Страховой рынок России

Дата публикации: 
01.08.2014

новые правила страхования

В конце января текущего года вступил в силу Федеральный закон "Об организации страхового дела в РФ" от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ, изменивший  ситуацию на рынке страхования.

Главные цели Федерального закона N 234-ФЗ

Внесение кардинальных изменений в Закон "Об организации страхового дела в РФ" от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (далее - Закон N 4015-1), осуществленное путем принятия Федерального закона "О внесении изменений в Закон РФ "Об организации страхового дела в РФ" от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ (далее - Закон N 234-ФЗ), проведено в целях приведения его правовых норм в соответствие с изменениями законодательства страны в последнее двадцатилетие, а также в интересах учета международной практики регулирования страховой сферы и реалий отечественного рынка страхования.

Обратимся, например, к вопросу об объемах страхования. Согласно Закону N 4015-1 (до вступления в силу Закона N 234-ФЗ) в нашем праве отсутствовало, в частности, четкое разделение объектов, подлежащих страхованию в рамках личного и имущественного страхования. Из-за несовершенства законодательства в правоприменительной практике возникали проблемы по поводу страхования финансовых рисков, а также гражданской ответственности.

Именно поэтому, по мнению парламентских аналитиков, принципиально важно то, что Законом N 234-ФЗ с учетом требований времени и реалий рынка по-новому изложено содержание ст. 4 Закона N 4015-1, касающейся объектов страхования, в т.ч. раскрыто понятие объектов страхования финансовых рисков, четко разделены объекты, подлежащие страхованию в рамках личного и имущественного страхования.

Важно также, что Законом N 234-ФЗ уточнены многие понятия, нуждавшиеся в таком уточнении, а также устранены серьезные правовые лакуны, осложнявшие жизнь на рынке страхования.

На страховщиков, например, возложена обязанность по формированию ими собственного сайта в сети Интернет, на котором должна быть размещена следующая информация:

- полное наименование, адрес (место нахождения), номера телефонов, режим работы страховщика, его филиалов и представительств;

- сведения о руководителях, об акционерах (участниках, членах) страховщика;

- сведения о правоустанавливающих документах, включая сведения об основном государственном регистрационном номере, идентификационном номере налогоплательщика, о регистрационном номере в едином государственном реестре субъектов страхового дела, а также сведения о лицензии страховщика и сроке ее действия;

- перечень осуществляемых видов страхования;

- правила страхования и страховые тарифы;

- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщика и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;

- годовая консолидированная финансовая отчетность и подтверждающее ее достоверность аудиторское заключение за три предыдущих отчетных года;

- присвоенные страховщику рейтинговыми агентствами рейтинги (в случае присвоения);

- сведения о деятельности страховщика, об опыте его работы по видам страхования;

- сведения об участии в профессиональных объединениях, союзах, ассоциациях страховщиков;

- иная информация, необходимость опубликования которой предусмотрена законодательством Российской Федерации или вытекает из обычаев делового оборота.

Указанная информация подлежит размещению на сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение пяти рабочих дней со дня принятия страховщиком соответствующего решения, а в случае необходимости его регистрации или уведомления о принятом решении уполномоченных органов - со дня соответственно регистрации или уведомления.

Требования к порядку размещения страховщиком информации, о которой идет речь, устанавливаются органом страхового надзора.

В интересах рынка страхования в Законе N 234-ФЗ дано определение посреднической деятельности по страхованию и перестрахованию; определены страховые посредники (страховые агенты и страховые брокеры); установлены их права и обязанности; определены различия в осуществляемой ими деятельности; установлено, что контроль за деятельностью страховых брокеров осуществляется органом страхового надзора (а также страховщиком в части исполнения полномочий и обязанностей, предусмотренных договором между страховщиком и страховым брокером), а контроль за деятельностью страхового агента - только страховщиком (что соответствует международной практике регулирования деятельности страховых посредников).

