В преддверии завершения отчетного периода бухгалтеры заняты формированием бухгалтерской отчетности. Чтобы отчетность соответствовала требованиям полноты и достоверности, она не должна содержать ошибок, от появления которых можно обезопасить себя как в текущем, так и будущих периодах, изучив чужие ошибки.
Как правило, ошибки появляются вследствие неправильного применения норм законодательства. При этом к "застарелым" ошибкам нередко прибавляются новые, связанные с изменениями в нормативных документах, которые регулируют бухгалтерский учет. Поэтому рассмотрим некоторые типичные ошибки, ставшие уже привычными, а также и появившиеся за последнее время.
Основные причины появления ошибок условно можно разделить на четыре группы:
- нарушение порядка подготовки к составлению отчетности;
- неправильное ведение бухгалтерского учета;
- ошибочное применение положений учетной политики;
- нарушения при формировании отчетности.
Инвентаризация имущества и обязательств - важнейший этап подготовки к формированию бухгалтерской отчетности, который поможет избежать множества ошибок.
К сожалению, многие организации игнорируют обязанность проведения инвентаризации или подходят к ней формально. При этом в последнее время участились попытки обосновать необязательность проведения инвентаризации нормами законодательства, а именно ссылками на п. 3 ст. 11 Федерального закона от 6.12.11 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), где указано, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом. Однако такие налогоплательщики игнорируют дальнейшее прочтение указанной нормы, где между тем отмечено, что обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Напомним, что обязательность проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности определена в абзаце 2 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н).
Кроме того, об обязательном проведении инвентаризации товарно-материальных ценностей (ТМЦ) указано в п. 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28.12.01 г. N 119н).
Нарушением при проведении инвентаризации также является факт отсутствия проверки по всем местам хранения материальных ценностей. В основном это связано с отдаленным расположением складов от головного офиса, что обусловливает необходимость отвлечения значительных финансовых, трудовых и временных ресурсов при проведении инвентаризации. Поэтому организации стараются экономить на таких процедурах. Следует помнить, что эта экономия может быть мнимой или привести к прямо противоположным последствиям, так как отсутствие инвентаризации ТМЦ может стать причиной не только искажений бухгалтерского учета, но и злоупотреблений со стороны определенных лиц.
Еще одна проблема возникает при проведении инвентаризации на участках с непрерывным производственным циклом. Считается, что проверка должна привести к остановке работ, поэтому инвентаризацию осуществить невозможно.
В последнее время выявлена ошибка, связанная с инвентаризацией незавершенного строительства. Организации, установившие в учетной политике периодичность проведения инвентаризации основных средств один раз в три года, в аналогичном порядке стали осуществлять и инвентаризацию незавершенного строительства. Связано это с изменениями в формах бухгалтерской отчетности: в балансе незавершенное строительство отражается в составе основных средств. Соответственно бухгалтеры посчитали, что объекты незавершенного строительства относятся к основным средствам, что неправильно. Напомним, что правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации регулирует ПБУ 6/01 "Учет основных средств", в п. 5 которого приведен Перечень объектов, которые относятся к основным средствам. Однако объекты незавершенного строительства в указанном Перечне отсутствуют. Кроме того, в п. 3 ПБУ 6/01 указано, что данное ПБУ не применяется в отношении капитальных вложений. Таким образом, незавершенное строительство следует инвентаризовать ежегодно.
Другая ошибка при проведении инвентаризации - формальный подход. Бывает, все ведомости оформлены, но реальная инвентаризация не проведена. Соответственно, не проверено наличие имущества, не уточнены обязательства, и это приводит к тому, что ни бухгалтеры, ни руководители, ни собственники организации не знают реального положения дел.
Особое внимание при проведении инвентаризации следует обращать на правильность расчетов с дебиторами и кредиторами: достоверность задолженности невозможно подтвердить без актов сверок.
Организации должны быть сами заинтересованы в своевременном и качественном проведении инвентаризации, так как ее основными целями являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств (п. 1.4 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 г. N 49). Именно во время инвентаризации выявляются недостатки, связанные с первичными документами и некорректными записями.
