Искусство
Среди альтернативных способов инвестировать данный способ является самым красивым. В то же время инвестиции в предметы искусства могут оказаться весьма хлопотным мероприятием, а риски в этой области настолько специфические, что без поддержки проверенных компетентных специалистов с безупречной репутацией на арт-рынке не обойтись. И всё же при благополучном сценарии можно не только сохранить деньги и получить в обществе престижный статус коллекционера искусства, но и существенно увеличить вложенный капитал.
В 2010 году компании Capgemini и Merrill Lynch опросили 1200 управляющих активами, которые обслуживают 150 тыс. миллионеров из 71 страны (The World Wealth Report - 2010). В результате почти 30% респондентов заявили, что их клиенты предпочитают инвестировать в искусство. Согласно тому же докладу, более половины миллионеров упрекают арт-рынок в непрозрачности, а само коллекционирование представляется им очень сложным инвестиционным инструментом. Этим, наверное, объясняется, что 70% покупателей не стремятся получить доход от таких имиджевых покупок "для души". Похожим образом обстоит ситуация и в России.
Арт-рынок как в мире, так и в России в целом отошёл от обвалов 2009 года. И если средний ценовой сегмент до конца ещё не восстановил потерянные позиции, шедевры стоимостью от полумиллиона долларов показывают уверенный рост. Главный показатель рынка - средневзвешенная ликвидность по повторным продажам - выросла с -0,4% в 2004 году до +6% в 2012 году. Если рассматривать 5000 самых дорогих произведений, то рост цен очевиден. Однако что касается индекса покупательской активности, то на мировом рынке он сейчас стоит на месте, а в России снижается. Как будут развиваться события дальше, во многом зависит от торгов на крупных аукционных площадках. Но даже если сильного роста в ближайшее время не будет, всё равно при правильном выборе произведения искусства можно будет по крайней мере сохранить вложенный в него капитал.
Тенденции рынка
Мировой арт-рынок начал заметно расти с 2003 года. Если тогда его общий оборот составлял около 25 млрд. евро, то к настоящему моменту он вырос в несколько раз. Причём более 75% приобретаемых на мировых аукционах лотов составляет живопись. Объём продаж разделён между аукционами (45%) и арт-дилерами (55%). Среди аукционных домов доминируют Sotheby's и Christie's: их доля по стоимости в сумме составляет почти 30% всех аукционных продаж в мире и почти половину их общего количества. Всего на мировом арт-рынке насчитывается около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. Дилерский сектор более фрагментарный, чем аукционы: на рынке фигурируют более 70 тысяч арт-дилеров с учётом небольших галерей, брокеров и агентов отдельных художников. Около 75% рыночного оборота приходится на 4 тыс. крупных арт-дилеров, из которых не более тысячи влияют на формирование цен на предметы искусства. Примерно 40% предметов с целью дальнейшей продажи дилеры получают от аукционных домов.
В последние годы оба сектора активно сближаются. Аукционные дома начали совершать много частных сделок, причём не только в рамках самих домов, но и приобретая для этого частные галереи. В свою очередь, дилеры стали брать на себя функции аукционов, отходя от своей традиционной роли. Повысился уровень сотрудничества между двумя секторами, всё чаще они вместе работают на международных ярмарках изящных искусств. Самой крупной является Европейская ярмарка изящных искусств в Маастрихте (TEFAF), ежегодный оборот которой составляет около 2 млрд. евро.
В настоящее время абсолютным лидером мирового арт-рынка является Китай - около 40% всех продаж. На втором месте по общему объёму продаж стоят США - почти 25% (здесь отсутствуют пошлины на ввоз и вывоз произведений искусства и ограничения в этой области незначительные). На третьем месте находится Великобритания - почти 20%. Далее идут Франция - 4,5%, Германия - 1,8%, Швейцария - 1,4%.
В России арт-рынок только формируется. В отличие от зарубежной практики у нас ещё есть возможности для становления компаний, специализирующихся на создании арт-индексов, рейтингов и организации аукционов. Однако операции на российском рынке сопряжены со многими рисками: слишком высок процент подделок и русской "старины", и авангарда. Наконец, по сравнению с другими странами оборот искусства в нашей стране невелик, рынок, по сути, до сих пор во многом теневой. Русское искусство главным образом торгуется пока на Западе. В то же время за последнее десятилетие в торговле русским искусством произошли существенные изменения как качественного, так и количественного характера. Одним из показателей качества можно считать выход торговли отечественным антиквариатом за рамки русского авангарда, икон и изделий Фаберже. При этом продажа произведений русского искусства перестала быть монополией Sotheby's и Christie's, пока ещё сохраняющих лидирующие позиции на рынке русского антиквариата.
Источником достоверной информации об инвестиционном потенциале той или иной работы может служить лишь детальный анализ индексов аукционных продаж, причём как по всем работам художника, так и по конкретному произведению. Поскольку за рубежом рынок инвестиций в искусство сформировался около полувека назад, то там давно существуют инфраструктурные элементы: экспертные институты, страховые, консалтинговые и аналитические компании - и западный инвестор располагает многочисленными индексами доходности искусства. Например, можно назвать следующие индексы: всемирно признанный нью-йоркский Mei-Moses All Art Index, миланский Gabrius Art Index, лионский Artprice, британско-швейцарский Zurich Artand Antiques Index. Первый из них насчитывает свыше 13 тыс. пар повторных продаж начиная с 1875 года, и ежегодно примерно 1 тыс. включается дополнительно как для европейских и американских художников, старых мастеров и импрессионистов, так и для современных картин различных периодов. В течение последних 50 лет индекс Mei-Moses All Art, отражающий цены продажи произведений искусства на нью-йоркских аукционах, рос в среднем почти такими же темпами, как и американский фондовый индекс S&P-500. А в пиковый 2007 год он его переиграл - 20 против 5,5%.
Важную роль на арт-рынке начинает играть российский индекс ARTIMX (ART Investment MarketindeX). Выступая интегральным показателем, он характеризует относительную величину цены условно усреднённого произведения искусства на определённый момент времени . Кроме ценовых индексов ARTIMX, вниманию инвесторов и аналитиков предлагается семейство индексов ARTIMXp, отражающих доходность произведений искусства и скорректированных с учётом инфляции на текущий момент.
