Штрафы в сфере закупок

Дата публикации: 
27.06.2014

закупки

Как не попасть под штрафы за закупки?

Более двух лет исполнители Федерального закона от 18.07.2011 N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-Ф3) не наказывались рублем за те или иные нарушения, но сейчас ситуация изменилась. С 16 мая 2014 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, устанавливающие штрафы в сфере закупок. За что теперь могут быть оштрафованы организации? На какие моменты закупочной деятельности следует обратить внимание, чтобы избежать возможных нарушений?

О готовящихся штрафах за нарушения в сфере закупок мы уже писали на страницах журнала, однако поправки в КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 N 122-ФЗ, несколько отличаются от того, что было заявлено в законопроекте. Меры административной ответственности в целом смягчились - размеры штрафов в ряде случаев стали ниже, чем предполагалось ранее, и в этом заключается первая хорошая новость для автономных учреждений. Вторая новость такова: оснований, по которым предусмотрены наказания за неисполнение требований Закона N 223-ФЗ, намного меньше, чем оснований для санкций в рамках законодательства о контрактной системе.

Впрочем, все это не снимает с заказчиков обязанности надлежащим образом организовывать закупки: важно, чтобы данная деятельность велась строго в рамках законодательства. Проанализируем те действия автономных учреждений, которые помогут избежать нарушений и последующих штрафов.

Информационная открытость закупки

Обеспечение информационной открытости закупочного процесса является одним из четырех основополагающих принципов, на которых базируется идеология Закона N 223-ФЗ. И введение санкций за несоблюдение этого принципа, по логике законодателя, должно повысить степень ответственности заказчиков.

Установленные штрафы касаются двух групп административных нарушений: несоблюдение сроков размещения в единой информационной системе (в настоящее время - на сайте zakupki.gov.ru) информации о закупке и неразмещение такой информации.

В первую группу входят все случаи, когда автономное учреждение с опозданием публикует те или иные сведения, предусмотренные Законом N 223-ФЗ: план закупки, документацию о конкретной закупке, отчетность по заключенным договорам. Данное требование относится и к изменениям, вносимым в тот или иной документ, а также в положение о закупке.

За нарушение сроков размещения информации установлены следующие штрафы: для должностных лиц - до 5 000 руб., для юридических лиц - до 30 000 руб. В то же время за опубликование с опозданием изменений в положении о закупке предусмотрены несколько иные суммы: 5 000-10 000 руб. (для должностных лиц) и 10 000-30 000 руб. (для юрлиц).

Вторая группа нарушений охватывает случаи неразмещения информации на сайте zakupki.gov.ru (в том числе неопубликование изменений в положении о закупке). За это заказчикам грозят еще более значительные штрафы: от 30 000 до 50 000 руб. для должностных лиц, от 100 000 до 300 000 руб. для юрлиц. Об этом сказано в ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Установленные суммы отличаются от тех, которые указывались в законопроекте. Как и предполагалось ранее, максимальные штрафы предусмотрены за неразмещение информации, однако их "потолок" понижен - с 500 000 руб. (в законопроекте) до 300 000 руб. Уменьшены и суммы за нарушение сроков опубликования сведений: например, ответственность за это должностных лиц ограничена 5 000 руб. (вместо планируемых 15 000 руб.).

Кроме того, поправки в КоАП РФ в части несоблюдения принципа информационной открытости содержат диапазон сумм, в рамках которого контролирующий орган будет определять конкретный размер штрафа в той или иной ситуации (видимо, с учетом степени значительности нарушения). А вот зависимость размера штрафа от срока, на который заказчик опоздал с размещением информации ("не более чем на два рабочих дня", "более чем на два рабочих дня" и т.п.), в окончательный вариант поправок не вошла.

Статья 7.32.3 КоАП РФ не содержит и отдельной нормы об ответственности за неразмещение на сайте zakupki.gov.ru положения о закупке, хотя такое основание для санкций было прописано в законопроекте. Но это не означает, что ответственности за подобное нарушение не предусмотрено вообще. Во-первых, данный проступок подпадает под общую норму о неразмещении информации (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ). Во-вторых, согласно ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ при неопубликовании указанного положения заказчик обязан руководствоваться Законом N 44-ФЗ*(2) (в части определения поставщика, подрядчика или исполнителя), а за неисполнение этой нормы предусмотрена другая мера ответственности. В силу ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ штрафы за осуществление закупки в ином порядке, чем предписано законодательством, составят 20 000-30 000 руб. для должностных лиц, 50 000-100 000 руб. для юрлиц.

Чтобы автономные учреждения могли лучше сориентироваться в сроках, которые необходимо соблюдать при опубликовании перечисленных сведений, и ответственности за их нарушение, обобщим сказанное в виде таблицы.

Вид информации

Срок опубликования

Штраф за нарушение сроков размещения

Для должностных лиц

Для юридических лиц

Изменения в положении о закупке

В течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ)

От 5 000 до 10 000 руб. (ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ)

От 10 000 до 30 000 руб. (ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ)

План закупки, его изменения

В течение 10 календарных дней с даты утверждения (п. 14 Положения*, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908)

От 2 000 до 5 000 руб. (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ)

От 10 000 до 30 000 руб. (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ)

Извещение о проведении конкурса или аукциона

Не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ)

От 2 000 до 5 000 руб. (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ)

От 10 000 до 30 000 руб. (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ)

Изменения в извещении, документации о закупке, разъяснения положений такой документации, а также протоколы, составляемые в ходе закупки

Не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении изменений, предоставления разъяснений, подписания протоколов (ч. 11, 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ)

 

 

Отчетность по заключенным договорам

Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ)

 

 

Изменения договора (с указанием измененных условий)

Не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ)

 

 

* "Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке".

