Борьба с незаконными финансовыми операциями

незаконные финансовые операции

Вступление в силу Федерального закона N 134-Ф3 ознаменовало собой новый этап в противодействии незаконным финансовым операциям. Причём дело не ограничивается только внесением изменений в хорошо известный "антиотмывочный" закон. Наступление идёт по всему "фронту", а потому охватывает едва ли не большинство федеральных законов, затрагивающих в той или иной степени деятельность на финансовых рынках. В целом, как и следовало ожидать, нововведения возлагают на кредитные организации дополнительные обязанности, связанные с определёнными издержками, которые банкам придётся "делить" со своими клиентами.

Федеральный закон от 28.06.13 N 134-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - закон N 134-ФЗ) должен создать условия для предотвращения, выявления и пресечения незаконных финансовых операций, в том числе с использованием фирм-"однодневок", легализации преступных доходов, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получения коррупционных доходов.

Разработчики надеются, что принятый закон будет иметь благоприятные социально-экономические последствия как сточки зрения снижения уровня криминализации российской экономики, так и с позиции обеспечения наибольшего соответствия российского законодательства международным стандартам. Это, в свою очередь, повлечёт улучшение инвестиционного климата и повышение уровня безопасности деятельности законопослушных предпринимателей. Кроме того, закон имеет определённый антикоррупционный потенциал.

Поскольку сделки, осуществляемые кредитными организациями, составляют существенную долю всех финансовых операций, закон N 134-ФЗ представляет для банков исключительный интерес.

 

I

 

Банковские работники уже привыкли к тому, что каждый новый этап борьбы с незаконными финансовыми операциями сопровождается очередной "девальвацией" банковской тайны. Не стал исключением и новый "крестовый поход": статья 26 "Банковская тайна" Федерального закона "О банках и банковской деятельности" претерпела в этой связи ряд изменений. Во-первых, утратило силу положение, согласно которому кредитные организации обязаны выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Во-вторых, как бы на замену утратившему силу положению появилась более сильная в юридическом смысле новелла, согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения кредитной организацией должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьёй 9 Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершённых преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативно-правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Как видим, здесь речь идёт не только об операциях и счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и о счетах и вкладах физических лиц, причём в связи с выявлением, предупреждением и пресечением не только налоговых преступлений, но и любых других преступлений. Особо подчёркивается, что должен быть соблюдён порядок, предусмотренный статьёй 9 закона об оперативно-разыскной деятельности. Дело в том, что сама статья 9 этого закона ("Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий") напрямую говорит только об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-разыскных мероприятий. Изменение, внесённое в статью 26 закона о банках и банковской деятельности (часть пятая), расширяет перечень данных, которые могут предоставляться при проведении оперативно-разыскных мероприятий, при условии что будет соблюдён порядок, предусмотренный статьёй 9 закона об оперативно-разыскной деятельности. Предполагается, что это изменение позволит расширить возможности правоохранительных органов в деле выявления, предупреждения и пресечения незаконных финансовых операций, характеризующихся высокой латентностью (скрытностью).

Обратим внимание на тот факт, что информация, о которой идёт речь в рассматриваемой новелле, должна быть предоставлена даже в том случае, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Этот момент вызывал большие споры в процессе обсуждения проекта закона. Также обратим внимание на то, что если в рассматриваемой новелле справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются на основании судебного решения, то в следующей части статьи 26 закона о банках и банковской деятельности говорится, что справки по операциям, счетам и вкладам физлиц выдаются кредитной организацией при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом РФ, в случае проверки в соответствии с Федеральным законом от 25.12.08 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. При этом наличие судебного решения вроде бы как не требуется. В этих условиях банкам следует очень чётко различать ситуации, описываемые как рассматриваемой новеллой, так и в следующей за ней части.