Ошибки при ведении бухгалтерского учета
Ошибка в регистрах бухгалтерского учета может привести к появлению ошибок в бухгалтерской отчетности, поскольку она составляется на основании данных, содержащихся в регистрах (п. 1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Поэтому весьма важно выявить ошибку на этапе формирования регистра учета. Если ошибка все же появилась в регистре, ее можно выявить и поправить в ходе инвентаризации.
Формирование первоначальной стоимости объекта основных средств
Одна из самых распространенных ошибок - искажение первоначальной стоимости объектов основных средств. Причем такие ошибки могут быть двух видов: уменьшающие первоначальную стоимость объекта и увеличивающие ее.
Первые возникают потому, что организация в стоимость основного средства не включает дополнительные расходы, связанные с приобретением объекта (п. 8 ПБУ 6/01), а именно:
- расходы на доставку объекта;
- суммы за информационные и консультационные услуги;
- командировочные расходы;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
- таможенные пошлины и таможенные сборы и т.п.
Включение излишних сумм в стоимость объектов основных средств связано, как правило, с неправильным подходом к учету процентов по полученным кредитам и займам. Следует отметить, что не всегда расходы по привлеченным займам увеличивают стоимость объекта основных средств. В соответствии с п. 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" расходы по займам признаются прочими расходами за некоторым исключением:
- объект основных средств обязан признаваться инвестиционным активом;
- привлеченные заемные средства должны быть непосредственно связаны с приобретением инвестиционного актива.
Согласно п. 7 ПБУ 15/2008 под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.
Отметим, что не каждый объект, впоследствии принятый к учету в составе основных средств, первоначально признавался инвестиционным активом. Поэтому, прежде чем увеличивать стоимость объекта основных средств на сумму процентов по заемным средствам, следует протестировать указанный объект на соответствие понятию инвестиционного актива.
Кроме того, необходимо проверить договор займа на предмет целевого использования денежных средств. Если в договоре указано "на пополнение оборотных средств", то проценты никогда не должны относиться в увеличение стоимости будущего объекта основных средств, даже признаваемого инвестиционным.
Своевременность принятия к учету основного средства
Одна их распространенных ошибок - принятие объекта к учету в составе основных средств с даты введения его в эксплуатацию. В обоснование такой позиции, как правило, приводится довод о том, что приобретенное имущество не используется пока ни в производстве продукции (выполнении работ или оказании услуг), ни для управленческих нужд. Следовательно, такой объект не отвечает условиям его признания основным средством.
Следует отметить, что в ПБУ 6/01 не содержится понятие "ввод основного средства в эксплуатацию".
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Кроме того, в соответствии с п. 20 Методических указаний по учету основных средств они подразделяются по степени использования: в эксплуатации, запасе (резерве), ремонте, в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, на консервации.
Соответственно нахождение объекта на складе или в ремонтной мастерской не может служить основанием для отсрочки даты принятия его к учету в качестве основного средства.
Единственное основание, для того чтобы не переводить объект в состав основных средств, - это перевод его в монтаж. При этом необходимо помнить, что счет 07 "Оборудование к установке" нельзя применять произвольно. Так, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению счет 07 "Оборудование к установке" предназначен для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских,опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах. Этот счет используется организациями-застройщиками.
К требующему монтажа также относится оборудование, вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам, к полу, междуэтажным перекрытиям и прочим несущим конструкциям зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. В состав этого оборудования включаются контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе устанавливаемого оборудования.
На счете 07 не учитывается оборудование, не требующее монтажа: транспортные средства, свободно стоящие станки, строительные механизмы, сельскохозяйственные машины, производственный инструмент, измерительные и другие приборы, производственный инвентарь и др.
Таким образом, приобретенный объект следует принять к учету в составе основных средств не позднее месяца его приобретения (на дату оформления акта о приеме-передаче по форме N ОС-1).
