Ценообразование кредитных продуктов

Дата публикации: 
22.01.2015

кредиты в москве

Процентный доход банка в общем случае определяется всего двумя параметрами: процентной маржой и объемом выданного кредита. При этом именно вариативность процентной маржи как относительно малой доли процентной ставки (цены кредита для заемщика) обусловливает существенные изменения доходности в рамках существующего бизнеса. Статья раскрывает современные подходы к ценообразованию кредитных продуктов.

Простая арифметика говорит о том, что даже несущественное изменение процентной ставки по своему воздействию на прибыль банка эквивалентно эффекту от увеличения объемов кредитования, практически недостижимого в рамках сформированного рынка и в краткосрочной перспективе.

Подтвердим это утверждение несложным расчетом.

Предположим, по кредиту в 10 млн руб. планируется ставка 10%, в которой заложено 50 базисных пунктов чистой процентной маржи. Доходность такой сделки составит 50 тыс. руб.

Теперь увеличим процентную ставку на 30 базисных пунктов (что эквивалентно трехпроцентному удорожанию сделки для клиента). Чистый процентный доход от такой сделки по ставке 10,3% составит 80 тыс. руб. Маржа в этом случае увеличилась с 50 до 80 б. п., то есть на 60%. Чтобы достичь эквивалентного воздействия на доходность за счет объема сделки, надо увеличить сумму кредита на те же 60%, что является существенно менее достижимым результатом.

С другой стороны, гибкость ценообразования обеспечивает банку более полный охват клиентской базы: формирование наценки за риск на уровне индивидуальной сделки (ценообразование с учетом риска) позволяет при неизменной чистой процентной марже предлагать более выгодные условия клиентам с низкой вероятностью дефолта и получать справедливую компенсацию за риск по сделкам с высокой вероятностью дефолта.

Таким образом, на сегодняшний день стратегия ценообразования, ее продуманность и гибкость являются залогом успеха банковского бизнеса.

Формирование цены кредитного продукта происходит под воздействием двух блоков факторов: экономической целесообразности (на основе стоимости затраченных ресурсов) и маркетинговых условий, создающих возможность получения дополнительного дохода или ограничивающих текущую прибыльность с целью решения стратегических задач.

При проработанной стратегии ценообразования первая группа факторов формирует начальную ставку по структурируемой сделке, а вторая в рамках установленных ограничений корректирует ставку до уровня, обеспечивающего максимально выгодное использование рыночных условий и решение стратегических задач.

 

Ценообразование с учетом риска

 

Себестоимость кредитного продукта складывается из ставки фондирования, премии за риск, операционных издержек и закладываемой в сделку доходности. Премия за риск, в свою очередь, формируется из стандартной премии за риск и премии на покрытие непредвиденных убытков.

Вычисление каждого из перечисленных компонентов процентной ставки является нетривиальной задачей и требует от банка выработки специальной методологии, процессов и автоматизации вычислений.

В рамках данной статьи мы рассмотрим наиболее актуальный на сегодняшний день элемент процентной ставки - рисковые наценки. Как показывает анализ рынка, задача ценообразования с учетом риска решена лишь в единицах российских банков. В то же время ценообразование с учетом риска является обязательным критерием использования внутренних рейтингов в бизнес-процессах (use test) в рамках IRB-подхода Базеля II. Планируемый Банком России переход российских банков на IRB-подход (подход на основе внутренних рейтингов) делает внедрение ценообразования с учетом риска своевременным не только с точки зрения рыночной эффективности, но и с точки зрения использования внутренних рейтингов для расчета достаточности капитала.

Формирование индивидуальной наценки позволяет в целом снизить уровень риска по портфелю за счет привлечения дополнительных заемщиков с низким уровнем риска, а также адекватно оправдать принятые риски по высокорисковым сделкам. Таким образом, ценообразование с учетом риска решает как задачу минимизации риска, так и задачу увеличения продаж кредитных продуктов.

