Учет операций по администрированию доходов бюджета

Дата публикации: 
10.05.2014

учет расходов

Казенные учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, могут выступать также и в роли администраторов доходов бюджета. В каком порядке осуществляется учет операций по администрированию доходов бюджета? Как отразить начисление и перечисление доходов в бюджет? Каким образом отражаются в учете внутриведомственные расчеты между администраторами доходов бюджета, осуществляющими отдельные полномочия по администрированию доходов? Какие заключительные операции необходимо сделать администратору доходов бюджета по завершении финансового года? Ответы на эти вопросы читайте в статье.

Казенные учреждения могут выступать в роли администраторов доходов бюджета в случаях, когда главные администраторы доходов бюджета, в ведении которых они находятся, наделяют их полномочиями администраторов доходов бюджета в установленном законодательством порядке (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).

Администраторы доходов бюджета, в соответствии с законодательством РФ, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисляют, учитывают, взыскивают и принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ (ст. 6 БК РФ). Полный перечень полномочий администраторов доходов бюджета определен п. 2 ст. 160.1 БК РФ.

Учет операций по администрированию доходов бюджета осуществляется администраторами доходов бюджета в соответствии с положениями инструкций N 162н, N 157н.

Начисление администрируемых доходов. Согласно п. 197 Инструкции N 157н для учета расчетов по доходам предназначен счет 1 205 00 000 "Расчеты по доходам". На указанном счете отражаются суммы начисленных администраторами доходов в момент возникновения требований к их плательщикам, а также поступившей от плательщиков предварительной оплаты.

Расчеты по доходам группируются на счете 1 205 00 000 в разрезе видов доходов бюджета, администрируемых учреждением в рамках выполнения полномочий администратора доходов, и (или) видов поступлений, предусмотренных утвержденной сметой учреждения, на следующих счетах бюджетного учета (п. 199 Инструкции N 157н, п. 77 Инструкции N 162н):

- 1 205 11 000 "Расчеты с плательщиками налоговых доходов";

- 1 205 21 000 "Расчеты с плательщиками доходов от собственности";

- 1 205 31 000 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг";

- 1 205 41 000 "Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия";

- 1 205 51 000 "Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы";

- 1 205 52 000 "Расчеты по поступлениям от наднациональных организаций и правительств иностранных государств";

- 1 205 53 000 "Расчеты по поступлениям от международных финансовых организаций";

- 1 205 61 000 "Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование";

- 1 205 71 000 "Расчеты по доходам от операций с основными средствами";

- 1 205 72 000 "Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами";

- 1 205 73 000 "Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами";

- 1 205 74 000 "Расчеты по доходам от операций с материальными запасами";

- 1 205 75 000 "Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами";

- 1 205 81 000 "Расчеты с плательщиками прочих доходов".

Аналитический учет расчетов по поступлениям необходимо вести в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) и (или) журнале операций расчетов с дебиторами по доходам (ф. 0504071) в разрезе видов доходов (поступлений) по плательщикам (группам плательщиков) и соответствующим им суммам расчетов (п. 200 Инструкции N 157н).

Доходы текущего финансового года учитываются на счете 1 401 10 000. Для определения финансового результата деятельности учреждения доходы группируются по видам доходов в разрезе КОСГУ (п. 299 Инструкции N 157н).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ*(3) для учета доходов установлены следующие статьи и подстатьи КОСГУ:

- 110 "Налоговые доходы";

- 120 "Доходы от собственности";

- 130 "Доходы от оказания платных услуг";

- 140 "Суммы принудительного изъятия";

- 151 "Поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ";

- 152 "Поступления от наднациональных организаций и правительств иностранных государств";

- 153 "Поступления от международных финансовых организаций";

- 160 "Страховые взносы на обязательное социальное страхование";

- 171 "Доходы от переоценки активов";

- 172 "Доходы от реализации активов";

- 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами";

- 180 "Прочие доходы".

Доходы, начисленные (полученные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, учитываются на счете 1 401 40 000 "Доходы будущих периодов" (п. 301 Инструкции N 157н, п. 123 Инструкции N 162н). К ним относятся:

- доходы, начисленные за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг, не относящиеся к доходам текущего отчетного периода;

- доходы, полученные от продукции животноводства (приплод, привес, прирост животных) и земледелия;

- доходы по месячным, квартальным, годовым абонементам;

- иные аналогичные доходы.