Квалификация расходов на восстановление основных средств
В соответствии с п. 27 ПБУ 6/01 расходы на ремонт основных средств отражаются в учете того отчетного периода, к которому они относятся. А затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств. Поэтому чрезвычайно важно правильно квалифицировать расходы на восстановление основных средств. Неправильная квалификация может привести к искажению как баланса в части показателя "Основные средства" раздела "Внеоборотные активы", так и отчета о финансовых результатах в части показателя "Себестоимость" или "Управленческие расходы".
При разграничении модернизации и ремонта основных средств определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования или приобретение им других новых качеств. При этом стоимость проведения работ не является критерием для такого разграничения (письмо Минфина России от 22.04.10 г. N 03-03-06/1/289).
В письме Минфина России от 24.03.10 г. N 03-11-06/2/41 приведен ряд нормативных документов, которыми следует руководствоваться при квалификации расходов на восстановление основных средств.
Безусловно, бухгалтеру самостоятельно чрезвычайно трудно, а иногда и невозможно отделить модернизацию от ремонтных работ, вследствие чего и появляются ошибки. Поэтому разграничивать расходы следует с привлечением соответствующих специалистов и обязательным документальным оформлением полученных результатов.
После того как проведены соответствующие мероприятия по разграничению расходов на модернизацию (реконструкцию) и ремонт основных средств, из всех расходов на ремонт следует выделить и обособить регулярные крупные затраты, возникающие через определенные длительные временные интервалы (более 12 месяцев) на протяжении срока эксплуатации объекта основных средств, на проведение его ремонта и на иные аналогичные мероприятия (например, проверку технического состояния). Этот этап очень важен, так как такие расходы не списываются единовременно на счета затрат в периоде возникновения. Стоимость крупных ремонтных работ следует отнести на счет 97 "Расходы будущих периодов". При составлении бухгалтерского баланса эти суммы будут участвовать в формировании показателя раздела "Внеоборотные активы" (письмо Минфина России от 9.01.13 г. N 07-02-18/01).
Ведение забалансового учета
Одна из самых распространенных ошибок - отсутствие или неполное ведение забалансового учета. Наиболее часто встречается ситуация, когда в учете нет информации об арендованных помещениях. Как правило, отсутствие информации в забалансовом учете связано с тем, что в договоре аренды не указана стоимость помещения, переданного в аренду, но это не должно являться препятствием для отражения объекта в бухгалтерском учете (п. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). При этом надо помнить, что учет ведется не по нулевой стоимости и не в количественном выражении, а в денежном измерении - в рублях (п.п. 1 и 2 ст. 12 Закона N 402-ФЗ). Для отражения стоимости арендованного помещения организация может запросить сведения у арендодателя. Если от собственника помещения не поступает соответствующая информация, организация может воспользоваться услугами независимого оценщика или провести мониторинг рынка. Основное , чтобы порядок отражения в учете стоимости арендованного имущества был указан в учетной политике и подтвержден документально.
Другая распространенная ошибка - отсутствие в учете сведений о выданных или полученных гарантиях. Чаще всего не отражены на забалансовых счетах полученные банковские гарантии вследствие того, что соответствующие документы не поступили в бухгалтерию. Однако получение банковских гарантий можно проконтролировать, изучив информацию о движении денег на расчетном счете, так как выдача банком гарантий - платная услуга.
С отражением в учете информации о выданных организацией гарантиях дело обстоит сложнее, поскольку сведения о них чаще всего можно получить из протоколов собраний или решений участников организаций. Поэтому при формировании учетной политики следует с особой тщательностью подходить к составлению правил документооборота.
Документальное подтверждение списания материалов
После вступления в силу Закона N 402-ФЗ организациям предоставлено право самостоятельно определять формы применяемых первичных документов (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Однако многие организации предпочитают использовать унифицированные формы, так как они уже "зашиты" в программу учета. В противном случае ее пришлось бы изменять.
В любой из учетных программ документом, подтверждающим списание материалов на счета затрат, является накладная по форме N М-11. Между тем в характеристике указанной формы сказано, что она применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.