Корреляция арт-рынка и фондового рынка
Корреляция между рынками искусства и капитала хорошо известна. Нередко участники обоих рынков - одни и те же лица: так, в "бычьей" фазе фондового рынка спекулянты фиксируют прибыль и на эти средства покупают картины. Кроме того, портфельные инвестиции в искусство можно разбить на несколько групп, привязав к разным стратегиям. Например, инвесторы, покупающие импрессионистов и европейских модернистов, вкладывают в "голубые фишки", а покупатели современного искусства из стран с развивающейся экономикой, Индии и Китая придерживаются высокорискованной стратегии.
В то же время финансовые рынки не определяют долгосрочный тренд на рынке духовных ценностей: предметы искусства могут сильно дорожать даже во времена стагнаций и вялой конъюнктуры на биржах. Но сказать, что рынки движутся в противоположных направлениях, также нельзя. Каждый этап в развитии двух рынков имеет свои уникальные факторы и зависимости. Определённые сегменты рынка искусства могут быть привлекательной спасительной гаванью в период кризиса. В этом плане искусство конкурирует с государственными облигациями, хотя последние не всегда могут спасти капитал от чрезмерных рисков. Это видно при сравнении рынка искусства (на примере картин П. Сезанна) с динамикой цен на немецкие акции и облигации с 1874 года.
За последние сто лет портфель акций опередил по доходности облигации. Однако в результате двух мировых войн владельцы акций и облигаций временами несли большие убытки или вообще теряли свой капитал. Работы же Сезанна росли в цене даже во времена войн и кризисов . За рассматриваемый период инвестор мог получить подобную доходность от вложений в работы других высококлассных мастеров - Писсарро, ван Гога или Тёрнера.
Из-за масштабов американского рынка акций коэффициент его корреляции с мировым сравнительно высокий, хотя на протяжении последних лет он снижался по мере роста рынков других стран. Благодаря растущей интеграции экономических систем и рынков потоки капитала встречают сейчас на своём пути меньше препятствий, и дальнейшее расширение мирового инвестиционного рынка будет увеличивать эффект от диверсификации активов.
Арт-рынок очень непостоянный и не приносит стабильных доходов по сравнению с фондовым рынком. Однако низкий уровень корреляции с другими рынками превращает арт-инвестиции в удобный инструмент для построения альтернативных и плодотворных инвестиционных стратегий. Появление механизмов арт-инвестиций обусловлено тем, что искусство сейчас рассматривают как один из основных классов финансовых средств, обеспечивающий диверсификацию вложений, а порой - и высокую прибыль.
Искусство может отрицательно коррелировать с различными видами активов, что подтверждает полезность включения арт-индексов в инвестиционный портфель с точки зрения уменьшения риска и увеличения доходности. Слабая корреляция произведений искусства, например, с акциями и облигациями делает их перспективным инструментом диверсификации инвестиционных портфелей. Но для подавляющего большинства инвесторов сложность стоимостной оценки, высокие транзакционные издержки и волатильность цен затрудняют приобретение предметов искусства исключительно в инвестиционных целях.
В поведении художественного и фондового рынков много общего. Наглядным примером может служить ситуация конца прошлого века, когда художественный рынок переживал настоящий ажиотаж: с середины 1980-х годов вплоть до ноября 1990 года на мировом арт-рынке цены бурно росли. В результате туда ринулись корпоративные инвесторы, в основном американские и японские , стремившиеся компенсировать недавние потери на рынке акций (после "чёрного понедельника" 1987 года), увлекая за собой непрофессиональных частных инвесторов. Спровоцированный этим дальнейший рост цен затронул даже не слишком удачные работы, хотя и известных художников. Через некоторое время рынок испытал классический перегрев: накачка деньгами привела к массовой переоценке арт-объектов, в ноябре 1990 года пузырь лопнул, и на рынке оказалось множество инвесторов с переоценёнными произведениями искусства на руках, которые приходилось продавать по любой цене. В первую очередь пострадали те, кто приобрёл вещи не самого высокого качества в расчёте на дальнейший бум. В более выигрышном положении были владельцы высококлассных работ. Экономия на экспертном мнении и неоправданные риски вызвали такой резкий обвал, что даже к началу 2005 года по отдельным позициям рынок не вернулся к докризисным ценовым значениям.
Однако по сравнению с пузырями фондового рынка у пузыря арт-рынка есть и положительная сторона. Когда он лопается, у инвестора на руках остаются не нулевые записи в реестре акционеров (как после массового краха интернет-компаний в 2000 году), а конкретные произведения искусства, пусть потерявшие в цене и ликвидности, но с шансами на возврат вложений. Кроме того, на коротких временных отрезках цены на них мало подвержены колебаниям (на стоимости работ хорошо продаваемых авторов не сказались, например, ни теракты 11 сентября 2001 года, ни начало войны в Ираке, хотя фондовый рынок от этих событий лихорадило). Кризис также позволяет новым игрокам делать удачные инвестиции на фоне низких цен.
В самый тяжёлый для рынка искусства 1991 год цены на нём упали примерно на 40%. Это был период рецессии в экономике США и краха фондового рынка и рынка недвижимости в Японии, чьи инвесторы раньше были наиболее активными на арт-рынке. Похожая ситуация сложилась и в текущем десятилетии: быстрый экономический подъём в России, Китае и других развивающихся странах привёл на арт-рынок новых богатых инвесторов, что снова вызвало его перегрев. В конце 2008 года предметы средней ценовой категории (от 100 тыс. до 1 млн. долл.) подешевели на 25-30%. Если раньше на аукционах картины продавались выше верхней границы эстимейта, то в конце 2008 - начале 2009 года цены продажи зачастую уходили за его нижний предел . Работы средней ценовой категории до сих пор остаются наиболее уязвимыми. В популярных сегментах арт-рынка (импрессионисты, постимпрессионисты, модернисты, декоративно-прикладное искусство, русское искусство) глубокого спада не наблюдалось.
