Дифференциация взносов в систему страхования вкладов как механизм снижения рисков

Дата публикации: 
22.01.2015

страхование вкладов

 

Введение дифференцированной системы отчислений банков в фонд страхования вкладов населения предусматривает формирование трехступенчатой шкалы взносов. Должны ли крупные банки быть освобождены от взносов или, напротив, платить по повышенной ставке? Какие категории вкладов необходимо учитывать при формировании базы для отчислений? Каким банкам придется платить отчисления по дополнительной и повышенной дополнительной ставкам? Как изменится процентная политика банков, если соответствующее решение Банка России будет принято?

 

Формирование системы дифференцированных взносов

 

На первом этапе создание системы страхования вкладов в любой стране начинается с формирования простой системы, характеризующейся плоской шкалой отчислений в фонд страхования вкладов (ФСВ), единой для всех кредитных организаций. Такая шкала понятна всем игрокам и легко администрируется.

Однако с развитием розничного рынка многие банки приходят к выводу о неадекватности плоской шкалы принимаемому уровню рисков, поскольку наиболее агрессивные игроки, завышающие процентные ставки по депозитам населения и несущие повышенные риски, ежеквартально отчисляют в систему страхования те же 0,1% от суммы привлеченных вкладов, что и остальные банки, проводящие взвешенную процентную политику.

В рамках политики регулятора, стимулирующего ответственную процентную политику на рынке вкладов, предложено введение дифференцированной трехступенчатой шкалы отчислений в фонд страхования вкладов. Базовая ставка по-прежнему сохранится на уровне 0,1% в квартал от суммы привлеченных банком вкладов, то есть в годовом исчислении составит 0,4% от суммы вкладов.

Для банков, чьи ставки по вкладам физлиц отклоняются от средней рыночной ставки на 20%, предусмотрено введение дополнительной ставки отчислений в фонд страхования, размер которой может составлять до 40% от уровня базовой ставки. Расчет средней рыночной ставки предполагается производить, ориентируясь на ставки кредитных организаций, контролирующих до двух третей рынка частных вкладов. По данным АСВ, таких банков 13, и величина средней рыночной ставки по вкладам в этих банках на сегодняшний день составляет 10% годовых. Соответственно те банки, которые будут устанавливать ставки свыше 12%, будут платить повышенные отчисления в фонд страхования.

Для кредитных организаций, допустивших более серьезное превышение средней рыночной ставки по вкладам - на 3 п. п. и более, будет введена повышенная дополнительная ставка, составляющая до 200% базовой ставки.

По данным АСВ, если бы требование по уплате повышенных взносов в фонд страхования начало действовать сегодня, то оно коснулось бы около 200 банков.

Отметим, что обсуждаемая в рамках законопроекта трехступенчатая шкала отчислений будет корректироваться ежеквартально, как и действующая сейчас плоская шкала. То есть любой банк, допустивший в течение квартала привлечение хотя бы одного вклада с превышением базового уровня не менее чем на 2 п. п., будет обязан производить отчисления в фонд страхования вкладов по дополнительной ставке. В годовом исчислении ставка будет находиться на уровне 0,56%.

В случае же, если у кредитной организации будут депозитные договоры, в которых уровень доходности будет не менее чем на 3 п. п. выше базового уровня, она будет платить страховые взносы в среднем на уровне 1,2% в годовом исчислении.

При этом представители АСВ и Банка России подчеркивают, что формируемая система дифференцированных взносов не будет ограничена только введением различных ставок отчислений в фонд страхования вкладов. Обсуждаемые новеллы законодательства - только первый этап реформирования системы взносов в фонд страхования. Предполагается, что на размер отчислений банков со временем будут влиять не только процентные риски по вкладам населения, но и риски, возникающие при проведении активных операций: выдаче кредитов, работе на фондовом рынке и т.д. В конечном итоге должна быть сформирована многофакторная система взносов, зависящая от уровня рисков, накладываемых каждым банком на систему страхования вкладов. В дальнейшем в систему страхования вкладов могут войти не только вкладчики - физические лица, но и индивидуальные предприниматели, корпоративные клиенты банков, что соответствует международной практике. На фоне перехода к Банку России функций мегарегулятора также обсуждается возможность распространения страховой защиты на клиентов микрофинансовых организаций и брокерских компаний.

 

Зарубежный опыт

 

Системы страхования вкладов физических лиц действуют во многих странах. Те страны, в которых они пока не действуют, например Китай, ЮАР, работают сегодня над созданием национальных систем страхования вкладов.