Страховые брокеры, осуществляющие прием денежных средств от страхователей в счет оплаты договора страхования, должны обладать гарантией исполнения обязательств в форме банковской гарантии на сумму не менее 3 млн. руб. или наличия собственных средств в таком же размере, размещенных в денежные средства.

В процессе работы над текстом Закона N 234-ФЗ, по вполне понятным причинам, большое внимание было уделено вопросу вознаграждения страховых посредников. В конечном счете было установлено, что вознаграждение, выплачиваемое страховщиком страховому агенту, страховому брокеру по обязательному страхованию, предусмотренному федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, не может превышать 10% от страховой премии. Естественно, это решение парламентарии приняли с учетом позиции активных участников рынка страхования.

Весьма существенны изменения, внесенные в ст. 10 Закона N 4015-1 ("Страховая сумма, страховая выплата, франшиза").

В частности, отныне страховщики не вправе отказать в страховой выплате по основаниям, не предусмотренным федеральным законом или договором страхования.

Что касается размера инвестиционного дохода, подлежащего распределению между договорами страхования жизни, предусматривающими участие страхователей или иных лиц, в пользу которых заключен договор страхования жизни, в инвестиционном доходе страховщика, то он определяется страховщиком. Порядок расчета указанного дохода и методика его распределения между договорами страхования жизни устанавливаются объединением страховщиков. Страхователь или иное лицо, в пользу которого заключен договор страхования жизни, вправе обратиться к страховщику за разъяснением порядка расчета причитающегося ему инвестиционного дохода.

В ст. 10 внесено дополнение, устанавливающее, что франшиза - часть убытков, которая определена федеральным законом и (или) договором страхования, не подлежит возмещению страховщиком страхователю или иному лицу, интерес которого застрахован в соответствии с условиями договора страхования, и устанавливается в виде определенного процента от страховой суммы или в фиксированном размере.

В соответствии с условиями страхования франшиза может быть условной (страховщик освобождается от возмещения убытка, если его размер не превышает размер франшизы, однако возмещает его полностью в случае, если размер убытка превышает размера франшизы) и безусловной (размер страховой выплаты определяется как разница между размером убытка и размером франшизы). Кроме того, договором страхования могут быть предусмотрены иные виды франшизы.

Законом N 234-ФЗ, как и следовало ожидать, уточнены статус, полномочия и организация деятельности страховых организаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющих долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале.

Принципиально важно то обстоятельство, что, согласно новой редакции ст. 6 Закона N 4015-1, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета федеральным органам исполнительной власти (страхователям), а также страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. А страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 51%, к тому же не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 50%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) или имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.

Говоря о кардинальных изменениях, внесенных в законодательство о страховании, следует отметить, что Законом N 234-ФЗ решены следующие проблемы правового характера: уточнено понятие "сострахование"; определены объекты перестрахования, формы и виды перестрахования, введены меры регулирования деятельности перестраховщиков-нерезидентов; с учетом требований рынка и времени прописаны условия финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков; расширено определение страхового пула, зафиксирована специфика его деятельности, уточнены условия участия в нем страховщиков, предусмотрена возможность участия в деятельности пула перестраховщиков разных государств.

Установлен порядок передачи страхового портфеля

По инициативе Правительства РФ в Закон N 4015-1 введена новая ст. 26.1 "Передача страхового портфеля", для чего были весьма важные основания. Прежде всего следовало установить основания и порядок передачи страхового портфеля, его состав, определить обязанности страховщика, передающего страховой портфель, и страховщика, принимающего страховой портфель.

Согласно ст. 26.1, страховщик (за исключением общества взаимного страхования) может передать, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан передать обязательства по договорам страхования (страховой портфель) одному страховщику или нескольким страховщикам (за исключением общества взаимного страхования), удовлетворяющим требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств и имеющим лицензии на осуществление видов страхования, по которым передается страховой портфель (замена страховщика).