За последние 20 лет доходность некоторых видов арт-инвестиций достигала в определённые моменты 25% годовых. В большей степени это относится к постмодернизму в живописи, раритетному оружию, монетам и работам культовых фотографов. Вложения в западноевропейскую живопись - при инвестициях в высшую ценовую категорию - в среднем приносили 10-15% годовых. Выигрышными направлениями в живописи можно считать гудзонскую школу (13,5%) и американский импрессионизм (9,4%). Раритетные художественные и исторические фотографии приносили около 9,3% годовых, пользующаяся спросом старинная мебель (например, французская XVIII века) давала доход в размере 8,5% годовых. Меньшую выгоду можно было извлечь из поп-арта (7,3%), китайского фарфора (7,1%) и скульптуры (3,5%). Согласно прогнозу Artprice, сегодня перспективны вложения в современную китайскую и индийскую живопись и приобретение первых изданий книг ряда современных авторов. Растёт в цене мебель в стиле арт-декор, а также фьюжн: на Западе, в отличие от России, люди с удовольствием обставляют свои дома и квартиры мебелью разных стилей и эпох.
Если в 1990 году рынок раскачали корпорации, осваивавшие гигантские средства, и те, кто пытался самостоятельно сделать быстрые деньги в условиях ажиотажа, то сегодня его динамику определяют частные лица, как правило, хорошо разбирающиеся в искусстве, осторожные в принятии решений и не пренебрегающие советами консультантов. Много приобретений осуществляется не для перепродажи, а для продолжительного коллекционного владения, что снижает риск массового "сброса" произведений искусства. Отличительная черта современного рынка от его модели образца 1990 года - более высокая информированность покупателей, что сужает базу для спекуляций. Наконец, росту цен способствует повышение благосостояния потенциальных покупателей. Согласно исследованию Merrill Lynch, за последние десять лет число миллионеров в США выросло на 15% и составило почти 2,5 млн. человек. В Европе их число также растёт, но почти на порядок меньшими темпами. В обстоятельствах конкурентных торгов это позволяет им продолжать борьбу при более высоких ставках, следовательно, сложившийся рост цен носит не спекулятивный, а вполне закономерный характер.
В целом в последние годы, даже несмотря на кризис, сравнительная доходность вложений в произведения искусства была приемлемой и превышала ставку по депозитам. Artprice Global Index, составленный по итогам повторных продаж, за последние десять лет вырос на 15%. При этом число произведений искусства, выставляемых на аукционы, значительно увеличилось. Общая стоимость всех проданных лотов приблизилась к 10 млрд. долл., а в начале периода она не превышала 4,2 млрд. В определённой степени рост цен объясняется падением курса доллара и его покупательной способности (поскольку валютой для расчёта индексов традиционно служит доллар, то в условиях падения его курса номинальные 20% превращаются в реальные 10% с учётом инфляции и в пересчёте на евро).
В начале кризиса индекс Mei-Moses All Art снизился всего на 4,5%, тогда как индекс S&P-500 потерял 37%, а индекс РТС - 72,4%. Поскольку лаг между спадом на финансовом и арт-рынке составляет от полугода до полутора лет, то рынок арт-акций (публичные компании, которые обслуживают арт-индустрию) залихорадило в начале весны 2009 года. Наиболее сильно упали акции Sotheby's. Но акции некоторых компаний в 2009 году принесли доход: например, стоимость акций британской Mallett и японской Art Vivant выросла даже в условиях неликвидного рынка. Из девяти индексов семейства ARTIMX семь потеряли за год от 7,2 до 26,7% стоимости. В то же время динамика роста цен на работы старых мастеров живописи и на произведения русской графики практически не коррелировала с общими рыночными тенденциями: индексы ARTIMX Oldmasters и ARTIMX-RUS Graphics в годовом исчислении демонстрировали положительную доходность.
В последнее время всё больше стали говорить о проблеме недооценённости работ старых мастеров: в этом ограниченном сегменте роста предложения уже не будет, что придаёт данному активу дополнительную инвестиционную привлекательность. При этом работы старых мастеров всегда лучше сохраняют стоимость: цены на самые известные и редкие творения устойчивы в самые неспокойные времена, поскольку их раритетность и долгая задокументированная история позволяют владельцу чувствовать себя в большей безопасности. К тому же в последние годы на работы старых мастеров не было такого ажиотажного спроса, как на современное искусство, соответственно и спад не должен быть столь значительным . В 2008 году при общем падении рынка цены на работы старых мастеров и импрессионистов выросли соответственно на 11 и 4% . И всё же разница в годовом росте цен на старое и новое искусство достаточно заметна: последнее дорожает быстрее, причём во многом благодаря чрезмерной рекламе.
Согласно подсчётам аналитиков, на современное искусство приходится до 30% от всего объёма мирового арт-рынка, при этом доля молодых художников до 30 лет составляет всего 1-2%. Однако, с точки зрения инвесторов, именно эти 1-2% и являются наиболее перспективными для финансовых вложений. Работы начинающих продаются буквально за копейки, и их стоимость может вырасти в сотни, а то и в тысячи раз буквально за несколько лет. Например, по данным Artprice, самым дорогим молодым художником по итогам 2011 года стал 27-летний Джейкоб Кассей (Jacob Kassay): ещё несколько лет назад его работы стоили всего несколько тысяч долларов, теперь он регулярно продаётся на ведущих аукционах с результатом более 200 тыс. долл. Именно на молодых авторов делали ставку хедж-фонды, скупавшие до кризиса работы перспективных художников.
Одним из последствий кризиса стало перемещение продаж на внеаукционный рынок: галереи, частные продажи через дилеров и между коллекционерами. Доля аукционов во время кризисов всегда резко снижается (в отдельные годы в ходе последних спадов - до 30% годового оборота арт-рынка): богатые люди не стремятся обнародовать факт продажи по сильно заниженной цене. Кроме того, через дилеров и прямые продажи предметы искусства реализуются быстрее, чем через аукцион.
Кризисы 1998 и 2008 годов показали, что недостаточно приобрести активы с целью приумножить капитал: из-за неправильно построенных портфелей инвесторы понесли огромные потери. Инвестиции в предметы искусства могут генерировать высокую доходность, но ими необходимо квалифицированно управлять. Хотя обладание предметом искусства с каждым днём повышает его стоимость, при низкой ликвидности и чрезмерных транзакционных издержках арт-рынка более инертные арт-инвесторы будут стремиться при случае продать арт-объект как можно скорее.
