Где официально публикуются нормативно-правовые акты

нормативно-правовые акты

Перманентная реформа законодательства сопровождается усилением потока руководящих документов, которые необходимо как можно быстрее ввести в действие.

Традиционные официальные печатные источники с этим конвейером уже не справляются, тем более что объём некоторых нормативно-правовых актов превышает "мощности" изданий, не рассчитанные на столь бурное нормотворчество.

Сточки зрения "ёмкости площадей" и оперативности размещения информации интернет предоставляет неограниченные возможности. Поэтому туда потихоньку и начала передислоцироваться основная нормативная база.

В данной статье мы рассмотрим источники официального опубликования нормативных документов, включая бухгалтерские стандарты, которые кредитные организации используют в своей работе.

 

НПА перебираются в интернет, но пока не все

 

Согласно статье 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативно-правовые акты (НПА), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Ограниченный перечень источников (изданий), в которых должны быть опубликованы (обнародованы) предварительно зарегистрированные Минюстом России НПА, установлен в том числе Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" (далее - закон N 5-ФЗ), Указом Президента РФ от 23.05.96 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - указ N 763) и его отсылочными нормами.

Согласно статьям 1 и 4 закона N 5-ФЗ на территории РФ применяются только официально опубликованные федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания. При этом официальным опубликованием этих документов считается первая публикация их полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" (далее - Собрание законодательства).

С 10 ноября 2011 года к официальным источникам опубликования этих НПА добавлен официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) (далее - официальный интернет-портал).

Указанные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальный интернет-портал является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации (ст. 9.1 закона N 5-ФЗ).

Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с законом о СМИ (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации").

 

* * *

 

Следующая группа НПА - это акты Президента РФ (указы и распоряжения), а также акты Правительства РФ (постановления и распоряжения), имеющие нормативный характер. До недавнего времени они подлежали официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства (п. 2 указа N 763).

С 10 ноября 2011 года дополнительным официальным источником опубликования актов Президента РФ был назначен официальный интернет-портал. Первое размещение (опубликование) полного текста акта Президента РФ на этом интернет-портале тоже считается его официальным опубликованием (п. 2.1 указа N 763).

Указом Президента РФ от 02.02.13 N 88 официальный интернет-портал назначен дополнительным официальным источником опубликования ещё и для актов Правительства РФ. В связи с нововведением пункт 2.1 указа N 763 упраздняется, а пункт 2 указа N 763 откорректирован. Эти поправки вступили в силу 7 марта 2013 года (п. 4 указа N 88).

Акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования (п. 5 и 6 указа N 763).

Заметим, что акты Правительства РФ публиковались на официальном интернет-портале уже давно, но до вступления в силу указа N 88 это считалось дополнительным опубликованием, не влияющим на сроки их вступления в силу.

 

* * *

 

Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание ведомственных НПА в виде писем и телеграмм не допускается (п. 2 Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009).

Не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, эти документы не влекут правовых последствий как не вступившие в силу (п. 10 указа N 763).

В настоящее время официальными источниками опубликования актов федеральных органов исполнительной власти являются "Российская газета" и "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - бюллетень) (п. 9 указа N 763).

В отличие от актов Президента РФ и Правительства РФ для ведомственных актов пока не практикуется официальное доведение их до всеобщего сведения через интернет. Официальные сайты ведомств в интернете для этих целей не используются.

Согласно статье 9.1 закона N 5-ФЗ правовые акты других федеральных органов исполнительной власти (не только Правительства РФ) могут быть размещены (опубликованы) на официальном интернет-портале в порядке, устанавливаемом Президентом РФ, но пока такое размещение не определяет дату их вступления в силу.

НПА федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу (п. 12 указа N 763).

 

* * *

 

Нормативные акты (но не нормативно-правовые акты) Банка России по вопросам, отнесённым к его компетенции, издаются в форме указаний, положений и инструкций, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (далее - НА) (ст. 7 Федерального закона от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы Минюстом России в порядке, установленном для государственной регистрации НПА федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации НА Банка России, устанавливающие:

- курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- изменение процентных ставок;

- размер резервных требований;

- размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

- прямые количественные ограничения;

- правила бухгалтерского учёта и отчётности для Банка России;

- порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Правила подготовки нормативных актов Банка России установлены Положением Банка России, утверждённым приказом Банка России от 15.09.97 N 02-395.