По кредиту указанного счета отражаются суммы доходов, относящихся к будущим отчетным периодам, а по дебету - суммы доходов, зачисленных на соответствующие счета доходов текущего финансового года при наступлении периода, к которому такие доходы относятся. При этом учет доходов будущих периодов осуществляется по видам доходов (поступлений), предусмотренных сметой учреждения, в разрезе договоров, соглашений.

В рамках формирования учетной политики казенное учреждение вправе устанавливать дополнительные требования к аналитическому учету доходов будущих периодов, в том числе исходя из отраслевых особенностей деятельности, а также требований налогового законодательства РФ о раздельном учете доходов (поступлений) учреждения (п. 301 Инструкции N 157н).

Руководствуясь положениями Инструкции N 162н, приведем корреспонденции счетов по начислению администрируемых доходов бюджета:

Содержание операции

Дебет*

Кредит*

Начислены администрируемые доходы текущего финансового года

1 205 хх 560

1 401 10 ххх

Начислены администрируемые доходы, относящиеся к будущим отчетным периодам, за выполненные и сданные заказчикам отдельные этапы работ, услуг (на основании договоров и расчетных документов)

1 205 31 560

1 401 40 130

* Здесь и далее по тексту на месте "хх" указываются соответствующие группа и код вида синтетического счета, а на месте "ххх" - соответствующая статья (подстатья) КОСГУ.

Поступление администрируемых доходов. Согласно п. 90 Инструкции N 162н поступления в бюджет учитываются на основании первичных документов, согласно которым отражены операции на лицевом счете администратора доходов, и выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета (ф. 0531761), предоставляемой учреждению органом Федерального казначейства.

Операции по поступлению в бюджет администрируемых платежей, а также расчеты с финансовым органом по средствам, поступившим в бюджет на отчетную дату, отражаются на счете 1 210 02 000 "Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет" (п. 227 Инструкции N 157н, п. 89 Инструкции N 162н).

Аналитический учет расчетов по счету 1 210 02 000 ведется с обязательным применением кодов доходов бюджетной классификации, приведенных в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ. Операции по названному счету отражаются в журнале операций с безналичными денежными средствами (ф. 0504071) (п. 228, 229, 233, 234 Инструкции N 157н).

Операции по поступлениям в бюджет администрируемых платежей отразятся следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Поступили администрируемые доходы на счет бюджета (в том числе минуя счет Федерального казначейства)

1 210 02 ххх

1 205 хх 660

Пример 1

Казенное учреждение (администратор доходов бюджета) в рамках осуществления приносящей доход деятельности выполняет строительные работы. Госконтракт с заказчиком заключен на сумму 500 тыс. руб. Денежные средства за выполненные работы перечислены заказчиком напрямую в доход бюджета, минуя счет Федерального казначейства.

В учете казенного учреждения данные операции отразятся следующими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен доход, полученный от выполнения строительных работ

1 205 31 560

1 401 10 130

500 000

Поступил доход на счет бюджета минуя счет Федерального казначейства

1 210 02 130

1 205 31 660

500 000

Операции по возврату плательщикам излишне перечисленных доходов отразятся следующими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена сумма возврата плательщикам излишне полученных доходов

1 401 10 ххх

1 205 хх 660

Перечислена сумма возврата доходов бюджета плательщикам

1 205 хх 560

1 210 02 ххх

Доходы, требующие уточнения органами Федерального казначейства, учитываются следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена сумма доходов, требующая уточнения органами Федерального казначейства (администраторами невыясненных поступлений)

1 210 02 180

1 205 81 660

Отражена сумма доходов после ее уточнения органами Федерального казначейства (администраторами невыясненных поступлений)

1 205 81 560

1 210 02 180

Перечисление администрируемых доходов в другие бюджеты бюджетной системы РФ отразится в учете следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена администратором сумма распределяемых доходов текущего отчетного периода, перечисленных органом Федерального казначейства в другие бюджеты бюджетной системы РФ