Обеспечить благоприятное соотношение риска и доходности произведений искусства и требуемую корреляцию между художественными и финансовыми активами можно только при долгосрочном инвестировании в объекты искусства (при этом среди профессионалов считается, что эффект может принести сумма вложений, равная как минимум 500 тыс. долл.). В настоящее время арт-инвестиции выступают лишь отдельным элементом планирования стратегий частных инвесторов и составной частью активов многих международных учреждений. Вложения в предметы искусства в форме фондов и индексов - пока недооценённый, хотя и очень выгодный вид актива.
Драгоценные металлы
К драгоценным металлам относятся в первую очередь золото, серебро и платина . В последнее время годовая доходность от вложений в драгметаллы значительно превышает ставки по банковским вкладам. Например, доходность по вложениям в обезличенные металлические счета составляла 20-30% годовых, и интерес россиян к ОМС растёт. Этому способствует появление новой услуги - покупки и продажи драгметаллов через интернет-банк.
Золото
С некоторыми оговорками золото можно было бы отнести к традиционным инвестициям. В любом случае золото по популярности стоит после фондовых ценностей.
Рынок золота представляет собой обособленный сегмент глобального международного рынка драгоценных металлов. Рынок золота включает физический (слитки и монеты) и бумажный (сделки с правами на обладание товаром) сегменты. Оба они тесно связаны как арбитражем, так и необходимостью физического опосредования сделок, не говоря уже о взаимовлиянии цен обоих сегментов. К бумажным инструментам относятся фьючерсы, опционы, варранты, леверидж-контракты и прочие виды спот-бумаг на золото, прежде всего сертификаты, депозитные расписки, счета слитков и счета накопления золота. На фьючерсы и опционы на золото приходится основной объём торговли срочными контрактами, базовым активом для которых выступает драгоценный металл.
Фондовые рынки движутся 33-летними циклами ("стоимостными волнами"), в течение первой половины которых P/E и цены на акции растут в мощном "бычьем" тренде, а во второй половине P/E неуклонно падает, и сейчас мы находимся именно во второй половине стоимостной волны . Цены на сырьевые товары, включая золото, движутся такими же циклами, но эти циклы имеют тенденцию двигаться в противофазе со стоимостными волнами фондового рынка. Вековые пики в цене сырьевых товаров (в начале 1980-х) совпадают с дном фондового рынка, и, наоборот, вековые верхи в акциях (2000 год) совпадают с вековыми низами в сырьевых товарах. В начале 2000-х годов центробанки агрессивно распродавали свои запасы, но цена на золото не обрушилась, а взлетела с 255 до 720 долл. Те же самые центробанки будут в предстоящие годы скупать его обратно по значительно более высоким ценам, в итоге приводя последние к куда более значительным уровням.
Если сегодняшняя цена на драгоценный металл сформирована за счёт стратегических инвесторов, которые стремятся уйти от рисков, имеют долгий инвестиционный горизонт и рассчитывают на стабильный рост, несмотря на кризис, то золото будет расти ещё долго. Но если нынешняя его популярность возникла из-за кризисной нервозности и спекулятивных интересов, то падение может быть быстрым и глубоким, ведь всё перечисленное - краткосрочные факторы. Не стоит забывать, что золото - это товарный дериватив, и причины, влияющие на его стоимость, несколько иные, чем те, которые действуют на рынке, например, ценных бумаг. На оценку перспектив данных вложений влияет ситуация в тех отраслях, которые являются основными потребителями золота - ювелирная и электронная промышленность.
Последний финансово-экономический кризис вновь превратил золото в один из самых популярных объектов для инвестиций. Начиная с 2001 года цена золота выросла более чем в пять раз. Лишь в 2012 году произошло некоторое замедление роста. Всё больший спрос на золото предъявляют не только профессиональные биржевые спекулянты, но и простые обыватели, стремящиеся перевести в золото часть своих сбережений. Правда, с поправкой на инфляцию рыночная цена золота ещё не достигла уровня 1980 года. С учётом обесценения валюты среднегодовая цена золота в том году (612,56 долл/унц.) соответствует примерно 1600-1700 долл/унц., а верхний уровень (850 долл/унц.) в пересчёте на нынешние цены равняется 2300-2500 долл/унц. (использована статистика по индексу потребительских цен).
Современные тенденции рынка золота и положительная динамика цены на этот драгоценный металл позитивно отразились на доходности различных финансовых инструментов, базирующихся на ценности золота, тем самым вызвав интерес у широких масс инвесторов, что предопределило увеличение доли этих инструментов в бизнесе многих банков. Обрастая инвестиционными и арбитражными операциями, золото само превратилось в финансовый инструмент ведения бизнеса как банков, так и ряда финансовых компаний. Для банков оно вообще больше является инструментом, а не активом, участвуя в непрерывном процессе аккумулирования денежных средств.
Повышение финансовой активности на рынке золота оказало, в свою очередь, влияние на реабилитацию и развитие многих финансовых инструментов, имеющих различную экономическую направленность. Современное золото постепенно переросло рамки только инвестиционного инструмента. Использование его в мировой практике в кредите, хеджировании и расчётах (в том числе на уровне киберденег) позволяет отнести его к более ёмкому финансовому инструменту.
Большинство из финансовых инструментов в золоте имели широкое применение и ранее, когда сложившаяся политико-экономическая ситуация оказала позитивное влияние на повышение цен на золото и другие драгоценные металлы, что способствовало внедрению банками и другими финансовыми организациями принципиально новых на тот момент финансовых инструментов, в которых золото выступало базовым активом. Однако затем данные инструменты временно утратили свою актуальность. Современная ситуация некоторым образом повторяет предшествующий опыт развития экономики, поэтому для рынка золота нет существенной необходимости разрабатывать новый инструментарий. Вместе с тем мировая практика уже показала, что успешное использование многих финансовых инструментов, базирующихся на ценности золота, целесообразно только при положительной конъюнктуре цен на него. Применение большинства инструментов на отечественном рынке (слитки и монеты, металлические счета, ценные бумаги, золотые займы, киберденьги) можно назвать действительно новым направлением реализации бизнеса и развития инвестиционных и арбитражных операций, однако отсутствие необходимой биржевой площадки может значительно осложнить данный процесс.
В настоящее время золото является безусловным лидером среди других драгоценных металлов по объёмам сделок, совершаемых с использованием производных финансовых инструментов, которые в исчерпывающей совокупности представлены на международных биржевых площадках. Основными среди них на рынке деривативов в золоте являются срочные контракты: фьючерсы, опционы, форварды и сделки типа "финансовый своп".