Согласно пунктам 1.5.1-1.5.3 правил N 02-395 Банк России принимает НА:

- в форме указаний, если их содержанием является установление отдельных правил по вопросам, отнесённым к компетенции Банка России;

- в форме положений, если их основным содержанием является установление системно связанных между собой правил по вопросам, отнесённым к компетенции Банка России;

- в виде инструкций, если их основным содержанием является определение порядка применения положений федеральных законов, иных нормативно-правовых актов по вопросам компетенции Банка России (в том числе указаний и положений Банка России).

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования в "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных советом директоров ЦБ РФ (ст. 7 закона N 86-ФЗ).

 

* * *

 

Акты нормативного характера, издаваемые Пенсионным фондом РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Фондом социального страхования Российской Федерации (ПФР, ФФОМС и ФСС), если они затрагивают права и обязанности граждан, устанавливают правовой статус организаций или носят межведомственный характер, тоже подлежат государственной регистрации Минюстом России. После этого такие НА подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования НПА федеральных органов исполнительной власти (п. 1 Указа Президента РФ от 20.03.01 N 318).

Таким образом, НА, выпущенные ПФР, ФФОМС и ФСС, подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и бюллетене. А распространение их в интернете, в том числе на официальных сайтах государственных внебюджетных фондов, не считается их официальным опубликованием и не влияет на дату их вступления в силу.

 

Особенности налогового и таможенного законодательства

 

Особенности вступления в силу опубликованных актов законодательства о налогах и сборах установлены статьёй 5 НК РФ. Сроки их введения в действие отличаются от общеустановленных сроков из указа N 763.

В общем случае акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 5 НК РФ.

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и нормативно-правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, имеют обратную силу. Акты, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Эти "положительные" акты могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

Похожие особенности вступления в силу НПА в области таможенного дела установлены статьёй 6 Федерального закона от 27.11.10 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

 

Судебная практика

 

Отметим, что последнее время к решению вопроса об определении даты "самого первого опубликования" НПА, влияющей на его вступление в силу, в некоторых случаях проявляется формальный подход. Предпочтение "Российской газете", некогда провозглашённое Конституционным судом РФ (постановление от 24.10.96 N 17-П), судьи и нормотворцы всё чаще не разделяют.

Аналогичная проблема определения даты первого опубликования существует и для ведомственных НПА, официальными источниками опубликования которых являются "Российская газета" и бюллетень.

В связи с наличием этой проблемы напомним решение ВАС РФ от 19.09.12 N ВАС-10330/12. В нём опубликование НПА в "Российской газете" признано вообще необязательным.

ВАС РФ заявил, что по смыслу пункта 9 указа N 763 официальным опубликованием зарегистрированных Минюстом России нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается их опубликование хотя бы в одном из указанных в нём источников - "Российской газете" или бюллетене. Оспариваемый заявителем приказ ФСФР России не может быть признан недействующим на том основании, что он не опубликован в "Российской газете". Тот факт, что заявитель не пользуется бюллетенем в качестве источника информации о принятых правовых актах, по мнению ВАС РФ, не свидетельствует о нарушении порядка опубликования оспариваемого приказа, а также прав и законных интересов заявителя.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Центрального округа от 28.09.12 по делу N А08-361/2012, ФАС Поволжского округа от 08.11.10 по делу N А65-2932/2010.

Напомним также прецедент успешного оспаривания юридической значимости документа, опубликованного в усечённом виде - только текста приказа без приложения.

В решении ВАС РФ от 06.09.11 N 7889/11 указано следующее. Ссылка в опубликованном в бюллетене тексте приказа Минкультуры России от 25.08.10 N 558 на размещение утверждённого этим приказом Перечня типовых управленческих архивных документов... с указанием сроков хранения на официальном сайте Минкультуры России и факт размещения указанного перечня на указанном сайте, а также в информационных справочно-правовых системах не свидетельствуют об опубликовании приказа. Подобное опубликование не является официальным. Не опубликованный в установленном порядке ведомственный НПА не влечёт правовых последствий как не вступивший в силу и не подлежит применению в полном объёме с момента его издания.

Заметим, что после выхода этого судебного акта приказ N 558 был оперативно опубликован в бюллетене от 19.09.11 N 38. На этот раз полностью, т.е. вместе с перечнем.

 

Особенности публикации МСФО

 

Постановлением Правительства РФ от 25.02.11 N 107 утверждено Положение о признании Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО) и разъяснений к ним для применения на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 26 Положения N 107 официальным опубликованием документа МСФО считается первая публикация его текста в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, или первое размещение (опубликование) его на официальном сайте Минфина России в интернете.

