Учет расходов, связанных с приобретением бутилированной воды

Дата публикации: 
12.04.2014

учет расходов

Правомерность обеспечения работников питьевой водой

Трудовым законодательством обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложена на работодателя. В силу норм ст. 163 ТК РФ он обязан обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Под условиями труда в этом случае следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).

Обратите внимание! Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". А качество питьевой воды, реализуемой в бутылях, контейнерах, пакетах, - требованиям СанПиНа 2.1.4.1116-02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества".

Кроме этого, на работодателя возложена обязанность обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых функций, осуществлять санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 22, 223 ТК РФ).

Примечание. Обязательства работодателя по вопросам улучшения условий и охраны труда работников могут включаться в коллективный договор (ст. 41 ТК РФ).

Следует отметить, что согласно п. 18 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 N 181н, одними из мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков являются приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

Таким образом, в целях обеспечения нормальных условий труда и бытовых нужд работников учреждения обязаны закупать качественную питьевую воду и нести расходы, связанные с приобретением необходимого оборудования для обеспечения работников питьевой водой.

Бюджетный учет

Учет расходов на приобретение воды и оборудования (установок) для подачи воды. Финансирование казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, и расходы на приобретение питьевой воды, а также на закупку и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой должны быть предусмотрены бюджетной сметой.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, если у учреждения отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией учреждения, эксплуатирующей системы водоснабжения, аккредитованной в установленном законодательством РФ порядке на право выполнения исследований качества питьевой воды, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам, то расходы на приобретение бутилированной питьевой воды относятся на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ.

В остальных случаях расходы учреждения на приобретение питьевой воды следует относить на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Что касается оборудования, предназначенного для обеспечения работников питьевой водой, то расходы на его закупку следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, поскольку такое оборудование соответствует критериям отнесения его к объектам основных средств, приведенным в п. 38, 39, 41, 45 Инструкции N 157н.

Если услуги по монтажу оборудования осуществляются по договору (контракту), отдельному от договора (контракта) поставки, то расходы на оплату этих услуг следует относить на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.

Расходы на сервисное обслуживание и ремонт оборудования, в свою очередь, относятся на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Далее на примерах рассмотрим порядок отражения в учете расходов, связанных с приобретением бутилированной воды.

Пример 1

Согласно заключению Госсанэпиднадзора питьевая вода, подаваемая казенному учреждению через систему централизованного водоснабжения, признана не соответствующей санитарным нормам и непригодной для питья. В связи с этим учреждение заключило со сторонней организацией два договора поставки:

- аппарата для питьевой воды (кулера) на сумму 14 900 руб.;

- бутилированной питьевой воды на сумму 10 000 руб. в месяц.

Согласно Инструкции N 162н в бюджетном учете необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступил кулер для воды от поставщика

1 106 31 310

1 302 31 730

14 900

Поступила бутилированная питьевая вода

1 401 20 223

1 302 23 730

10 000

Погашена задолженность перед поставщиком за поставленные товары:

 

 

 

- кулер для воды

1 302 31 830

1 304 05 310

14 900

- бутилированную питьевую воду

1 302 23 830

1 304 05 223

10 000

Принят кулер для воды к учету в составе основных средств

1 101 36 310

1 106 31 310

14 900

Начислена амортизация при выдаче кулера в эксплуатацию

1 401 20 271

1 104 36 410

14 900

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1 и предположим, что через шесть месяцев эксплуатации кулера учреждение заключило договор на оказание услуг по его санобработке (дезинфекции). Стоимость услуг по договору составила 1 100 руб. Предоплата - 30% от суммы договора.

Данные операции отразятся в бюджетном учете следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен аванс за услуги по санобработке (дезинфекции) кулера

1 100 руб. х 30%

1 206 25 560

1 304 05 225

330

Отражены расходы в размере стоимости оказанных услуг по санобработке (дезинфекции) кулера

1 401 20 225

1 302 25 730

1 100

Произведен зачет ранее перечисленного аванса

1 302 25 830

1 206 25 660

330

Произведен окончательный расчет с исполнителем услуг

1 302 25 830

1 304 05 225

770

Пример 3

Вода, подаваемая казенному учреждению через систему централизованного водоснабжения, соответствует санитарным нормам, заключение о ее непригодности отсутствует. В целях улучшения условий труда учреждение за счет средств, предусмотренных бюджетной сметой, приобрело 10 бутылей с питьевой водой стоимостью 310 руб. каждая и 5 ручных механических помп для воды по цене 250 руб. каждая.

В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Поступила бутилированная питьевая вода

10 бут. х 310 руб.