Операции российских банков с золотом проводятся пока в недостаточных объёмах. Одна из причин этого заключается в низкой ликвидности драгоценного металла в России. Если серебро, платина и палладий - в первую очередь промышленные металлы, то золото - инвестиционный. В сравнении с другими драгоценными металлами золото наименее используется в промышленности и в значительных объёмах находится преимущественно в форме банковских слитков в национальных и коммерческих банках. Тем не менее как основные агенты торговли золотом российские банки мобильно отреагировали на тенденции рынка расширением спектра продуктов и услуг с использованием золота.
В последние несколько лет российские банки начали наиболее активно развивать операции с золотом, используя различные схемы кредитования, привлекая и размещая средства в металлические депозиты и учреждая специализированные инвестиционные фонды. Прирост активных операций с физическим золотом напрямую связан с увеличением объёмов экспорта и продаж металла на внутреннем рынке промышленным потребителям и Банку России, использованием межбанковских металлических депозитов и новой для российского финансового рынка банковской услуги - займов в золоте. В активах коммерческих банков преобладают классические инструменты банковского бизнеса с золотом и другими драгоценными металлами (слитки, монеты, займы и корсчёта), при этом золото по объёмам занимает ключевые позиции.
Следует отметить, что официальная статистика о работе банков с драгоценными металлами по банковской системе России в целом отсутствует либо ведётся частными аналитическими компаниями по отдельным направлениям на основании официальных заявлений и пресс-релизов коммерческих банков. В последние годы маркетмейкерами российского рынка золота являлись 10 банков: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк "Уралсиб", Росбанк, Банк Москвы, Уральский банк реконструкции и развития, НомосБанк, Барс-Банк, Экспобанк. Бесспорное лидерство отечественного банковского бизнеса с золотом и драгоценными металлами принадлежит Сбербанку. На рынке золота он вне конкуренции, что обусловлено крупнейшей филиальной сетью, существенной ресурсной базой, программами развития операций с драгоценными металлами и т.д. По объёмам активов и пассивов в драгоценных металлах Сбербанк опережает другие банки более чем в три раза.
Платина, серебро и стратегические металлы
Среди основных драгоценных металлов платина - самая дорогая. Она является достаточно ликвидным активом уже потому, что активно продаётся в качестве объекта фьючерсных контрактов. Вложения в платину могут иметь место в виде слитков или пластинок, монет или "платиновых" акций. А в ближайшие годы платина может стать наиболее интересным направлением для вложений. Факторы роста стоимости платины и других металлов платиновой группы - спрос со стороны развивающихся стран, в частности их ювелирной промышленности и автопрома.
У палладия будущее связано с постепенно внедряемой новой технологией производства катализаторов (водородные двигатели). Постепенно начинает проявляться интерес к ювелирным украшениям из палладия, хотя в нашей стране он пользуется меньшей популярностью, чем на Западе. На рынке России в основном востребован палладий 500-й пробы: он значительно дешевле золота и той же платины, хотя выглядит не хуже. Доля инвестиционного спроса в общем спросе на платину и палладий гораздо ниже, чем, например, в спросе на золото, что будет обеспечивать этим металлам большую устойчивость при снижении спроса на "защитные" активы. Инвесторы также с интересом следят за рынком рутения, который до сих пор был игнорируемым побочным продуктом платинового производства. Цена на него за последние пять лет взлетела с 35 до 900 долл. за унцию, т.е. более чем в 25 раз. И такой рост связан практически только с одной областью его применения - с производством жёстких дисков компьютеров, рутениевое покрытие которых повышает их ёмкость. Специалисты прогнозируют, что в обозримом будущем платина будет торговаться в диапазоне 1100-1900, рутений - 1000-1500, а палладий - 250-420 долл. за унцию. Инвестиционный спрос на них останется высоким, промышленный спрос также растёт.
Серебро по сравнению с золотом и платиной - самый дешёвый металл. Серебро выигрывает от того, что является одновременно и промышленным, и недорогим драгоценным металлом. Промышленные металлы быстро растут на ожиданиях экономического роста, а будучи недорогим драгоценным металлом, серебро отобрало долю рынка у золотых ювелирных изделий. Серебро может быть куплено помимо ювелирных изделий в виде монет, слитков, ОМС, фьючерсных контрактов, опционов на фьючерсные контракты или обыкновенных акций.
Рынок серебра более волатильный, и он интересен для краткосрочных спекулятивных инвестиций. Исторические данные свидетельствуют: во времена экономической нестабильности инвестиции в серебро оказываются более эффективными, нежели капиталовложения в золото. Цена на серебро также чрезвычайно волатильна, этот металл предоставляет невиданные в истории спекулятивные возможности, но с точки зрения сохранения капитала серебро проигрывает золоту. Кроме жёсткой и выматывающей жилы волатильности, отношение стоимости к объёму для него куда ниже, чем для золота. Миллион долларов серебром занимает значительно больше места, чем миллион золотом.
Серебро может потянуться за золотом. Известная на рынке Scotia Mocatta (подразделение драгоценных металлов Bank of Nova Scotia) прогнозирует ценовой диапазон для серебра в 13-25 долл. за унцию. Инвестиционный спрос на серебро останется высоким, но вырастет и спрос со стороны промышленности.
Интересно, что если цены выразить не в каких-то абстрактных, ничем не обеспеченных бумажных валютах, а в абсолютных деньгах - граммах золота, то за редким исключением (нефть, медь, серебро) они за последние 10 лет стабильно снижались. Иными словами, на один и тот же грамм золота в 2012 году можно было купить больше продовольствия и иных товаров, чем в 2010-м, 2008-м и тем более в 2002-м.
Стратегические металлы имеют гораздо менее развитые рынки, чем драгоценные металлы. Однако в ближайшем будущем предложение этих металлов при растущем металле будет всё более ограниченным. Речь идёт в первую очередь о кадмии, селене, титане, ванадии, а также инертных газах, литии, бериллии, галлии, индии, германии, молибдене, вольфраме, кобальте, хроме, магнии и других металлах, без которых невозможно современное машиностроение. Хотя многие из этих элементов содержатся в земной коре в больших количествах, их добыча затруднена, так как они редко образуют месторождения.