Списывая материалы с учета на основании накладной по форме N М-11, организациям следует принять во внимание нормы п. 97 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, согласно которым при списании материалов со склада на счета затрат в документах на отпуск материалов со склада необходимо указать номер и наименование заказа (продукции), для изготовления которого отпускаются материалы. Если материалы выдаются без назначения, то отпуск учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются находящимися в подотчете у получившего их подразделения.
Накладная по форме N М-11 не отвечает требованиям п. 97 указанных Методических указаний, поэтому накладную необходимо доработать соответствующим образом. В противном случае следует ввести в оборот еще один документ, подтверждающий списание материалов с учета, а именно акт расхода (п. 98 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов).
Отсутствие резервов
Многие организации факт отсутствия резервов устанавливают в учетной политике, но при этом забывают, что принимать решение о формировании резервов следует в каждом конкретном случае.
Так, возможность создания резервов на ремонт основных средств нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрена, но, возможно, у организации есть активы, требующие проведения регулярных крупных технических осмотров или восстановительных работ. В этом случае появляются расходы будущих периодов.
Вместе с тем все организации обязаны создавать резервы по сомнительным долгам (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Тот факт, что в учете нет соответствующих резервов, организации пытаются объяснить отсутствием сомнительной задолженности, а также наличием актов сверок. При этом документы, подтверждающие правомерность отсутствия резервов, не представляются. Следует отметить, что любое решение, принимаемое организацией, должно оформляться соответствующим документом. А наличие акта сверки не может служить ни гарантией поступления платежей, ни возможностью погасить долги в установленные сроки.
Организации, имеющие значительные запасы материалов, должны принимать во внимание нормы п. 25 ПБУ 5/01, а именно: МПЗ могут не только потерять свое качество, но и морально устареть, или утратить текущую рыночную стоимость. Поэтому следует создавать резервы под снижение их первоначальной стоимости. Как правило, резервы следует формировать по материалам и товарам с ограниченным сроком использования (пищевые продукты, химические товары), или по сезонным товарам, а также морально устаревшим запасам (например, электроника).
Созданные резервы предусмотрены для того, чтобы материально-производственные запасы отражались в учете по реальной стоимости, а не по завышенной.
Не признаются оценочные обязательства
Обратим внимание еще на одну из самых распространенных ошибок - отсутствие оценочных обязательств в сумме причитающихся работникам отпускных и страховых взносов, начисляемых на эти суммы.
Согласно п. 4 ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" бухгалтерскую отчетность необходимо формировать с учетом обязательств, возникающих из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров. В соответствии со ст. 114 и 116 ТК РФ организация обязана предоставить работникам ежегодные и дополнительные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Следовательно, организация должна оценить объем этих обязательств и отразить их в бухгалтерской отчетности.
Единственным обоснованием того, что в учете организации не отражены оценочные обязательства по оплате отпускных, является факт полного использования работниками своих прав на отпуск на конец отчетного года, или если организация является малым предприятием (п. 3 ПБУ 8/2010).
Применение положений учетной политики
Каждая организация должна вести учет в соответствии с принятой учетной политикой, но случается, что учет ведется не в соответствии с установленными положениями.
Учет основных средств в составе ТМЦ
Достаточно часто организации отражают в учетной политике положение о том, что основные средства стоимостью не более 40 000 руб. учитываются в составе МПЗ. При этом совершаются сразу две ошибки.
Во-первых, нарушаются нормы п. 5 ПБУ 6/01, согласно которому в составе МПЗ можно учитывать не основные средства со стоимостью не выше определенного лимита, а активы, в отношении которых выполняются условия признания их основными средствами. Получается, что организация в составе основных средств учитывает все ценности, отвечающие соответствующим условиям и вне зависимости от их стоимости. Поэтому стоимость таких малоценных активов следует списывать не единовременно, а постепенно посредством начисления амортизации. И это - вторая ошибка.
Способ оценки МПЗ при их списании
Действующим нормативным законодательством предусмотрена возможность выбора одного из способов списания МПЗ при их выбытии (п. 16 ПБУ 5/01):
- по себестоимости каждой единицы;
- по средней себестоимости;
- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).