В соответствии с законом в состав передаваемого страхового портфеля включаются обязательства по договорам страхования, соответствующие сформированным страховым резервам, а также активы, принимаемые для покрытия сформированных страховых резервов.

Учитывая реалии рынка, законодатели весьма обстоятельно прописали в ст. 26.1 основания для передачи страховщиком страхового портфеля. В частности, таким основанием может быть отзыв у страховщика лицензии органом страхового надзора либо нарушение страховщиком установленных требований финансовой устойчивости и платежеспособности, приведшее к ухудшению его финансового состояния, если передача страхового портфеля предусмотрена планом восстановления платежеспособности страховщика.

Основаниями для отзыва лицензии могут стать принятие страховщиком решения о реорганизации или ликвидации, о добровольном отказе от осуществления страховой деятельности или отдельных видов страхования, а также исключение страховщика из объединения страховщиков в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, либо иные предусмотренные федеральными законами основания.

В новую статью закона вошло также несколько важных положений, по сути, продиктованных правоприменительной практикой.

В частности, страховщик передает портфель, сформированный на дату принятия решения о такой передаче, включая обязательства по договорам, действующим на дату принятия решения о передаче, и договорам, срок действия которых истек на дату принятия решения о передаче, но обязательства по которым страховщиком не исполнены в полном объеме, вместе с правами требования уплаты страховых премий (страховых взносов) по указанным договорам страхования. Обязательства по одному договору страхования могут быть переданы только одному страховщику.

Стоимость активов, передаваемых в составе страхового портфеля, может быть равна сформированным страховым резервам либо быть больше сформированных страховых резервов (передача страхового портфеля с надбавкой) или меньше сформированных страховых резервов (передача страхового портфеля с дисконтом).

Передача страхового портфеля с надбавкой не допускается, если размер надбавки (сумма превышения стоимости передаваемых активов над сформированными страховыми резервами) превышает разность между стоимостью чистых активов и уставным капиталом страховщика, передающего страховой портфель.

Передача страхового портфеля с дисконтом не допускается, если стоимость активов, передаваемых в составе страхового портфеля, составляет менее половины передаваемых страховых резервов (за исключением случаев несостоятельности (банкротства) страховщика, передающего страховой портфель, и иных предусмотренных федеральными законами случаев).

В случае недостаточности активов, передаваемых в составе страхового портфеля, недостающая часть активов может быть компенсирована объединением страховщиков на условиях, предусмотренных федеральными законами.

Весьма важно и то, что передача страхового портфеля осуществляется на основании соответствующего договора, заключенного между передающим и принимающим портфель, а также акта приема-передачи страхового портфеля. Требования к содержанию указанных договора и акта приема-передачи устанавливаются органом страхового надзора.

В соответствии с новой статьей закона передающий страховой портфель размещает уведомление о намерении передать портфель на своем сайте в сети Интернет, опубликовывает это уведомление в печатном издании, определенном органом страхового надзора, и двух периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 тыс. экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности страховщика. Уведомление о намерении передать страховой портфель также подлежит направлению в орган страхового надзора для размещения на его официальном сайте в сети Интернет.

Уведомление о намерении передать страховой портфель должно содержать сведения о причинах и порядке передачи портфеля, о фирменном наименовании и месте нахождения страховщика, принимающего портфель, а также информацию о деятельности страховщика, принимающего страховой портфель, и его финансовом положении, представленную страховщиком, принимающим страховой портфель.

Кроме того, уведомление должно содержать просьбу к клиентам о выражении в письменной форме согласия на замену страховщика или отказе от этой замены с указанием срока представления такого согласия или отказа, разъяснение права на отказ от замены страховщика и последствий такого отказа.

Отказ от замены страховщика влечет за собой досрочное прекращение договора страхования и возврат страхователю части страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, или выплату выкупной суммы по договору страхования жизни.