Стратегические металлы необходимы для производства большого количества товаров (электроники, телекоммуникаций, аэрокосмической промышленности и других высокотехнологичных отраслей), между тем подавляющее число стран не обладает их запасами. Титан, например, необходим для производства истребителей, родий - автомобильных каталитических конверторов.
Начиная с 80-х годов прошлого столетия эти металлы получили признание в качестве объектов инвестирования и продавались инвесторам как страховое средство на случай ограничений их предложения, вызванных кризисом, войнами, катастрофами и прочими глобальными проблемами. До сих пор опасности возникновения широкомасштабного дефицита стратегических товаров не возникло, и большинство инвесторов почти не заработали никакой прибыли, а у многих скопились такие запасы, что в случае продажи они обернутся убытками.
Стратегические металлы - инвестиции с высоким риском. Во-первых, рынки для перепродажи этих металлов неустойчивы, а комиссионные, дилерская наценка и издержки по хранению очень высоки. Во-вторых, пока страны-производители, такие как Заир и ЮАР, очень нуждаются в поступлении валюты от экспорта этих металлов. Таким образом, инвестиционные характеристики этих металлов таковы, что их использования стоило бы избегать инвесторам, кроме, быть может, богатых, способных взять на себя высокий риск возможных убытков и владеть такими низколиквидными объектами вложений.
Драгоценные камни
Владение драгоценными камнями (алмазы и так называемые окрашенные камни: рубины, сапфиры и изумруды) всегда считалось престижным, и чем больше был сам драгоценный камень, тем его обладатель считался богаче. Объясняется это тем, что стоимость драгоценных камней редко понижается, в основном она стабильно растёт. Только за последние 15 лет мировые цены на алмазы выросли на 60%, а среднегодовой рост стоимости бриллианта составляет около 3-4%. Инвестирование в бриллианты уже стало своеобразной мировой модой: доля розничных продаж этого вида драгоценных камней выросла в последние годы с 7 до 10%. Следует только помнить, что цена на драгоценные камни резко не повышается, что делает инвестирование в них долгосрочным.
Первыми в конце 70-х годов прошлого столетия серьёзно вкладываться в бриллианты начали американцы (европейцы распробовали этот способ сбережений немного позже), что неудивительно: ювелирный рынок в Штатах всегда был самым крупным в мире. И хотя теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001 года привели к заметному снижению цен на сверкающий товар, уже через год ситуация начала меняться, объём продаж изделий с бриллиантами вырос на мировом рынке примерно на четверть.
Инвестирование в драгоценности по большей части является уделом коллекционеров и людей состоятельных . При этом прирост стоимости в 15% годовых считается выдающимся результатом, а обычный показатель составляет 3-4%, поэтому с инвестиционной точки зрения это достаточно спорный инструмент, рост которого может даже не покрыть текущую инфляцию. Специалисты советуют вкладывать деньги в инвестиционные бриллианты без примесей высших цветов. Однако их количество в свободной продаже составляет не более 3% от общего числа предложений, а стоимость достигает 15-20 тыс. долл. за камень в один карат. Более инвестиционно надёжными считаются крупные бриллианты весом не менее одного карата. По данным главного мирового источника розничных цен на бриллианты - бюллетеня Rapaport Diamond , - за последние 10 лет стоимость каратников с высокими характеристиками выросла примерно на 30%, а цена на такие же камни, но весом в полкарата незначительно (менее чем на 1%), но всё же снизилась.
До недавних пор западные аукционисты не рассматривали российских ценителей самоцветов как серьёзных игроков, но когда в ноябре 2003 года в течение одной недели наши сограждане приобрели три редчайших драгоценных камня за астрономическую сумму свыше 100 млн. долл., они изменили своё мнение. Как только западные аукционисты поняли, что русские способны тратить огромные деньги на драгоценности, на торгах стали появляться лоты, явно рассчитанные на российского покупателя, выбирающего больше глазом и сердцем, чем разумом. История с колье Екатерины Великой - лучшее тому подтверждение .
Многие предпочитают инвестировать не в исторические реликвии, а в камни современной огранки. Исторические бриллианты выглядят по сравнению с современными более тусклыми, и при оценке антикварных украшений с бриллиантами стоимость камня уменьшается на 40-50%. Больше всего граней, 65, у бриллиантов французской фирмы Korloff: 25 на короне и 40 - на павильоне (тыльной стороне). Благодаря этому меняется преломление света в самом сердце камня, световая дисперсия и интенсивность сверкания оптимизируются, создавая максимум игры при наименьших потерях блеска. Эти бриллианты изготавливаются в ограниченном количестве и имеют лимитированную дистрибуцию. Их эксклюзивность подтверждается лазерной надписью на рундисте с логотипом фирмы и идентификационным номером GIA (Gemological Institute of America - Геммологического института Америки).
Вложение в драгоценные камни сродни покупке произведений искусства со всеми присущими этому бизнесу преимуществами и недостатками. Из минусов в первую очередь следует отметить ограниченный спрос и соответственно ограниченную ликвидность. Главный же плюс в том, что теоретически всегда найдётся тот, кто купит ваш камень значительно дороже, чем вы за него заплатили. Так же как и картину, настоящие драгоценные камни приобретают не только за объективные характеристики, но и за то, что они "ложатся на душу". Тем не менее главное в огранённом камне - всё-таки четыре фундаментальные характеристики, широко известные во всём мире как формула "4С", определяющие стоимость камня. Она объединяет первые буквы четырёх ключевых характеристик драгоценных камней в англоязычном произношении: Color - цвет, Clarity - чистота, Caratweight - вес в каратах, Cut - огранка. Кроме того, на каждом изделии с бриллиантом указаны масса камня в каратах и две цифры: 1/1 - это высший цвет и высшее качество, показатели 2/2 и 3/3 - тоже очень хорошие. Качество всех этих параметров и определяет стоимость камня. В российской классификации характеристик бриллианта есть 15 групп цвета и 13 групп чистоты, между каждой следующей группой разница в цене может доходить до 30%, а стоимость камня с характеристиками высших и низших групп порой различается в десятки раз.
Бриллиант с высокими характеристиками (но не идеальный) будет стоить как минимум 11 тыс. долл. за карат, если у камня круглая огранка. Снижение качества огранки на один шаг означает 10-15% снижения стоимости. При этом специалисты отмечают, что вложения в камни более пяти каратов сверхзатратны и неоднозначны. С одной стороны, таких крупных бриллиантов на рынке всегда немного и на них есть спрос, а с другой - даже прайс-лист Rapaport, издаваемый GIA, ограничивается ценами на пятикаратники.