Существуют два подхода к построению системы страхования вкладов. В соответствии с первым подходом применяются единые для всех участников ставки отчисления в фонд страхования вкладов. Единую систему выбрали около 66% всех стран, где имеется система страхования вкладов. Сейчас данная модель действует и в России. Как правило, такая система выбирается исходя из сравнительной простоты ее разработки, внедрения и администрирования. Но по мере развития, когда отрабатываются механизмы ее действия, все большее внимание уделяется механизму управления рисками банков. Одним из инструментов данного механизма является введение ступенчатой шкалы отчислений банков в ФСВ.

В соответствии со вторым подходом используется дифференцированная шкала отчислений банков в фонд страхования вкладов. Такой подход применяется примерно в 34% стран, где действуют национальные системы страхования вкладов. К ним относятся США, Канада, Франция, Италия, Португалия, Аргентина, Перу, Эквадор, Венгрия, Казахстан и др. В таких странах, как Бразилия, Канада, Германия, Италия, Испания и США, действует не просто дифференциация ставок отчислений в ФСВ для банков, а несколько систем страхования вкладов для разных типов кредитных организаций.

США были первой страной, внедрившей систему дифференцированных страховых взносов. Эта система начала действовать в США в 1993 г. Страхование вкладов осуществляет FDIC (Федеральная корпорация страхования депозитов), то есть государственный институт. Фонд страхования вкладов находится в государственной собственности и управляется государством. Фонд сотрудничает практически со всеми банковскими организациями, а также с надзорными государственными органами. В целом система страхования вкладов охватывает до 98% всех вкладов. В США применяются три системы страхования депозитов: для крупных, средних и мелких банков. Размер ставок взносов банков внутри каждой из этих систем так же дифференцирован, как и методика их расчета.

В таких странах, как Германия, Австрия, Швейцария, Нидерланды и отчасти Франция, действуют континентальные системы страхования вкладов, находящиеся под косвенным воздействием государства. Это означает, что банки через свои отраслевые объединения организуют страхование вкладов при косвенной помощи государственных органов. Континентальную систему характеризуют отсутствие или ограниченность формального страхового фонда, отсутствие или крайне незначительный размер регулярных отчислений банков (в Германии, например, взносы банков, которые формально носят добровольный характер, составляют около 0,03% остатков по депозитам в год). Но в целом банки обычно принимают на себя обязательства отчислять дополнительные взносы, если возникнет необходимость. При этом в рамках таких систем осуществляется постоянный контроль со стороны национальных центральных банков и надзорных государственных институтов.

Значительные изменения в системах страхования вкладов зарубежных стран произошли в результате мирового финансового кризиса. Многие страны увеличили размер страхового покрытия. В странах ЕЭС с 31 декабря 2010 г. размер страхового покрытия составляет 100 тыс. евро или эквивалент этой суммы. Сроки выплат по депозитам также были сокращены до 20 дней против ранее действующих 90 дней и более. Нидерланды, Великобритания, Сингапур отказались от вычета встречных требований к вкладчику при расчете суммы выплачиваемого страхового возмещения. Вместе с тем не все страны считают создание системы страхования вкладов необходимым. Так, Саудовская Аравия, проведя анализ эффективности системы пруденциального регулирования и надзора, действующей в стране, а также мер по предупреждению банкротства банков, пришла к выводу о том, что создавать национальную систему страхования депозитов не нужно.

 

Как правильно формировать фонд страхования

 

При переходе на систему дифференцированных взносов в ФСВ необходимо согласовать многие вопросы, так как в позициях участников рынка, регуляторов, надзорных органов и экспертов нет единства. Остановимся на основных проблемах, требующих решения.

 

Вводить ли дифференцированные ставки для всех банков?

 

Позиция руководства крупных банков, в частности ВТБ 24, состоит в том, что необходимо уменьшить выплаты в ФСВ именно крупных банков, поскольку вкладчики этих банков де-факто оплачивают рискованную политику собственников мелких банков, а также риски их вкладчиков. Такой подход поддерживается крупными частными банками и дочерними банками иностранных кредитных организаций.

С этим отчасти согласно и руководство АСВ. По его мнению, те банки, которые проводят более рискованную политику в области привлечения депозитов, должны больше платить в ФСВ. Вместе с тем очевидно, что без должной транспарентности банков такая мера не принесет ожидаемых результатов.

При этом банки - лидеры рынка предлагают снижать взносы не для всех участников рынка, а для довольно узкого круга банков. Так, в Сбербанке предлагают снижать выплаты в ФСВ только для топ-5 самых "депозитных" банков, которым удалось привлечь наибольший объем депозитов физлиц.

Те банки, которые активно привлекают вклады населения под повышенные в сравнении со среднерыночным уровнем проценты, в свою очередь, также выражают опасения. Они считают, что при введении дифференцированных ставок выиграют крупные участники рынка, в основном госбанки, которые, несмотря на невысокие проценты по депозитам, привлекают большой объем вкладов физических лиц.