В случае, если по истечении 45 дней с даты размещения страховщиком, передающим страховой портфель, уведомления о намерении передать портфель от страхователя не получен в письменной форме отказ от замены страховщика, договор страхования подлежит передаче в составе страхового портфеля.

В интересах поддержания стабильности и правового порядка на рынке страхования законодатели посчитали разумным прописать основные действия лиц, участвующих в процессе передачи страхового портфеля. Согласно закону передающий портфель выполняет следующие обязательные для него действия:

- составляет перечень договоров страхования, обязательства по которым передаются другому страховщику;

- содействует в проведении проверки соответствия договоров страхования, обязательства по которым передаются другому страховщику или другим страховщикам, законодательству Российской Федерации;

- определяет размер страховых резервов по договорам страхования, обязательства по которым передаются одному или нескольким страховщикам;

- определяет виды и стоимость активов, подлежащих передаче в составе страхового портфеля;

- осуществляет урегулирование отношений со страхователями, застрахованными лицами, выгодоприобретателями по заявленным страховым случаям, поданным заявлениям о расторжении договоров страхования и отказам от замены страховщика, поступившим до даты передачи страхового портфеля, согласованной сторонами договора о передаче страхового портфеля;

- уведомляет перестраховщиков о предстоящей передаче портфеля;

- осуществляет иные вытекающие из договора о передаче страхового портфеля действия.

В свою очередь страховщик, принимающий страховой портфель, организует проверку соответствия принимаемых им договоров страхования законодательству Российской Федерации, предоставляет передающему портфель информацию о своей деятельности и своем финансовом положении, сообщает перестраховщикам о замене перестрахователя в договорах перестрахования, заключенных передающим портфель, и принятии на себя обязанности по исполнению договоров страхования, включенных в переданный ему портфель, а также осуществляет иные вытекающие из договора о передаче страхового портфеля действия.

В случае если правила страхования принимающего портфель не соответствуют правилам страхования передающего портфель, принявший портфель исполняет обязательства по договорам страхования, включенным в портфель, согласно условиям, на которых они были заключены, и направляет соответствующее уведомление об этом в орган страхового надзора.

Принявший страховой портфель вправе согласовать изменение условий договоров страхования со страхователями в их пользу, а также в пользу выгодоприобретателей и застрахованных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

После подписания акта приема-передачи страхового портфеля сообщение о завершении передачи портфеля с указанием информации о страховщике, принявшем портфель, и дате начала исполнения им обязательств по договорам страхования, включенным в переданный портфель, должно быть размещено в течение трех рабочих дней на сайте страховщика, передавшего портфель, и на сайте страховщика, принявшего портфель, в сети Интернет. Кроме того, данное сообщение должно быть опубликовано в течение 15 рабочих дней страховщиком, принявшим портфель, в печатном издании, определенном органом страхового надзора, и двух периодических печатных изданиях, тираж каждого из которых составляет не менее 10 000 экземпляров и которые распространяются на территории осуществления деятельности указанного страховщика.

Установленный ст. 26.1 порядок передачи страхового портфеля применяется также в случаях передачи перестраховочного портфеля.

В закон введены нормы, регулирующие учет и хранение ценных бумаг

Весьма актуальна для рынка и новая ст. 26.2 ("Учет и хранение ценных бумаг, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала) страховщика. Контроль за активами страховщика"), внесенная в текст Закона N 4015-1. Этой статьей предусмотрено, что указанные бумаги должны учитываться и храниться в специализированном депозитарии. В статье устанавливаются порядок заключения и прекращения договора страховщика с депозитарием, права и обязанности депозитария.

Согласно ст. 26.2 депозитарием страховщика может быть юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Специализированный депозитарий должен осуществлять обособленный учет ценных бумаг, принимаемых для покрытия страховых резервов, и собственных средств (капитала) страховщика путем открытия и ведения отдельных счетов депо.