Разница в подходах различных специалистов-геммологов в нюансах - сколько принимается градаций каждого из параметров и какая методика использована для их определения. Рассчитанные геммологами характеристики заносятся в личный паспорт каждого камня - сертификат, и когда речь идёт о рыночной стоимости огранённых камней, то имеются в виду драгоценные камни с сертификатами. В мире существует несколько высококотирующихся организаций, выдающих справки по бриллиантам. Это, прежде всего, GIA, Американская геммологическая лаборатория (AGL), Европейская геммологическая лаборатория (EGL), Бельгийский высший алмазный совет (HRD) и Международный геммологический институт Бельгии (IGI). В таких сертификатах содержится полное описание камня, его вес в каратах, точные размеры в миллиметрах, оценка огранки бриллианта, его пропорций, чистоты, цвета, финальной обработки. Знание этих нюансов поможет взвесить все за и против, прежде чем принять окончательное решение.
Услуги по инвестированию в драгоценности предлагают банки, работающие в сфере Private Banking (в России, например, Росбанк и Юниаструм Банк). Они могут предоставить квалифицированную информацию о том, что следует покупать, где и когда, взять на себя заботы о приобретении, транспортировке, хранении и страховке ювелирных изделий. Драгоценные камни могут быть приобретены в инвестиционных целях через имеющих лицензию на операции с драгоценными камнями дилеров. Комиссионные и дилерские наценки могут варьироваться от 20 до 100% в зависимости от качества и сорта (градации). Минимальный инвестиционный срок - два года.
В России рынок драгоценных камней появился в начале 1990-х годов. Специфика нашей страны состоит в том, что в связи с отсутствием государственного стандарта ни один из существующих центров сертификации не может выдать документы на изумруды, сапфиры и рубины, а только на бриллианты. Как следствие, гражданам и предприятиям, не имеющим специального удостоверения Центральной инспекции пробирного надзора, при желании удастся легально завладеть (отдельно от ювелирного изделия) только бриллиантами с сертификатами геммологического центра Пробирной палаты. Изумруды, сапфиры и рубины, как правило, ввозятся из-за рубежа с сертификатами известных геммологических фирм и ассоциаций (в первую очередь GIA). При покупке таких камней важны копии документов об уплате всех таможенных сборов, иначе могут возникнуть проблемы при их повторной реализации. Сюда относится, во-первых, возможная подделка (даже специалист не всегда может отличить синтетические камни от настоящих), во-вторых, камни могут быть специальным образом облагорожены, и, в-третьих, все эти документы дают возможность выяснить ещё одну очень важную характеристику драгоценного камня - происхождение. Вопросу источника драгоценного камня (страны происхождения) в последнее время придаётся такое значение, что делаются попытки ввести новый фактор "С" (Confidence) в добавление к четырём уже существующим. Формально ювелирные вставки с документами о покупке и сертификатом качества таможенные органы должны рассматривать так же, как и ювелирные изделия.
Для среднестатистического покупателя в России узнать рыночную стоимость камня достаточно сложно. Профессионалы ориентируются по немногочисленным справочникам-сборникам, в которых, как правило, приводятся оценки специалистов на основании особых опросов. Например, работа реального российского рынка бриллиантов привязана к двум основным документам: прейскуранту Минфина России "Расчётные цены на бриллианты" (по нему свободно устанавливаемая в договорах цена должна фиксироваться в виде премии или дисконта к цене прейскуранта) и бюллетеню Rapaport. Оба справочника представляют собой таблицы, в которых цены приводятся для разных весовых групп, а внутри весовых групп - в зависимости от цвета и чистоты. Очевидно, что бесцветные камни без видимых глазом трещин или включений стоят дороже своих желтоватых "родственников", испещрённых мелкими трещинками или чёрными вкраплениями. Отличия в стоимости существуют не только между камнями с разными характеристиками. По оценкам различных справочников, солидный разрыв в стоимости наблюдается и у одинаковых (насколько это возможно) камней. Например, самый лучший бриллиант весом в один карат по оценке прейскуранта стоит 12 100 долл., а по Rapaport (на тот же год) - 17 000 долл. При оценке изумрудов можно ориентироваться на прейскурант Гохрана РФ "Отпускные цены на изумруды природные совершенной огранки", справочники Michelsen Gemstone Index, Palmier's GAA Market Monitor и др. Настоящая рыночная цена всё-таки определяется в результате длительных переговоров тет-а-тет. Практика показывает, что российские рыночные цены находятся примерно посередине - выше стоимости, указанной в прейскуранте, и ниже цен Rapaport на несколько десятков процентов.
В России, где платёжеспособность большей части населения мала, крупные ювелирные камни оценивать выше неразумно из-за их малой востребованности. В нашей стране одинаково трудно и купить, и продать крупный высококачественный ювелирный камень. Трудно купить, потому что из-за низкого спроса сателлиты не ввозят и мало гранят. За приобретение крупного камня в России придётся переплачивать (в сравнении с мировыми ценами и по отношению к мелким камням), а при продаже продавец вынужден соглашаться на заниженную, ориентированную на мелкие камни цену либо обрекать себя на хранение "неликвидов". У мелких дилеров можно встретить предложения камней с качеством огранки от плохого до среднего, реализуемых между тем по одной стоимости. Цену эти дилеры определяют от собственных затрат, а не от качества. Кстати, принцип формирования стоимости ювелирных камней "от затрат" для России весьма характерен, и зачастую цены никак не коррелируют с качеством. Однако и западные дилеры приобретают свой товар по самым разным ценам, но продают по адекватным устоявшимся рыночным. Обычно от образца к образцу колеблется уровень прибыли дилера, но стоимость своего товара он формирует согласно правилу "4С". Это необходимость, обусловленная рынком, иначе дилер может лишиться доверия покупателей.