1 105 32 340

1 302 34 730

3 100

Поступили помпы для воды

5 шт. х 250 руб.

1 105 36 340

1 302 34 730

1 250

Погашена задолженность перед поставщиком за поставленные товары:

 

 

 

- бутилированную питьевую воду

1 302 34 830

1 304 05 340

3 100

- помпы для воды

1 302 34 830

1 304 05 340

1 250

Списана стоимость выданной в пользование бутилированной воды

1 401 20 272

1 105 32 440

3 100

Учет тары для хранения воды. В соответствии с п. 1 ст. 481 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. Поэтому помимо учета самой воды учреждению необходимо учитывать еще и тару для ее хранения.

Учет тары во многом зависит от условий договора (контракта). Тара может применяться однократно или многократно, может входить в стоимость воды или оплачиваться отдельно (иметь залоговую стоимость), может подлежать возврату или переходить в собственность покупателя.

На основании ст. 517 ГК РФ, если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и в сроки, которые определены законом, иными правовыми актами, принятыми в соответствии с ними обязательными правилами или договором. Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

Таким образом, многооборотная тара подлежит возврату поставщику, даже если в условиях договора это не прописано. При этом, если в договоре указано, что такая тара возврату не подлежит, отдавать поставщику ее не нужно. Тару же однократного использования учреждение обязано будет вернуть, если это предусмотрено договором.

Как правило, бутыли для воды относятся к возвратной таре, которая может иметь залоговую стоимость. Залоговая стоимость тары указывается в расчетных документах отдельно и возвращается покупателю при условии возврата тары в том объеме, в котором покупатель вносил ее.

Тару для воды необходимо учитывать в составе материальных запасов на счете 1 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (п. 99 Инструкции N 157н, п. 21 Инструкции N 162н).

Пример 4

Воспользуемся условиями примера 3 и предположим, что бутыли, в которых поступила питьевая вода, относятся к возвратной таре, их залоговая стоимость составляет 100 руб. за бутыль. При возврате тары поставщик вернул уплаченную учреждением залоговую стоимость. Операции по оплате учреждением залоговой стоимости тары и возврату этой стоимости поставщиком осуществляются в течение одного финансового года.

В этом случае учет возвратной тары будет организован следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислена залоговая стоимость тары поставщику

10 бут. х 100 руб.

1 206 34 560

1 304 05 340

1 000

Принята к учету возвратная тара по залоговой стоимости

1 105 36 340

1 302 34 730

1 000

Произведен зачет ранее перечисленного аванса

1 302 34 830

1 206 34 660

1 000

Возвращена тара поставщику

1 206 34 560*

1 105 36 440*

1 000

Поступили денежные средства от поставщика за возвратную тару (восстановление кассовых расходов текущего финансового года)

1 304 05 340

1 206 34 660

1 000

* Указанная корреспонденция счетов не предусмотрена Инструкцией N 162н, поэтому ее следует согласовать с главным распорядителем бюджетных средств (вышестоящим органом) (п. 2 Инструкции N 162н).

Если залоговая стоимость тары оплачивается учреждением в одном финансовом году, а возвращается поставщиком в следующем отчетном году, то сумма возврата должна быть перечислена в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (п. 2.5.6 Порядка N 8н).

Порядок отражения в учете операций по поступлению денежных средств в доход бюджета будет зависеть от того, на какой счет поступают денежные средства:

- на лицевой счет учреждения (получателя бюджетных средств);

- непосредственно на счет учета доходов бюджета.

Если поставщик перечислил залоговую стоимость тары на лицевой счет учреждения, получатель бюджетных средств обязан в течение пяти рабочих дней после отражения соответствующего поступления на лицевом счете перечислить указанные средства в доход соответствующего бюджета. Тогда в бюджетном учете будут сделаны следующие бухгалтерские записи (п. 80, 104, 111 Инструкции N 162н):

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили денежные средства от поставщика за возвратную тару, оплаченную учреждением в прошлом отчетном году

1 304 05 340

1 206 34 660

Учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет

Отражено поступление денежных средств в доход бюджета

1 210 02 130

1 304 05 340

Учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет

Отражена задолженность по перечислению денежных средств в доход бюджета

1 304 04 130

1 303 05 730

Отражено поступление денежных средств в доход бюджета

1 303 05 830

1 304 05 340

В случае если поставщик перечислил залоговую стоимость тары непосредственно на счет учета доходов бюджета, в учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи (п. 80, 104 Инструкции N 162н):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет

Отражено поступление денежных средств, перечисленных поставщиком в доход бюджета

1 210 02 130

1 206 34 660

Учреждение не наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет

Отражена задолженность по перечислению денежных средств в доход бюджета

1 304 04 130

1 303 05 730

Отражено поступление денежных средств, перечисленных поставщиком в доход бюджета

1 303 05 830

1 206 34 660

Пример 5

Залоговая стоимость возвратной тары для питьевой воды в размере 500 руб. оплачена учреждением в декабре 2013 года. В мае 2014 года учреждение расторгло договор с поставщиком воды и вернуло ему тару. Поставщик перечислил залоговую стоимость тары непосредственно на счет учета доходов бюджета, минуя счет Федерального казначейства. Казенное учреждение наделено полномочиями по администрированию кассовых поступлений в бюджет.

В бюджетном учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Декабрь 2013 года

Перечислена залоговая стоимость тары поставщику

1 206 34 560

1 304 05 340

500

Принята к учету возвратная тара по залоговой стоимости

1 105 36 340

1 302 34 730

500

Произведен зачет ранее перечисленного аванса

1 302 34 830

1 206 34 660

500

Май 2014 года

Возвращена тара поставщику

1 206 34 560*

1 105 36 440*

500

Поступили денежные средства от поставщика за возвратную тару в доход бюджета

1 210 02 130

1 206 34 660

500

* Указанная корреспонденция счетов не предусмотрена Инструкцией N 162н, поэтому ее следует согласовать с главным распорядителем бюджетных средств (вышестоящим органом) (п. 2 Инструкции N 162н).

Порядок учета невозвратной тары будет зависеть от того, включена ли ее стоимость в стоимость питьевой воды. Если в отгрузочных документах поставщика тара не выделена отдельно, учитывать ее обособленно не нужно, так как она формирует стоимость воды. Если же невозвратная тара выделена отдельно и имеет свою стоимость, то ее можно учитывать:

- как самостоятельную учетную единицу в целях дальнейшего использования, реализации;

- в фактической стоимости приобретенной воды в случае, когда тара не подлежит повторному использованию.

Пример 6

В целях улучшения условий труда казенное учреждение за счет средств, предусмотренных бюджетной сметой, приобрело питьевую воду в пластиковой таре одноразового использования. Согласно товаросопроводительным документам поставщика стоимость воды составила 1 500 руб., тары для ее хранения - 300 руб.

Данные операции отразятся в бюджетном учете следующим образом:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Отражено формирование фактической стоимости питьевой воды

1 106 34 340

1 302 34 730

1 500

1 302 34 730

300

Погашена задолженность перед поставщиком за поставленную питьевую воду в пластиковой таре

1 302 34 830

1 304 05 340

1 800

Принята к учету питьевая вода по сформированной фактической стоимости

1 105 32 340

1 106 34 340

1 800

 

Налогообложение

Налог на доходы физических лиц. При приобретении учреждением питьевой воды для своих работников указанные лица могут получать доходы в натуральной форме, как это установлено ст. 211 НК РФ, а учреждение, приобретающее питьевую воду, может выполнять функции налогового агента, предусмотренные ст. 226 НК РФ, приняв все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой работниками.

Вместе с тем, если при потреблении сотрудниками питьевой воды, приобретенной учреждением, отсутствует возможность персонифицировать и оценить экономическую выгоду, полученную каждым сотрудником, дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, не возникает. Данные разъяснения были приведены в Письме Минфина РФ от 13.05.2011 N 03-04-06/6-107.

Налог на добавленную стоимость. Суммы НДС, предъявляемые казенному учреждению поставщиками товаров, предназначенных для обеспечения работников питьевой водой, а также исполнителями работ, услуг по монтажу и сервисному обслуживанию оборудования (установок) для подачи воды, учитываются в стоимости этих товаров, работ, услуг, поскольку последние используются при осуществлении операций, не облагаемых НДС (пп. 4.1 п. 2 ст. 146, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Налог на прибыль. Расходы, произведенные казенными учреждениями за счет лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных до них в установленном порядке, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются. При этом в целях налогообложения прибыли казенные учреждения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования, от доходов (расходов), полученных (произведенных) ими за счет приносящей доход деятельности и иных источников (пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ).

* * *

Обязанность обеспечивать сотрудников качественной питьевой водой возложена на работодателей трудовым законодательством. В статье на практических примерах рассмотрен порядок учета приобретенной питьевой воды, тары для ее хранения, оборудования (установок) для подачи воды. Также уделено внимание правомерности удержания с сотрудников НДФЛ со стоимости воды, особенностям принятия к учету "входного" НДС, учету расходов в целях налогообложения прибыли.