Как отмечалось выше, рисковая премия формируется из двух компонентов: стандартной рисковой премии и премии на покрытие непредвиденных убытков.

Стандартная рисковая премия отражает компенсацию ожидаемых потерь банка и рассчитывается на основании вероятности дефолта, определяемой в соответствии с используемой в банке рейтинговой моделью. Она предназначена для формирования соответствующего резерва на возможные потери.

Основой для определения вероятности дефолта служат матрицы миграции рейтингов, отражающие изменения рейтингов заемщиков в течение года. Одно измерение годичной матрицы миграций соответствует значению действующей рейтинговой шкалы на начало года, второе - на конец года. Таким образом, каждая ячейка матрицы содержит долю активов, переместившихся в течение года из одной рейтинговой группы в другую, в том числе долю активов каждой рейтинговой группы, по которым был признан дефолт. Матрицы миграции служат основой для вычисления кумулятивных (с момента выдачи) и маржинальных (за один период) вероятностей дефолта для каждого периода обслуживания кредита. При определении стандартной рисковой премии используются маржинальные вероятности дефолта.

Алгоритм определения стандартной рисковой премии предполагает последовательное вычисление дисконтированной стоимости необеспеченной части кредита для каждого года обслуживания кредита. Каждое полученное значение умножается на значение маржинальной вероятности дефолта в соответствующем году.

Таким образом, стандартная премия за риск закладывает в процентные платежи по кредиту компенсацию сумм резервов на возможные потери с учетом обеспечения и на основании действующей рейтинговой модели. Применяя такую методику, банк одновременно достигает нескольких целей:

1) компенсирует ожидаемые убытки по портфелю (дифференцированно по каждой рейтинговой группе);

2) обеспечивает прирост портфеля за счет более выгодных условий кредитования надежных заемщиков;

3) снижает общий уровень риска портфеля, так как дифференцированные условия ведут к увеличению доли заемщиков с хорошим рейтингом и сокращению потенциально проблемных активов.

Основная сложность внедрения такого рода расчета заключается, безусловно, в наличии многолетней (равной сроку кредитования) статистики миграции рейтингов и разработке адекватной и регулярно валидируемой методики определения вероятности дефолта. Тем не менее эта задача является базовой при внедрении IRB-подхода к оценке кредитного риска и к моменту принятия решения о переходе на ценообразование с учетом риска должна быть уже решена в банке. Отдельной проработки требуют методики определения ставки дисконтирования и прогнозирования изменения стоимости обеспечения.

Защиту от непредвиденных убытков (разницы между стоимостью под риском (VaR) и взвешенными по риску активами (RWA)) призван обеспечивать капитал банка. Требуемая для покрытия таких убытков величина капитала в мировой практике получила название экономического капитала. Как и любой капитал, банковский капитал должен быть обеспечен нормой доходности, которую банк может вычислять в соответствии с любой утвержденной внутренними документами методологией. Премия за непредвиденный риск (стоимость капитала), включаемая в процентную ставку по кредиту, в таком случае вычисляется как произведение относимой на данную сделку доли непредвиденных убытков и нормы доходности капитала.

Вариативность применяемых подходов в составе этого компонента процентной ставки проявляется в методике отнесения непредвиденных убытков на заключаемые сделки. Простейший подход - распределение пропорционально величине актива, что фактически означает добавление средней величины нормы доходности капитала. Такой подход вполне допустим с точки зрения методологии, хотя и снижает степень вариативности ставки в зависимости от категории качества заемщика, тем самым уменьшая преимущества ценообразования с учетом риска.

Относительно несложным с точки зрения внедрения, но в то же время полностью соответствующим концепции ценообразования с учетом риска является подход, предполагающий распределение непредвиденных убытков в привязке к величине издержек на покрытие ожидаемых потерь.

Распределение премии на покрытие непредвиденных потерь пропорционально величине ожидаемых потерь позволяет усилить ценовые различия между высокорисковыми и низкорисковыми сделками и достигнуть максимального эффекта от ценообразования с учетом риска.