Наряду с этим существует и противоположная позиция. Не только ряд экспертов, но и специалисты АСВ предупреждают, что лидеры рынка не должны пользоваться льготами в отношении отчислений благодаря своему положению. При этом сторонники данной точки зрения ссылаются на американский посткризисный опыт: американская FDIC, реформируя после кризиса систему взносов, пришла к выводу, что мелкие банки, оказавшиеся более устойчивыми в кризис, должны платить не больше, чем платили до него, а крупные - наоборот. Таким образом, произошло перераспределение выплат - от мелких банков к крупным, тогда как до кризиса крупные банки не платили взносов в ФСВ, кроме случаев, когда размер фонда становился ниже критической отметки. То есть громкие банкротства крупных американских банков привели к изменению позиции регулятора в отношении размера их отчислений, поскольку от их состояния в большей степени зависит устойчивость финансовой системы.

Это соответствует современному мировому тренду - повышению требований к крупным кредитным организациям после кризиса. Павел Самиев, заместитель генерального директора "Эксперт РА", подчеркивает, что дифференцированная ставка отражает степень риска, которая измеряется как объемом вкладов, так и кредитоспособностью банка. Поэтому правильно, если объем отчислений при дифференцированной ставке будет зависеть не только от объема депозитов, как сейчас, но и от уровня риска, который банк принимает на себя, то есть фактически от уровня его кредитоспособности.

Такая позиция заслуживает внимания, так как аксиома too-big-to-fail действительно показала свою несостоятельность. Кроме того, льготы только для одной группы участников рынка, причем наиболее сильной, неоправданны.

Еще одним вопросом, по которому пока не удается согласовать интересы участников рынка, является вопрос о критериях, на основании которых будут рассчитываться дифференцированные ставки отчислений.

В системе дифференцированных взносов, которая будет принята в России, используется количественный критерий - суммарный объем привлеченных банком вкладов. В перспективе размер ставки отчислений банков будет основываться не только на их процентной политике (процентной ставке по привлекаемым депозитам), но и на финансовой устойчивости банка. В этом случае количественных критериев, действующих сегодня, будет недостаточно.

В перспективе при развитии системы дифференцированных ставок необходимо также применять качественные критерии, которые основываются на надзорном суждении или рейтинговых системах. Оценки, основанные на качественных критериях, фактически представляют суждение о текущем и прогнозном финансовом положении банка, его бизнес-процессах и тех рисках, которые он принимает. Преимущество использования качественных критериев состоит в том, что они могут дать как сегодняшнюю, так и перспективную картину профиля рисков банка, но широкое использование профессионального суждения и меньшая прозрачность приводят к спорам и апелляциям участников рынка, не согласных с приведенными качественными оценками конкретных кредитных организаций.

Многие страны, использующие дифференцированную систему отчислений, нашли выход в использовании комбинированного подхода, сочетающего в себе количественные и качественные критерии оценки. К странам, применяющим такой подход, относятся США, Канада, Франция и др. Достоинство подхода заключается в том, что он позволяет учесть широкий круг факторов, влияющих на оценку рисков банков. Проблема только в выборе весов для количественного и качественного критериев оценки, поэтому, так же как и при использовании качественного подхода, сохраняется возможность оспаривания результатов оценки участниками рынка. Кроме того, комбинированный подход предъявляет высокие требования к информации с точки зрения ее своевременности, достоверности и проверяемости.

Есть еще одна важная проблема - зависимость ставки отчислений от размера вклада. Имеется в виду, что полная сумма вклада и застрахованная сумма вклада отличаются. Более 45,4% вкладов населения в банках превышает 700 тыс. руб. В крупных банках, как правило, больше таких вкладов и, следовательно, большие суммы не покрываются страховыми выплатами из фонда страхования вкладов. Тем не менее взносы в ФСВ эти банки платят от всей суммы привлеченных вкладов.

 

Структура рынка вкладов населения

 

Вводимая дифференцированная шкала отчислений учитывает особенности российского рынка банковских вкладов, в частности высокий уровень его концентрации. Всего из 786 действующих банков - участников системы страхования вкладов (по данным на 1 июля 2013 г.) лишь 17 кредитных организаций, или 2,1% от общего числа банков - участников системы страхования вкладов, имеют вклады на сумму более 100 млрд руб. Вместе с тем на данную группу банков приходится 69,9% всех средств населения в банковской системе. В банках с объемом вкладов от 10 до 100 млрд руб. (106 банков, 13,4%) находится 21,6% вкладов населения. Средствами населения от 1 до 10 млрд руб. обладают 314 банков (39,6%), в сумме они собрали 7,6% вкладов. Почти половина банков (356 банков, 44,9%) привлекли менее 1 млрд руб., что соответствует 0,9% привлеченных средств населения.