Если говорить конкретно, то к обязанностям специализированного депозитария относятся следующие:

- осуществлять ежедневный контроль за соответствием состава и структуры активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, и собственных средств (капитала) страховщика требованиям действующего законодательства и нормативных актов органа страхового надзора;

- осуществлять учет и хранение ценных бумаг страховщика, документов, подтверждающих право собственности на имущество, принимаемое для покрытия страховых резервов, и собственных средств (капитала) страховщика, а также информации о соответствующих активах в порядке, установленном органом страхового надзора;

- осуществлять контроль за определением стоимости активов, перечень которых установлен органом страхового надзора;

- регистрировать в органе страхового надзора в установленном им порядке регламент по осуществлению контроля за составом и структурой соответствующих активов и все вносимые в регламент изменения. Указанный регламент должен содержать правила осуществления контроля за составом и структурой активов, формы применяемых документов и порядок документооборота при осуществлении такого контроля;

- уведомлять орган страхового надзора, страховщика и управляющие компании, привлекаемые страховщиком, о выявленных нарушениях требований закона и нормативных актов органа страхового надзора не позднее трех рабочих дней;

- представлять в орган страхового надзора и страховщику отчетность в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора;

- обеспечивать передачу своих прав и обязанностей в отношении соответствующих активов другому специализированному депозитарию в случае прекращения или досрочного расторжения договора со страховщиком;

- не совмещать свою деятельность специализированного депозитария с другими видами лицензируемой деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности кредитной организации в случаях, предусмотренных законом;

- принимать меры по предотвращению реализации конфликта интересов в своей деятельности в случае своей аффилированности со страховщиком, которому он оказывает услуги;

- не иметь в составе акционеров (участников) организации, зарегистрированные в государствах или на территориях, где не предусматриваются раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций;

- представлять в ревизионную комиссию страховщика документы, необходимые для ее деятельности;

- раскрывать информацию о структуре и составе своих акционеров (участников) в порядке и в сроки, которые установлены органом страхового надзора;

- использовать при взаимодействии со страховщиком, с управляющими компаниями, органом страхового надзора документы в электронной форме, подписанные электронной подписью;

- соблюдать иные требования, предусмотренные законом и нормативными актами органа страхового надзора.

Оказание услуг по хранению и учету ценных бумаг, в которые размещены средства страховых резервов и собственные средства (капитал) страховщика, а также ежедневный контроль за активами страховщика осуществляются специализированным депозитарием на основании заключенного им со страховщиком и с управляющей компанией (в случае ее привлечения страховщиком) договора в соответствии с требованиями и порядком, которые установлены органом страхового надзора.

В каждый момент времени услуги специализированного депозитария могут оказываться страховщику только одним юридическим лицом, имеющим соответствующие лицензии.

Специализированный депозитарий несет ответственность перед страховщиком за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае причинения ущерба застрахованным лицам в результате неисполнения предусмотренных обязанностей по контролю за соблюдением страховщиком и (или) управляющей компанией страховщика требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств (капитала), специализированный депозитарий несет солидарную ответственность со страховщиком и (или) с управляющей компанией страховщика.

Информация о заключении договора об оказании услуг специализированного депозитария, о прекращении действия такого договора, а также о внесенных в него изменениях представляется страховщиком в орган страхового надзора в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня заключения договора, прекращения его действия или внесения в него изменений.

Договор об оказании услуг специализированного депозитария может быть прекращен как по соглашению сторон, так и в случаях отзыва лицензии у страховщика, аннулирования лицензии у специализированного депозитария, ликвидации специализированного депозитария, отказа одной из сторон от договора.

Сведения о прекращении договора об оказании услуг специализированного депозитария незамедлительно представляются страховщиком в орган страхового надзора с указанием причин прекращения договора.

В случае прекращения договора об оказании услуг специализированного депозитария последний обязан передать другому специализированному депозитарию, определенному страховщиком, все ценные бумаги и документы, предусмотренные законом. Кроме того, он должен передать также перечень нарушений, выявленных им и не устраненных страховщиком и (или) управляющей компанией страховщика.

