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов для предприятий МСБ - не единственная причина низкой доступности заемных средств. К факторам, сдерживающим возможность получения инвестиционных кредитов, относится также и проблема отсутствия или недостатка залогового обеспечения.

По оценкам экспертов, в условиях дефицита государственного бюджета, высоких темпов инфляции, низких показателей экономического роста (что еще более усугубится в 2014 г. в связи с неблагоприятной политической обстановкой, уже применяемыми, а также предполагаемыми экономическими санкциями со стороны мирового сообщества), роста процентных ставок на рынке, в том числе по выдаваемым кредитам, темп прироста рынка кредитования МСБ может сократиться до 10 - 12%, а по мнению более пессимистично настроенных экономистов - снизиться до уровня инфляции.

Несмотря на негативные макроэкономические данные, в 2014 г., а также в последующих годах правительством запланирован ряд мер, направленных на стимулирование развития и поддержку предприятий МСБ.

1. Для повышения доступности банковских кредитов предполагается использовать средства Фонда национального благосостояния. В частности, рассматривается возможность размещения средств данного фонда в размере 100 млрд руб. на депозиты Внешэкономбанка, которые будут предоставляться Внешэкономбанком по цене "инфляция плюс 1%" для целей долгосрочного кредитования предприятий МСБ, преимущественно вовлеченных в производственную сферу. По предварительным оценкам, стоимость кредитных ресурсов в рамках данной программы составит около 10% при длительности до 10 лет. По расчетам Минэкономразвития, это будет способствовать увеличению объема инвестиционных проектов среднего бизнеса на 50%.

2. Планируется развивать механизмы секьюритизации портфелей кредитов МСБ. Последнее, в свою очередь, влечет за собой необходимость создания активно функционирующего рынка таких ценных бумаг, что могло бы быть осуществлено в том числе посредством расширения Ломбардного списка Банка России.

3. Одновременно предполагается расширение практики использования кредитов, предоставленных МСБ, в качестве нерыночного актива для выдачи кредитов Банка России, обеспеченных активами и поручительствами в порядке, установленном Положением Банка России от 12.11.2007 N 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами или поручительствами". Это в значительной степени повысит интерес банков к данным инструментам.

4. Реализуются мероприятия по созданию федерального гарантийного фонда под названием "Агентство кредитных гарантий", который будет заниматься оказанием комплексной гарантийной поддержки соответствующим региональным организациям и способствовать развитию кредитования МСБ. Федеральный гарантийный фонд будет выдавать контргарантии региональным гарантийным фондам, чтобы они могли расширить свои лимиты поручительства, а также прямые гарантии предпринимателям.

По оценкам Минэкономразвития, доля кредитов МСБ, обеспеченных гарантиями, может увеличиться с 2% по итогам 2013 г. до 5% уже к 2015 - 2016 гг.

Институт государственного гарантирования в России уже существует. При этом гарантии чаще всего предоставляются государством не напрямую. Бюджетные средства направляются в форме субвенций в специализированные гарантийные организации (гарантийные фонды), учрежденные субъектами РФ, которые, в свою очередь, выступают гарантами перед банками в отношении конкретных ссуд заемщикам - субъектам МСБ. По данным Минэкономразвития, за последние шесть лет под гарантии таких фондов было предоставлено свыше 200 млрд руб. кредитов.

Банк России по мере своих возможностей также готов содействовать развитию данного института, а именно рассмотреть вопрос об отнесении гарантий фонда к обеспечению I категории качества в соответствии с требованиями Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", что также должно облегчить получение кредитов для организаций МСБ. На данный момент поручительства гарантийных фондов субъектов РФ могут быть отнесены только ко II категории качества.

5. Расширение участия представителей малого предпринимательства в системе госзакупок.

В ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившего в действие с 1 января 2014 г., отражено, что заказчики (за некоторыми исключениями, в частности в случае обеспечения обороны страны, безопасности государства и т.д.) обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.

Кроме того, разработан проект постановления Правительства РФ "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц", в соответствии с которым предполагается дальнейшее увеличение минимальной квоты. В частности, предусмотрено, что заказчики будут обязаны осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в следующем размере:

- с 1 января 2015 г. до 31 декабря 2016 г. - не менее 18% совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками;

- с 1 января 2017 г. - не менее 25% совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками.

Данные мероприятия реализуются в соответствии с планом мероприятий (дорожной картой) "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием".

В случае эффективного функционирования данного механизма обеспечение малых и средних организаций рынком сбыта производимой продукции и оказываемых услуг (чему будет способствовать привлечение таких организаций к выполнению государственного заказа) позволит поднять развитие МСБ в России на новый уровень.

 

Выводы

 

Несмотря на разнообразие принимаемых государством мер, по результатам опроса представителей малого и среднего предпринимательства, проведенного в конце 2013 г., 79% респондентов считают, что поддержка со стороны государства является недостаточной.

По нашему мнению, наиболее предпочтительной и интересной для российских реалий могла бы стать такая мера поддержки МСБ, как субсидирование процентной ставки по банковским кредитам.

При этом формирование новых институтов поддержки, таких как Федеральный гарантийный фонд, и выделение финансирования через них вряд ли принесет значительный полезный эффект.

Как было отмечено выше, развитию МСБ в России в существенной степени препятствует отсутствие источников финансирования его деятельности, не говоря уже об инвестициях. Указанное обстоятельство связано, с одной стороны, с невозможностью выхода небольших организаций на фондовые рынки из-за несоответствия основных параметров их деятельности (период функционирования, капитализация, оборот, выручка и т.д.) предъявляемым биржами требованиям, с другой - с отсутствием достаточно емкого рынка банковских кредитов и слишком высокой стоимостью заимствования на кредитном рынке.

В связи с этим субсидирование государством платы за пользование заемными средствами (данная мера успешно реализуется, например, в Китае) может оказать значительное благоприятное воздействие на развитие данного сегмента кредитования.