В целом на долю 30 крупнейших банков по объему вкладов населения приходится 77% рынка, из них 45,8% рынка занимает Сбербанк, однако его доля в течение последних лет постоянно снижается. Доля остальных 70 банков из первой сотни по размеру вкладов составляет 12,7%. На долю второй сотни банков приходится 5,6% рынка вкладов. Отметим, что среди 30 крупнейших банков по объему привлеченных вкладов населения (без учета Сбербанка) лидирует группа ВТБ, далее идут Газпромбанк, Альфа-Банк и Райффайзенбанк. Серьезные позиции на рынке сохраняют Россельхозбанк и Промсвязьбанк. Среди крупнейших по объему вкладов кредитных организаций - "Русский Стандарт", "Банк Хоум Кредит" и "Восточный экспресс банк", активно привлекавшие средства физических лиц в последние годы.

Динамика региональных рынков вкладов фактически повторяет основные тенденции по ключевым активным операциям банков. Традиционно наиболее высокими темпами растут вклады в банках, расположенных в Московском регионе (38,8%), Сибирском (28,1%) и Центральном (23,3%) федеральных округах. Самые низкие приросты наблюдались в банках Приволжского (11,9%) и Дальневосточного (10,8%) федеральных округов.

С 2012 г. на рынке вкладов физических лиц отмечается новая тенденция - активное размещение сберегательных сертификатов на предъявителя, обеспечивших чуть менее половины всего прироста вкладов (9,1% по сравнению с 20% соответственно). Несмотря на высокие темпы роста средств населения, вложенных в сберегательные сертификаты на предъявителя, данный вид сберегательных инструментов не страхуется АСВ и объем выпущенных банками сертификатов не учитывается при расчете отчислений в ФСВ.

Рассмотрим, как распределяется страховая ответственность АСВ в зависимости от величины вклада и какие вклады сегодня демонстрируют максимальный прирост. Наибольшая доля страховой ответственности агентства находится во вкладах от 100 до 400 тыс. руб. (36,4%). Вторые по объему ответственности - вклады от 400 до 700 тыс. руб. (22,8%). На депозиты до 100 тыс. руб. (ранее занимавшие второе место) приходится 22,1%, а на вклады свыше 700 тыс. руб. - 18,7% страховой ответственности. Отметим, что за последние четыре года наблюдается снижение доли страховой ответственности по небольшим вкладам до 100 тыс. руб. и от 100 до 400 тыс. руб. на фоне увеличения доли ответственности, приходящейся на средние и крупные вклады.

Такая тенденция повторяет изменения в общей структуре депозитов: за период с 2009 по 2013 г. происходило постепенное сокращение доли небольших вкладов до 100 тыс. руб. и от 100 до 400 тыс. руб., доля которых на начало 2013 г. сократилась до 14,8 и 24,5% в общей сумме застрахованных вкладов соответственно. На этом фоне незначительно увеличивались средние вклады от 400 до 700 тыс. руб., достигшие 15,7% в общей структуре депозитов.

Наибольший удельный вес на рынке занимают крупные вклады свыше 700 тыс. руб. - 45,4% от общей суммы депозитов. Крупные вклады от 700 тыс. до 1 млн руб. стали лидерами рынка не только по объему, но и по темпам роста: за 2012 г. они составили 24% по сумме соответствующих вкладов. Вклады свыше 1 млн руб. также показывали довольно высокие темпы роста (20,9% по сумме вкладов). Исходя из структуры рынка депозитов, очевидно, что планируемое повышение порога страховой защиты по вкладам населения до 1 млн руб. не только вызвано инфляционным снижением реального размера компенсации, но и отвечает сложившейся структуре рынка, где доля крупных вкладов от 700 тыс. руб. составляет чуть менее половины совокупного объема рынка.

 

 

Выводы

 

Планируемое введение дифференцированных ставок отчислений в ФСВ, бесспорно, повысит финансовую устойчивость банковской системы и даст банкам стимул проводить более взвешенную и ответственную процентную политику, снизив уровень риска на рынке депозитов физических лиц.

Однако формирующаяся сегодня система дифференцированных взносов основана исключительно на количественных показателях объема привлекаемых банками депозитов населения, что не позволяет учитывать риски, возникающие при проведении активных банковских операций, то есть не оценивается финансовая устойчивость каждого конкретного банка. В дальнейшем использование количественных показателей должно быть дополнено введением качественных критериев, что позволит перейти к комбинированной системе дифференциации ставок. Сегодня уже существует ряд предпосылок для этого, в частности система национальных рейтинговых агентств, накопивших серьезный опыт рейтингования банков.

Необходимо дальнейшее расширение системы страхования вкладов на депозиты других групп клиентов банков - индивидуальных предпринимателей и корпоративных клиентов. В связи с приданием Банку России функций мегарегулятора система страхования вкладов может быть расширена и на клиентов других финансовых организаций, в частности МФО и организаций, действующих на фондовом рынке.