Специализированные депозитарии не вправе осуществлять функции расчетного депозитария на рынке ценных бумаг.

Если специализированный депозитарий является кредитной организацией, он обязан соблюдать требования к условиям совмещения деятельности кредитной организации и деятельности специализированного депозитария, установленные органом страхового надзора.

Новации закона о внутреннем контроле и внутреннем аудите

Важное значение для рынка страхования имеет то обстоятельство, что Закон N 4015-1 дополнен новыми статьями, посвященными внутреннему контролю и внутреннему аудиту.

В ст. 28.1 ("Внутренний контроль") записано, что страховщик обязан организовать систему внутреннего контроля, обеспечивающую достижение, во-первых, эффективности и результативности (в т.ч. безубыточности) финансово-хозяйственной деятельности при совершении страховых и иных операций; во-вторых, эффективности управления активами, включая обеспечение их сохранности, собственными средствами (капиталом), страховыми резервами и иными обязательствами страховщика; в-третьих, эффективности управления рисками страховщика; в-четвертых, достоверности, полноты бухгалтерской (финансовой) отчетности, статистической отчетности, отчетности в порядке надзора и своевременности представления такой отчетности; в-пятых, соблюдения работниками страховщика этических норм, принципов профессионализма и компетентности и, наконец, в-шестых, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Внутренний контроль осуществляют следующие субъекты: органы управления страховщика; ревизионная комиссия (ревизор) страховщика; главный бухгалтер страховщика (его заместители); внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) страховщика; актуарий; специальное должностное лицо, структурное подразделение, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ по его осуществлению, разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также другие работники и структурные подразделения страховщика в соответствии с полномочиями, определенными внутренними организационно-распорядительными документами страховщика.

Согласно ст. 28.2 ("Внутренний аудит") в целях обеспечения надлежащего уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности страховщика законодательству Российской Федерации, правилам и стандартам объединений страховщиков, положениям своих внутренних организационно-распорядительных документов страховщик организует внутренний аудит, для чего назначает должностное лицо (внутреннего аудитора) или создает соответствующее структурное подразделение (службу внутреннего аудита).

В интересах эффективной организации внутреннего аудита страховщик утверждает положение об организации и осуществлении внутреннего аудита, в котором должны быть четко указаны цели, задачи и объекты внутреннего аудита, формы и методы работы службы, порядок ее действий в случае выявления нарушений и недостатков в деятельности страховщика, а также состав отчетности о результатах проведенных проверок, формы и порядок ее представления, порядок осуществления контроля за принятием мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

Кроме того, в положении должны быть определены порядок информирования акционеров (участников) страховой организации, членов общества взаимного страхования обо всех нарушениях, допускаемых органами управления страховщика, полномочия, права и обязанности внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита, форма и порядок осуществления оценки рисков и оценки эффективности управления рисками, порядок осуществления оценки целесообразности и эффективности совершаемых операций, сделок, форма и порядок осуществления проверки обеспечения сохранности активов, форма и порядок участия в проведении анализа финансового состояния страховщика.

Положение о внутреннем аудите утверждается советом директоров (наблюдательным советом) страховой организации или при его отсутствии общим собранием акционеров (участников) страховой организации, общим собранием членов общества взаимного страхования.

Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации, правления общества взаимного страхования. Эти лица подчинены и подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) страховой организации, общему собранию членов общества взаимного страхования. При отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) страховой организации лица, о которых идет речь, назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения общего собрания акционеров (участников) страховой организации, подчинены и подотчетны общему собранию акционеров (участников) страховой организации.

Лицам, назначенным на должность внутреннего аудитора, руководителя службы внутреннего аудита, совмещение должностей не разрешается.

Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита могут быть включены в состав ревизионной комиссии страховщика.