К сожалению, в наше время существует масса афер с драгоценными камнями. Многие злоупотребления связаны со сложностью определения того, что является действительно драгоценным камнем. К геммологам банка нередко приходят "владельцы несметных сокровищ" и под большим секретом показывают списки (обычно копия плохо прошедшего факса) изумрудов, рубинов и сапфиров, чёрных бриллиантов и александритов на многие сотни миллионов долларов. Списки сопровождаются сертификатами несуществующих фирм GEOMAN или GEOCENTER. Фокус заключается в том, что в бумагах описываются неогранённые и слегка пришлифованные низкокачественные камни и, что особенно важно, очень большой массой - более шести карат. Надо понимать, что ни один прейскурант не содержит сведений о стоимости камней с массой свыше шести карат: это очень редкие камни и их цена определяется исключительно в ходе торгов. Такие "торговцы" - любимый объект ловли российских силовых органов. Характерный признак общения мошенников - немедленное желание после полученных разъяснений значительно снизить цену. Часто они приводят в качестве аргумента то, что в списках значится коллекционный материал. Очень распространённый приём - ярко выраженная попытка сменить один малопонятный широкой публике сегмент рынка на другой, ещё менее понятный.
По оценкам различных источников, теневая часть рынка ювелирных украшений, в том числе бриллиантов, может быть эквивалентна официальному сегменту. Болезненный удар по рынку бриллиантов наносит неконтролируемый сброс "кровавых камней", т.е. алмазов, контрабандно поставляемых из зон межэтнических конфликтов. Именно поэтому возрастает значимость такого параметра, как происхождение (Confidence). Ну а если вспомнить о том, что за последние десятилетия появились "продвинутые" технологии, позволяющие искусственно выращивать или облагораживать алмазы в условиях контролируемых РТ-параметров (температур и давлений), то становится понятным источник дополнительных волнений для бриллиантовых дилеров. Кстати, российские специалисты не только умеют лучше всех производить манипуляции с синтетическими алмазами и профессионально выращивать искусственные аналоги, например муассанит (карбид кремния, который имеет структуру и свойства, наиболее близкие к алмазу), они ещё в отличие от крупных западных производителей никого об этом не предупреждают. Понятно, что рынок пытается защищаться: вводятся обязательные маркировки по рундисту, отметки в сертификатах и т.д.
В наши дни в понятие "коллекционирование уникальных драгоценных камней" вкладывается более демократичный смысл. Коллекционный материал включает в себя образцы минералов, руд, горных пород, образований органического происхождения, представляющие научный интерес и имеющие декоративно-эстетическую ценность. К декоративным минеральным образованиям относят хорошо образованные отдельные кристаллы и эффектные минеральные агрегаты, обладающие естественной красотой (яркая или оригинальная окраска, прозрачность, совершенство форм выделения), необычностью цвета, формы, композиции, рисунка, хорошей сохранностью и не требующие существенной механической обработки. Редкая встречаемость, весьма ограниченные запасы, большие затраты на поиск и разведку месторождений, повышенный риск при ручной добыче и устойчивый рост спроса на мировом рынке определяют в целом высокую стоимость коллекционных камней. Выше всего ценятся крупные кристаллы драгоценных камней совершённых кристаллографических форм и их друзы, а порядок цен доходит до сотен тысяч американских долларов за один образец. И здесь хотелось бы затронуть тему инвестирования в поиски, разведку и добычу драгоценных камней. Максимальные доходы можно получить от нахождения новых месторождений изумрудов и александритов на Урале взамен утраченных. Имеет смысл финансово поддержать поиски и разведку месторождений полихромных турмалинов, разработку якутских хромдиопсидов и дальневосточных красных цирконов и сапфиров фантазийных окрасок. Добытое уникальное сырьё в сочетании с грамотной политикой огранки и действительно квалифицированным маркетингом возместят все затраты сторицей. Дальновидного инвестора такое направление инвестиций должно заинтересовать.
Бриллианты никогда не выходят из моды и имеют приятное свойство со временем прибавлять в цене. Поэтому в массовом сознании драгоценные камни являются если не синонимом гарантированной доходности, то самым надёжным способом сбережений. Но для краткосрочного вложения средств драгоценные камни не подходят: в большинстве случаев необходимо минимум пять лет для того, чтобы только выйти на уровень безубыточности.
В течение последних десятилетий стоимость бриллиантов стабильно росла, временное падение цен было отмечено лишь после трагических событий 11 сентября в США. Потом драгоценные камни вернули утраченные позиции, а за последние два года их стоимость увеличилась в среднем на 20%. Специалисты прогнозируют сохранение этой динамики и дальнейший рост цен.
В принципе, чтобы инвестировать в драгоценные камни, можно приобрести ювелирные изделия. Однако стоит помнить, что в таком случае к цене драгоценного камня прибавляется стоимость оправы, работы ювелира и художественная ценность. В результате розничная цена ювелирного украшения может превышать рыночную стоимость самого камня в несколько раз. Кроме того, на динамику цены приобретённого ювелирного изделия очень сильно влияет такой непредсказуемый фактор, как мода. Реализация драгоценного камня также является достаточно хлопотным мероприятием. Осуществление купли-продажи драгоценных камней частными лицами в нашей стране не разрешено. Остаются аукцион, ломбард и комиссионный магазин, что по сути является прямым путём к потерям. На первом российском аукционе, организованном Минфином России и Государственным хранилищем драгоценных металлов, частные лица могли только купить камни, но не продать. Так что главный недостаток инвестиций в драгоценные камни - их низкая ликвидность. Продать бриллиант, как и ювелирное изделие, сложно, при этом частный продавец теряет уплаченные при покупке НДС и налог с продажи. Следовательно, разница между ценами покупки и продажи некрупных бриллиантов весьма ощутима.
В России основная проблема ювелирной промышленности и торговли связана с тем, что у нас на 95% драгоценные камни не соответствуют заявленным характеристикам. Например, на бирке (тэге) может быть написано "1Бр Кр57 0,50 3/5", что соответствует одному бриллианту круглой огранки 57 граней 3-го цвета и 5-го качества, а на самом деле это будет камень с характеристиками "5/6" или хуже. В результате покупатель думает, что покупает "дорогой" камень, и платит, как за дорогой. И это касается абсолютно всех размеров камней, всех характеристик и любых ювелирных магазинов. Другой проблемой является контрабанда, хотя эта проблема носит временный характер. Действующие ввозные пошлины увеличивают стоимость импортного товара на 50%. Эта ситуация провоцирует неофициальный ввоз украшений из-за рубежа. Уменьшение ввозных пошлин в связи с вступлением в ВТО увеличит официальные обороты импорта и снизит уровень контрабанды.