 

Маркетинговые корректировки процентной ставки

 

Сформированная путем суммирования прямых расходов (ставки фондирования и операционных издержек), адекватной премии за риск и заложенной кредитной политикой чистой процентной маржи ставка теоретически может быть непосредственно заложена в кредитную заявку при ее рассмотрении.

Однако не следует отвергать и фактор ценовой чувствительности заемщика, во многом определяемый предложением аналогичных продуктов на рынке. Слишком консервативная рисковая наценка, невысокая эффективность операций (высокие операционные издержки), недоступность недорогих источников фондирования - все эти факторы могут поднять предлагаемую стандартную ставку до уровня, существенно превышающего условия конкурирующих банков, и тем самым отпугнуть потенциальных заемщиков. В то же время эффективная кредитная организация не должна терять возможности получения дополнительной прибыли в случае, если ее стандартная ставка окажется ниже среднерыночного уровня.

Одним из возможных подходов к оптимизации ставки с учетом рыночной ситуации является концепция исходной цены, разработанная компанией Zeb и внедренная в ряде европейских банков. Концепция предполагает последовательную корректировку экономически обоснованной ставки для рассматриваемого клиента (сформированной в том числе с учетом риска) на величину воздействия значимых факторов, повышающих или снижающих чувствительность клиента к изменениям цены договора.

Параметры, влияющие на чувствительность заемщика, выявляются статистическим путем - посредством анализа кредитного портфеля. На первой стадии путем качественного анализа условий действующих сделок выявляются потенциально значимые факторы (например, рейтинг заемщика, отрасль, условия сделки, наличие истории отношений с банком и т.д.) и формулируются статистические гипотезы влияния этих факторов на ценовую чувствительность заемщика. Далее верность гипотез проверяется на основе данных о портфеле, и факторы, влияние которых было признано значимым, включаются в систему корректировок ставки.

Рамки изменения цены должны быть ограничены величиной чистой процентной маржи, минимальное и максимальное значения которой должны быть заложены политикой банка. Имеющийся диапазон ставок соотносится с балльной шкалой, где ноль приходится на медианное значение процентной маржи; определяется количество базисных пунктов, соответствующих одному баллу. В зависимости от результатов статистического анализа и уровня значимости в конкретном случае каждого из факторов ему присваивается определенное количество баллов в рамках заданной шкалы (положительных или отрицательных). Например, долгосрочные отношения снижают цену от исходной на два балла, а то, что клиент - предприятие сельскохозяйственного сектора, означает повышение цены на один балл. Умножение итогового количества баллов на количество базисных пунктов ставки, соответствующих одному баллу, дает величину корректировки исходной ставки, максимально учитывающую рыночные условия.

Безусловно, внедрение подобной системы корректировок является довольно сложным проектом, предполагающим проведение масштабного анализа кредитного портфеля. Тем не менее разработка методологии корректировок исходной цены - мероприятие разовое, периодическая калибровка системы не является слишком трудоемкой задачей для банка, а положительный эффект от учета рыночных условий, как показывает мировая практика, может быть весьма значителен и долгосрочен.

 

Выводы

 

В российском банковском секторе с его высоким уровнем ставок проблемы ценообразования никогда не имели приоритетного значения. Но по мере стабилизации и развития банковской системы, повышения финансовой грамотности контрагентов, снижения инфляции этот вопрос, остро стоящий на сегодняшний день в европейских странах, будет становиться все актуальнее и для нас.

Внедрение стандартов Базельского комитета уже заставило ряд банков задуматься о ценообразовании с учетом риска, хотя в целом эти методики еще остаются новинкой для российского банковского сообщества. Следующим шагом на этом пути должна стать продуманная методология учета рыночных условий. Не следует забывать о том, что эффективное ценообразование является залогом успеха любого экономического субъекта в условиях рынка. Для банка же ценообразование может, помимо повышения результативности деятельности, обеспечить и снижение общего уровня риска.