Минфин России определил в качестве официального печатного издания для опубликования МСФО, разъяснений МСФО, а также изменений в эти документы журнал "Бухгалтерский учёт" (приказ Минфина России от 22.11.11 N 156н).

 

Бухгалтерские стандарты

 

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" (далее - закон N 402-ФЗ, новый закон).

Согласно статье 4 закона N 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учёте состоит из этого закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 закона N 402-ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учёта относятся:

- федеральные стандарты;

- отраслевые стандарты;

- рекомендации в области бухгалтерского учёта;

- стандарты экономического субъекта.

Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учёту (включая учётную политику, план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учёту отдельных видов экономической деятельности (п. 4 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

Специалисты отмечают недостаточную проработанность нормы пункта 5 статьи 2 закона N 402-ФЗ, согласно которой, в частности, действие нового закона не распространяется на отчётность, представляемую хозяйствующими субъектами кредитной организации в соответствии с её требованиями.

Стандарты экономического субъекта (например, организации) предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учёта. Необходимость и порядок их разработки, утверждения, изменения и отмены устанавливаются этим субъектом самостоятельно (п. 13-14 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

Можно отметить спорный характер пункта 5 статьи 2 закона N 402-ФЗ, согласно которому, в частности, действие нового закона не распространяется на отчётность, представляемую кредитной организации в соответствии с её требованиями.

К сожалению, в новом законе, так же как в старом законе о бухгалтерском учёте , отсутствуют положения, определяющие действие актов бухгалтерского законодательства во времени, подобные нормам статьи 5 НК РФ о вступлении в силу актов налогового законодательства, разрешениях и запретах на введение новшеств задним числом и т.д.

В целях сохранения стабильности деятельности экономических субъектов и преемственности старого и нового бухгалтерского законодательства пунктом 1 статьи 30 закона N 402-ФЗ предусмотрено, что до утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных новым законом, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые до дня его вступления в силу.

 

Утверждаются нормативно-правовыми актами

 

Процедура разработки и утверждения предусмотренных новым законом федеральных стандартов (ст. 27 закона N 402-ФЗ), особенности которых раскрываются в отраслевых стандартах, достаточно сложна и многоступенчата.

Так, разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта (п. 1 ст. 27 закона N 402-ФЗ). Для опубликования промежуточных результатов работы над проектами стандартов могут использоваться разные источники, включая интернет.

Уполномоченный федеральный орган, которым в новом законе именуется Минфин России, разрабатывает федеральные стандарты (ст. 28 закона N 402-ФЗ):

- для организаций государственного сектора;

- в случае если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утверждённой Минфином России программой разработки федеральных стандартов.

Минфин России утверждает, в частности, программу разработки федеральных стандартов, сами федеральные стандарты и в пределах его компетенции - отраслевые стандарты (п. 1 ст. 23 закона N 402-ФЗ).

ЦБ РФ в пределах его компетенции утверждает отраслевые стандарты и обобщает практику их применения, участвует совместно с уполномоченным федеральным органом (Минфином России) в разработке международных стандартов и осуществляет иные функции, предусмотренные новым законом и иными федеральными законами (п. 2 ст. 23 закона N 402-ФЗ).

Напомним, что согласно статье 57 закона N 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учёта и отчётности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчётности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. При этом устанавливаемые Банком России правила применяются в отношении бухгалтерской и статистической отчётности, которая составляется за период, начинающийся не ранее даты опубликования указанных правил.

В соответствии со статьёй 40 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" правила ведения бухгалтерского учёта, представления финансовой и статистической отчётности, составления годовых отчётов кредитными организациями устанавливаются Банком России с учётом международной банковской практики. Банк России устанавливает особенности ведения бухгалтерского учёта государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативно-правовыми актами в установленном порядке с учётом положений закона N 402-ФЗ (п. 16 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

Документы для организации и ведения бухгалтерского учёта ЦБ РФ, в том числе план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом от 10.07.02 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (п. 17 закона N 402-ФЗ).

План счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и порядок его применения утверждаются нормативно-правовым актом ЦБ РФ (п. 6 ст. 21 закона N 402-ФЗ).

Действующее с 1 января 2013 года Положение Банка России от 16.07.12 N 385-П "О Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" содержит План счетов бухгалтерского учёта в кредитных организациях. Таким образом, отслеживать официальное опубликование НПА, которыми утверждены федеральные и отраслевые бухгалтерские стандарты, нужно будет в тех изданиях, которые предусмотрены для официального опубликования остальных НПА федерального органа исполнительной власти - Минфина России - и нормативных актов Банка России.