1 401 10 ххх

1 210 02 ххх

Отражено финансовым органом как администратором доходов поступление в бюджет распределенных доходов, администрирование которых осуществляется соответствующим администратором доходов иного бюджета (с указанием в первых трех разрядах номера счета кода соответствующего главного администратора доходов бюджета)

1 210 02 ххх

1 401 10 ххх

Для учета администратором доходов расчетов с органом Федерального казначейства по средствам бюджета, находящимся на отчетную дату на счете органа Федерального казначейства для их распределения по соответствующим бюджетам бюджетной системы РФ и подлежащих зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, предназначен счет 1 210 04 000 "Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет" (п. 232 Инструкции N 157н). Данные средства учитываются администратором доходов на основании предоставляемой органом Федерального казначейства справки о перечислении поступлений в бюджеты (ф. 0531468), а именно сумм, указанных в графе 25 (п. 94 Инструкции N 162н).

Обратите внимание! По завершении финансового года показатели соответствующих счетов аналитического учета счета 1 210 04 000 должны быть нулевыми (п. 94 Инструкции N 162н).

Доходы, находящиеся на отчетную дату на счете органа Федерального казначейства и подлежащие зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде, необходимо учитывать следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена сумма доходов, поступивших на счет органа Федерального казначейства в текущем отчетном периоде и подлежащих зачислению на счет бюджета в следующем отчетном периоде

1 210 04 ххх

1 210 02 ххх

Зачислена в текущем периоде в доход бюджета сумма доходов, поступивших к распределению на счет органа Федерального казначейства в предыдущем отчетном периоде

1 210 02 ххх

1 210 04 ххх

Внутриведомственные расчеты между администраторами доходов бюджета. Для учета расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, предназначен счет 1 303 05 000 "Расчеты по прочим платежам в бюджет" (п. 262 Инструкции N 157н).

Аналитический учет по указанному счету ведется в многографной карточке или карточке учета средств и расчетов в разрезе бюджетов и соответственно зачисляемых видов платежей (п. 264 Инструкции N 157н).

Бухгалтерские записи по учету расчетов между администраторами доходов бюджета, наделенными отдельными полномочиями по администрированию доходов бюджета, будут следующими:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета

1 303 05 830

1 205 хх 730

Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета

1 210 02 ххх

1 303 05 730

Отражены суммы расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленных извещениями (ф. 0504805)

1 304 04 ххх

1 303 05 830

1 303 05 730

1 304 04 ххх

Пример 2

Казенное учреждение реализовало специализированной организации металлолом. Доходы, полученные от реализации металлолома, в размере 2 000 руб. поступили напрямую в доход бюджета. Казенное учреждение наделено отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет. Полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет закреплены за органом государственной власти.

Данные операции необходимо отразить следующими проводками:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

В учете казенного учреждения (администратора доходов бюджета

по начислению и учету платежей в бюджет)

Начислен доход, полученный от реализации металлолома

1 205 74 560

1 401 10 172

2 000

Отражены администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, суммы денежных средств, поступивших в доход бюджета

1 303 05 830

1 205 74 730

2 000

Отражены суммы расчетов между администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, и администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, оформленных извещением (ф. 0504805)

1 304 04 440

1 303 05 730

2 000

В учете органа государственной власти (администратора кассовых поступлений в бюджет)

Отражены суммы расчетов между администратором доходов бюджета, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, и администратором доходов бюджета (получателем бюджетных средств), осуществляющим отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет, оформленных извещением (ф. 0504805)

1 303 05 830

1 304 04 440

2 000

Отражено поступление суммы, полученной от реализации металлолома, в доход бюджета

1 210 02 440

1 303 05 730

2 000

Операции, осуществляемые по завершении финансового года. Показатели, сформированные по счету 1 210 02 000, в конце финансового года подлежат заключению.

Согласно п. 91 Инструкции N 162н списание сумм администрируемых поступлений, зачисленных в бюджет по завершении финансового года, отразится следующей бухгалтерской записью:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списаны суммы администрируемых поступлений, зачисленных в бюджет по завершении финансового года

1 210 02 ххх

1 401 30 000