В-третьих, утратила силу норма о том, что справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств физических лиц выдаются кредитной организацией по запросам налоговых органов, направленным на основании запросов уполномоченных органов иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Наконец, фактически вместо утратившей силу нормы, о которой шла речь в предыдущем абзаце, появились две новеллы. Согласно первой информация об открытии или о закрытии счетов, вкладов (депозитов), об изменении реквизитов счетов, вкладов (депозитов) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физлиц, о предоставлении права или прекращении права организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде сообщается кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

В соответствии со второй новеллой сведения о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, физических лиц предоставляются кредитной организацией налоговым органам в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Таким образом, две последние новеллы статьи о банковской тайне говорят о предоставлении данных налоговым органам в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. Здесь уместно упомянуть, какие изменения в НК РФ будут "корреспондировать" двум последним новеллам статьи 26 закона о банках и банковской деятельности.

В частности, с 1 июля 2014 года банки в соответствии с новой редакцией пункта 1 статьи 86 "Обязанности банков, связанные с учётом налогоплательщиков" НК РФ будут обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счёта, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов).

Кроме того, с 1 июля 2014 года вступит в силу новая редакция пункта 2 статьи 86 НК РФ, в котором регламентируется порядок предоставления банком справок о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справок об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством РФ в течение трёх дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Согласно действующей редакции инспекция вправе запросить эти сведения, в частности, в случае проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций и предпринимателей. В соответствии с новой редакцией инспекция сможет запросить сведения у банка в случае проведения налоговых проверок указанных лиц или в случае истребования у них документов (информации) в соответствии со статьёй 93.1 НК РФ. Пункт 2 статьи 93.1 кодекса гласит, что в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, в том числе и у кредитных организаций.

Особо отметим, что справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.

Кстати, с 1 января 2014 года определение "счета" в НК РФ становится более коротким по сравнению с нынешним: "счета (счёт) - расчётные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счёта, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты".

 

II

 

Статья 859 "Расторжение договора банковского счёта" ГК РФ отныне предоставляет банкам право расторгнуть договор банковского счёта (не путать с правом отказаться от исполнения договора банковского счёта, которое у банков возникло ранее). Теперь банки могут расторгнуть договор банковского счёта в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. Договор будет считаться расторгнутым по истечении 60 дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счёта. При этом со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счёта до дня, когда договор считается расторгнутым, банк не вправе осуществлять операции по банковскому счёту клиента, за исключением операций по начислению процентов в соответствии с договором банковского счёта, по перечислению обязательных платежей в бюджет и операций, предусмотренных пунктом 3 статьи 859 ГК РФ.

В пункте 3 названной статьи говорится о судьбе остатка денежных средств на счёте. Остаток денежных средств выдаётся клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счёт не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

В случае неявки клиента за получением остатка денежных средств на счёте в течение 60 дней со дня направления банком клиенту уведомления о расторжении договора банковского счёта либо неполучения банком в течение указанного срока указания клиента о переводе суммы остатка денежных средств на другой счёт банк обязан зачислить денежные средства на специальный счёт в Банке России, порядок открытия и ведения которого, а также порядок зачисления и возврата денежных средств с которого устанавливается ЦБ РФ.

В каких же случаях, установленных законом, банки могут расторгнуть договор банковского счёта, письменно уведомив об этом клиента? Такой случай предусмотрен новой редакцией пункта 5.2 Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (далее - закон N 115-ФЗ). Согласно ей кредитные организации вправе расторгнуть договор банковского счёта (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 закона N 115-ФЗ. Пункт 11 статьи 7 закона гласит, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счёт физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями закона N 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма.

 

III

 

Изменения, вносимые в закон N 115-ФЗ, направлены на пресечение незаконных финансовых операций с учётом новых рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятых в феврале 2012 года. В частности, расширяется перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований закона, актуализируется перечень операций, подлежащих обязательному контролю.

Какие же наиболее значимые для кредитных организаций изменения претерпел этот закон?

Во-первых, если ранее преступления, предусмотренные статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ, не входили в сферу действия закона N 115-ФЗ, то теперь они исключения не составляют.