Выбранный способ списания необходимо отразить в учетной политике. Следует отметить, что одна из нередких ошибок заключается в том, что при утверждении одного из способов списания материальных запасов не принимаются во внимание возможности учетной программы. Между тем не все из них содержат способы списания, отличные от метода "по средней себестоимости".
Если при формировании учетной политики этот вопрос не принимается во внимание, то имеет место несоответствие учета положениям учетной политики.
Такое упущение, как правило, свидетельствует не только о формальном подходе к формированию учетной политики, но и о неэффективности системы внутреннего контроля.
Формирование информации об управленческих и коммерческих расходах в отчетности
Затраты, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", подлежат списанию. При этом организации сами могут выбрать способ списания таких расходов (п. 9 ПБУ 10/99 "Расходы организации" и Инструкция по применению Плана счетов):
- формировать полную себестоимость продукции, работ, услуг путем списания на счета 20, 23, 29;
- списывать в качестве условно-постоянных в дебет счета 90-2 "Себестоимость продаж" (директ-костинг).
Любой из выбранных способов необходимо отразить в учетной политике (п. 20 ПБУ 10/99). Если этого не сделать, то по умолчанию организация может применять только один способ: формировать полную себестоимость продукции. Соответственно в отчете о финансовых результатах будет отсутствовать показатель "Управленческие расходы".
Такой же принцип действует и в отношении коммерческих расходов, учтенных на счете 44 "Расходы на продажу". Так, эти расходы можно полностью списывать на себестоимость продукции (работ, услуг) или распределять (в части транспортно-заготовительных расходов) между проданным товаром и остатком на конец месяца. В любом случае способ списания коммерческих расходов необходимо также отразить в учетной политике.
Ошибки при формировании отчетности
Правильное ведение регистров бухгалтерского учета, безусловно, является необходимым условием правильного формирования отчетности, но недостаточным. Как правило, ошибки появляются вследствие несоблюдения правовых норм стандартов бухгалтерского учета или неправильной классификации данных, отраженных в регистрах.
Форма отчетности
Все организации, кроме тех, которые не обязаны вести бухгалтерский учет, должны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п.п. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Налоговые органы, предпочитая получать отчетность в электронном виде, разработали специальный формат и для бухгалтерской отчетности. Так, отчетность за 2013 г. следовало представлять в формате, утвержденном приказом ФНС России от 3.09.13 г. N ММВ-7-6/313@. "Об утверждении формата представления бухгалтерской отчетности в электронном формате" (далее - приказ ФНС России). В 2013 г., сдавая отчетность за 2012 г., организации руководствовались приказом ФНС России от 25.01.13 г. N ММВ-7-6/35@ с аналогичным названием.
Многие налогоплательщики, сдав бухгалтерскую отчетность в налоговый орган в электронном виде (форма КНД), предпочитали в случае необходимости распечатать ее и представлять всем заинтересованным пользователям. При этом организации упускали из виду следующий момент. Бухгалтерская отчетность составляется и представляется по формам, утвержденным Минфином России (п. 31 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, п. 3 ПБУ 4/99). Приказ ФНС России регулирует только формат представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы в электронном виде. При представлении бухгалтерской отчетности на бумажном носителе организации должны применять формы, утвержденные приказом Минфина России от 2.07.10 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (письмо ФНС России от 10.01.12 г. N АС-4-3/10@). Поэтому отчетность следует направлять всем заинтересованным пользователям, в том числе и в органы статистики, по формам, утвержденным приказом Минфина России от 2.07.10 г. N 66н.
Финансовые вложения
Уже не так часто встречаются ошибки, когда организации, формируя баланс, в состав показателя "Финансовые вложения" включают выданные беспроцентные займы. При этом учитываются нормы п. 2 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", согласно которым одним из условий принятия выданных займов в качестве финансовых вложений является их способность приносить доход в будущем в виде процентов, дивидендов, прироста стоимости и т.п.