Внутренний аудитор, руководитель и работники службы внутреннего аудита, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях страховщика, могут участвовать в проверке деятельности этих структурных подразделений по истечении 12 месяцев со дня окончания работы в этих структурных подразделениях.

Закон наделил внутреннего аудитора и службу внутреннего аудита весьма серьезными возможностями для обеспечения прозрачности в деятельности страховых организаций и дальнейшей активизации страхового дела. Отныне они осуществляют следующие полномочия:

- проверяют и обеспечивают эффективность функционирования системы внутреннего контроля страховщика;

- проверяют соответствие деятельности страховщика законодательству Российской Федерации, правилам и стандартам объединений страховщиков, учредительным документам и внутренним организационно-распорядительным документам страховщика;

- проверяют соблюдение страховщиком правил внутреннего контроля и реализации программ по его осуществлению, разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- проверяют достоверность, полноту, объективность отчетности или иной запрашиваемой информации и своевременность ее представления структурными подразделениями страховщика (в т.ч. обособленными подразделениями) в органы управления страховщика и акционерам (участникам) страховщика;

- осуществляют анализ причин, выявленных по результатам проверок нарушений и недостатков в деятельности страховщика;

- дают рекомендации по предупреждению нарушений и недостатков, аналогичных выявленным по результатам проверок нарушениям и недостаткам в деятельности страховщика;

- осуществляют оценку рисков и эффективности управления рисками;

- осуществляют оценку целесообразности и эффективности совершаемых операций, сделок;

- осуществляют проверку обеспечения сохранности активов;

- принимают участие в проведении анализа финансового состояния страховщика и разработке перечня мер по предупреждению банкротства;

- согласовывают отчеты, в т.ч. промежуточные, о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности страховщика;

- осуществляют проверку достоверности, полноты, объективности представляемых в орган страхового надзора, федеральные органы исполнительной власти отчетности, информации, включая план восстановления платежеспособности страховщика, и отчетов, в т.ч. промежуточных, о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности страховщика, и контроль за своевременностью такого представления.

Вполне понятно, что в соответствии с этим прописаны в законе также права внутреннего аудитора и службы внутреннего аудита. Согласно закону, они имеют право осуществлять проверки по всем направлениям деятельности страховщика, получать от руководителей и работников структурных подразделений документы, материалы и информацию, необходимые для осуществления своих полномочий, а также доступ ко всем документам, материалам и информации, в т.ч. информационным компьютерным файлам, без права внесения в них изменений.

Что касается обязанностей внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита, то они должны обеспечивать сохранность и возврат полученных от структурных подразделений документов, материалов и информации, соблюдать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих полномочий, информировать о всех случаях нарушений и недостатков исполнительные органы страховщика, осуществлять контроль за принятием мер по устранению выявленных нарушений и недостатков в деятельности страховщика.

По результатам проведенных проверок внутренний аудитор, служба внутреннего аудита составляют квартальные отчеты, представляемые в органы управления страховщика, и годовые отчеты, которые предоставляются на ежегодном общем собрании акционерам (участникам) страховой организации, членам общества взаимного страхования. Наряду с информацией о выявленных по результатам проверок нарушениях и недостатках в деятельности страховщика и об их последствиях указанные отчеты должны содержать информацию о ходе устранения ранее выявленных нарушений и недостатков.

В случае выявления по результатам проверок нарушений в виде принятия органами управления страховой организации решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания акционеров (участников) страховой организации, внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита уведомляют в письменной форме акционеров (участников) страховой организации, имеющих более одного процента акций (долей участия в уставном капитале страховой организации), не позднее чем в течение 15 дней с момента выявления таких нарушений.

По запросу органа страхового надзора страховщик обязан представлять отчеты внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита в сроки, установленные этим запросом.

В заключительной статье закона установлено, что, за исключением отдельных положений, он вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования (закон был опубликован в "Российской газете" 26 июля 2013 г.).