Напомним, что в перечисленных статьях УК РФ речь идёт о следующем:

статья 193. Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте;

статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица;

статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица;

статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;

статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента;

статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

Во-вторых, вводятся новые понятия:

"бенефициарный владелец - в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счёте прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом - юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента";

"блокирование (замораживание) безналичных денежных средств или бездокументарных ценных бумаг - адресованный владельцу, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими организации или физическому лицу, включённым в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень";

"блокирование (замораживание) имущества - адресованный собственнику или владельцу имущества, организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, другим физическим и юридическим лицам запрет осуществлять операции с имуществом, принадлежащим организации или физическому лицу, включённым в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень".

В-третьих, довольно обширные изменения внесены в статью 7 "Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом", которая является одной из важных для кредитных организаций. В частности, законодатель особо подчёркивает, что идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя должна производиться до приёма на обслуживание. Появилось новое требование (подп. 1.1 п. 1), согласно которому при приёме на обслуживание и при обслуживании клиентов - юридических лиц необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений сданной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, а также на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Более чётко определена "систематичность" обновления информации: теперь обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах необходимо не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днём возникновения таких сомнений.

У организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, появились новые обязанности. Например, отныне они обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в интернете на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в интернете на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в причастности к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень, незамедлительно проинформировав о принятых мерах уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ, а для кредитных организаций - в порядке, установленном ЦБ РФ. Кроме того, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством РФ, а для кредитных организаций - в порядке, установленном ЦБ РФ.

В статье 7 появились два новых основания для документального фиксирования информации. Одно из них связано с совершением операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов, а также о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций. Второе основание связано с отказом клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма.

Пункт 5.2 статьи 7 изложен в новой редакции: "Кредитные организации вправе:

отказаться от заключения договора банковского счёта (вклада) с физическим или юридическим лицом в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, или финансирования терроризма;

расторгнуть договор банковского счёта (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 настоящей статьи".

Помимо прочего законодатель обязал клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, предоставлять информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований закона N 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах.

В-четвёртых, в законе N 115-ФЗ появилась новая статья 7.4 "Дополнительные меры противодействия финансированию терроризма".

В качестве первой меры указывается возможность замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества организации или физического лица при наличии достаточных оснований подозревать причастность их к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма), если при этом отсутствуют предусмотренные законом основания для включения таких организации или физического лица в перечень субъектов, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества указанных организации или физического лица принимается межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма. Этот же орган определяет достаточность оснований подозревать причастность организации или физического лица к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма).

Положение о межведомственном координационном органе, осуществляющем функции по противодействию финансированию терроризма, и его персональный состав утверждаются Президентом РФ.

В случае принятия межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица уполномоченный орган незамедлительно размещает указанное решение в интернете на своём официальном сайте в целях обеспечения принятия организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, соответствующих мер, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 закона N 115-ФЗ.

Далее в целях обеспечения жизнедеятельности физического лица, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества, а также проживающих совместно с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, принимается решение о назначении этому лицу ежемесячного гуманитарного пособия в размере, не превышающем 10 000 руб. Выплата пособия осуществляется за счёт замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих получателю пособия.

Наконец, организациям и (или) физическим лицам, состоящим с организацией или физическим лицом, в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) их денежных средств или иного имущества, в гражданско-правовых, трудовых либо иных порождающих обязательства имущественного характера отношениях и понёсшим имущественный ущерб в результате замораживания (блокирования) денежных средств или иного имущества, предоставлено право обратиться в суд с гражданским иском о возмещении имущественного ущерба к лицу, в отношении которого принято решение о замораживании (блокировании) его денежных средств или иного имущества. В случае удовлетворения судом указанного иска взысканная сумма и судебные расходы возмещаются за счёт замороженных (блокированных) денежных средств или иного имущества, принадлежащих ответчику.