Однако появились ошибки, касающиеся неверной квалификации депозитов со сроком размещения "до востребования", что связано с введением в действие ПБУ 23/2011 "Отчет о движении денежных средств". Ранее все депозиты вне зависимости от сроков размещения участвовали в формировании показателей раздела "Финансовые вложения" бухгалтерской отчетности. Срок размещения депозита принимался во внимание при разделении финансовых вложений на долгосрочные и краткосрочные.
Согласно п. 5 ПБУ 23/2011 открытые в кредитных организациях депозиты "до востребования" относятся к денежным эквивалентам.
Детализация показателей отчетности
При формировании отчетности многие организации не детализируют показатели, ссылаясь на свое право самостоятельно детализировать показатели по статьям бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (п. 3 приказа Минфина России от 2.07.10 г. N 66н). При этом упускаются из виду нормы п. 11 ПБУ 4/99, согласно которым показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности. Эти требования следует принимать во внимание и при раскрытии в бухгалтерском балансе данных о незавершенном строительстве, незаконченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах, иных вложениях во внеоборотные и оборотные активы (основные средства, нематериальные активы и пр.) (письмо Минфина России от 27.01.12 г. N 07-02-18/01).
Указанные нормы относятся также и к показателю отчетности "Прочие". Так, в балансе есть статьи "Прочие внеоборотные активы" (код 1190) и "Прочие оборотные активы" (код 1260), а в отчете о финансовых результатах - статьи "Прочие доходы" (код 2340) и "Прочие расходы" (код 2350). При этом показатели не детализируются, даже если формирующие их суммы весьма значительны.
Обратите внимание, что существенность показателя организации определяют самостоятельно. Как правило, его величина устанавливается на уровне 5% от величины статьи отчетности.
Детализация видов доходов и расходов в отчетности
На практике многие организации, имеющие несколько видов деятельности, забывают детализировать в отчетности выручку и доходы.
При формировании отчета о финансовых результатах следует учитывать положения п. 18.1 ПБУ 9/99 "Доходы организации", согласно которому выручка, прочие доходы (выручка от продажи продукции (товаров), от выполнения работ (оказания услуг) и т.п.), составляющие 5% и более от общей суммы доходов организации за отчетный период, показываются по каждому виду деятельности в отдельности.
Следует помнить, что детализация показателей выручки по видам в отчете о финансовых результатах влечет за собой детализацию расходов, соответствующих каждому виду доходов (п. 21.1 ПБУ 10/99 "Расходы организации").
Решить проблему детализации показателей по видам доходов и расходов можно путем введения дополнительных строк по соответствующим статьям отчета о финансовых результатах.
Оформление пояснений
В отношении пояснений в п.п. "а" п. 4 приказа Минфина России от 2.07.10 г. N 66н указано, что организации могут оформлять Пояснения как в табличной, так и в текстовой форме.
Пример оформления пояснений в табличной форме приведен в приложении 3 к данному приказу. Этот пример послужил основой для разработки алгоритма заполнения пояснений при формировании бухгалтерской отчетности во всех учетных программах. Бухгалтеры распечатывают заполненные таблицы и прикладывают их к бухгалтерской отчетности, при этом многие из них не всегда замечают, что полученные таблицы не отвечают требованиям признания их пояснениями к бухгалтерской отчетности.
Напомним, что состав бухгалтерской отчетности установлен законодательством (п. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ) и стандартами по бухгалтерскому учету (п.п. 5, 28 ПБУ 4/99).
Необходимые реквизиты, которые в обязательном порядке должны быть указаны в отчетности, определены в п. 14 ПБУ 2/99. Так, в каждой составляющей части бухгалтерской отчетности обязаны содержаться следующие данные: наименование соответствующей части; указание отчетной даты или отчетного периода, за который составлена бухгалтерская отчетность; наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности.
Кроме того, в соответствии с п. 17 ПБУ 4/99 бухгалтерская отчетность в обязательном порядке должна быть подписана.
Решить вопрос о приведении пояснений в соответствие с требованиями ПБУ 4/99 можно путем доработки шаблона пояснений, а именно дополнить первый лист необходимыми реквизитами, а последний - графами "подпись" и "дата".