 

IV

 

Определённая часть незаконных действий осуществляется посредством недобросовестного использования механизмов банкротства. По этой причине закон N 134-ФЗ предусматривает внесение ряда изменений в Федеральный закон от 26.10.02 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В частности, более обстоятельно прописана ответственность контролирующих должника лиц. Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

- причинён вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая подозрительные сделки и сделки, влекущие за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами;

- документы бухгалтерского учёта и (или) отчётности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством РФ, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

Положения предыдущего абзаца применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учёта и хранения документов бухгалтерского учёта и (или) бухгалтерской (финансовой) отчётности должника.

Заметим, что закон N 134-ФЗ дополнил статью 29 Федерального закона от 06.12.11 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте" частью 4: "При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учёта организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учёта определяется организацией самостоятельно".

Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно.

Контролирующее должника лицо, вследствие действий и (или) бездействия которого должник признан несостоятельным (банкротом), не несёт субсидиарной ответственности, если докажет, что его вина в признании должника несостоятельным (банкротом) отсутствует. Такое лицо также признаётся невиновным, если оно действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включённых в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся непогашенными по причине недостаточности имущества должника.

Размер ответственности контролирующего должника лица подлежит соответствующему уменьшению, если им будет доказано, что размер вреда, причинённого имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счёт этого лица.

Предполагается, что указанный механизм повысит заинтересованность контролирующих акционеров за недопущение банкротства должника, в том числе может поспособствовать своевременной продаже бизнеса более эффективным собственникам. Особенно актуальным может стать использование предлагаемых норм в многочисленных случаях, когда действия по доведению до банкротства формально не подпадают под статью УК РФ об ответственности за преднамеренное банкротство, однако фактически являются таковыми. В таких ситуациях гораздо более действенным представляется механизм именно материальной, а не уголовной или административной ответственности соответствующих лиц.

С поправками в закон о несостоятельности (банкротстве) корреспондирует поправка в пункт 3 статьи 63 ГК РФ, согласно которой в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица. Данное положение позволит задействовать правовые нормы о субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц.

Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, а также заявление о возмещении должнику убытков, причинённых ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, а по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 статьи 10 закона о несостоятельности (банкротстве), также может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

Заявление о возмещении должнику убытков, причинённых ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), может быть подано в ходе конкурсного производства, внешнего управления конкурсным управляющим, внешним управляющим, учредителем (участником) должника, а в ходе конкурсного производства - также конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности может быть подано в течение одного года со дня, когда подавшее это заявление лицо узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трёх лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности не может быть подано после завершения конкурсного производства.

Если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности невозможно определить размер ответственности, суд после установления всех иных имеющих значение фактов приостанавливает рассмотрение этого заявления до окончания расчётов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчётов с кредиторами.

Производство по делу о банкротстве не может быть прекращено до вынесения арбитражным судом определения по требованиям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности. В случае прекращения процессуальных действий по делу о банкротстве арбитражный суд по своей инициативе может приостановить производство по делу о банкротстве до вынесения определения по требованиям о привлечении указанных лиц к ответственности. Арбитражному управляющему не выплачивается фиксированная сумма вознаграждения за счёт средств должника за период, в течение которого дело о банкротстве приостановлено по указанной причине.

Лица, в отношении которых поданы заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, а также к ответственности в виде возмещения причинённых должнику убытков, имеют права и несут обязанности лиц, участвующих в деле о банкротстве.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявления о привлечении контролирующих должника лиц, а также лиц, привлечённых к ответственности в виде возмещения убытков, выносится определение, которое может быть обжаловано. В определении о привлечении указанных лиц к субсидиарной ответственности указывается размер их ответственности, в определении о взыскании причинённых должнику убытков - размер взыскиваемых убытков. На основании определения о привлечении таких лиц к субсидиарной ответственности (о взыскании убытков) выдаётся исполнительный лист.

Денежные средства, взысканные с контролирующих должника лиц, привлечённых к субсидиарной ответственности, а также взысканные убытки включаются в конкурсную массу.

Привлечение к субсидиарной ответственности по обязательствам должника контролирующих должника лиц не препятствует предъявлению требований учредителями (участниками) должника о возмещении убытков органами юридического лица по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 53 ГК РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами, в части, не покрытой размером субсидиарной ответственности.