Обратите внимание, что размещать документы, касающиеся закупочного процесса, следует именно в единой информационной системе (на сайте zakupki.gov.ru), а не на сайте заказчика или электронной торговой площадке, на которой проводится закупка. Иначе даже при соблюдении всех сроков это будет нарушением законодательства (см., например, Решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.04.2013 по делу N А53-3211/13).

Действия заказчика при закупке

Следующий блок административных нарушений касается действий (бездействия) заказчика и его должностных лиц непосредственно при осуществлении закупки. Большинство введенных санкций призваны обратить внимание заказчиков на соблюдение другого основополагающего принципа, установленного Законом N 223-ФЗ, - равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Содержание документации

Прежде всего, на предотвращение необоснованных ограничений направлены нормы ч. 7, 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Они касаются несоблюдения предусмотренных законодательством требований к содержанию извещений и документации о закупке, а также предъявления требований к участникам закупок, закупаемым товарам и (или) условиям договора либо оценки заявок на участие по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. За это теперь будут штрафовать в следующих размерах: от 2 000 до 3 000 руб. (для должностных лиц), от 5 000 до 10 000 руб. (для юридических лиц).

Кстати, по информации Федеральной антимонопольной службы, опубликованной на официальном сайте ведомства, почти половина нарушений норм Закона N 223-ФЗ, выявленных в 2013 году, как раз связана с предъявлением к участникам требований о предоставлении документов, не предусмотренных документацией о закупке. Нередки и нарушения в части содержания закупочной документации. Например, антимонопольными органами заказчик, не определивший в документации порядок оценки и сопоставления заявок или не указавший в извещении о закупке сведения о начальной (максимальной) цене договора, признавался нарушившим положения Закона N 223-ФЗ. Суды же поддерживали решения антимонопольных органов (постановления ФАС ЦО от 30.07.2013 по делу N А64-6257/2012 и ФАС СЗО от 08.11.2013 по делу N А56-8232/2013 соответственно).

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, автономным учреждениям следует внимательнее отнестись к требованиям, прописанным в ч. 9 и 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, - здесь перечислены основные сведения, которые необходимо отразить в извещении и документации о закупке. Последующие закупочные процедуры нужно проводить в строгом соответствии с этой документацией.

Отметим, что в отдельных случаях (например, при закупке у единственного поставщика) часть сведений, перечисленных в названных нормах, указать невозможно. Так, организация закупки у единственного поставщика не предполагает определения порядка, места, даты начала и окончания срока подачи заявок, критериев и порядка оценки и сопоставления этих заявок. Поэтому, как уточнила ФАС в разд. 9 Письма от 24.12.2012 N ИА/44025/12, эти и некоторые другие сведения заказчик не должен вносить в извещение и документацию о закупке. В них необходимо указать на отсутствие соответствующей информации.

Закупка в электронной форме

За уход от электронной формы закупки, если такая форма установлена законодательством, тоже предусмотрен штраф, ведь игнорирование электронной закупки создаст препятствия потенциальным участникам, находящимся в отдаленности от заказчика, а значит, опять-таки нарушит принцип равноправия и отсутствия необоснованных ограничений. Согласно ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ за данное нарушение должностное лицо заказчика может лишиться суммы в размере от 10 000 до 30 000 руб., а сам заказчик - суммы от 100 000 до 300 000 руб. За повторные проступки должностному лицу грозит уже более высокий штраф (40 000 - 50 000 руб.) или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 7.32.3).

Как известно, Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. В него, например, вошли транспортные средства, медицинская аппаратура, канцелярские принадлежности, услуги по уборке зданий, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, офисной оргтехники. И если стоимость закупки перечисленных товаров и услуг превышает 100 000 руб. (то есть информация о них подлежит размещению на сайте zakupki.gov.ru), потребность в них нельзя определить как срочную либо если эти товары не отнесены в положении о закупке к приобретениям у единственного поставщика, у автономного учреждения нет оснований для ухода от электронной формы.

Информация о недобросовестных поставщиках

Хотя обязанность информировать антимонопольный орган о недобросовестных участниках закупки и поставщиках возникла у заказчиков еще в конце 2012 года (со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211*(3)), ответственность за ее неисполнение была определена только сейчас. Согласно ст. 19.7.2-1 КоАП РФ непредставление, несвоевременное направление или представление заведомо недостоверных сведений в реестр недобросовестных поставщиков может обернуться для заказчиков штрафом в размере от 10 000 до 15 000 руб. (для должностных лиц), от 30 000 до 50 000 руб. (для юрлиц).

При каких же обстоятельствах и в какие сроки автономные учреждения должны информировать антимонопольный орган? Недобросовестность партнера можно констатировать в следующих ситуациях:

1) участник закупки уклонился от заключения договора, в том числе не предоставил заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или обеспечение исполнения договора (при наличии такого требования);

2) по решению суда договор с поставщиком расторгнут в связи с существенным нарушением им условий.

Примечание. Отвечать за тот или иной проступок в сфере закупок, вероятно, будет то должностное лицо, которое приняло соответствующее решение или совершило конкретное действие (бездействие).

В соответствии с положениями Постановления N 1211 заказчик должен направить сведения об уклонившемся участнике и проведенной закупке не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке. Сведения о недобросовестном поставщике передаются не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора. Полный перечень сведений, включаемых в реестр, и копий документов, которые необходимо представить в антимонопольный орган, приведен в Постановлении N 1211.

Неисполнение предписания

Самые внушительные штрафы (до 50 000 руб. для должностных лиц и до 500 000 руб. для юрлиц) предусмотрены за неисполнение законного предписания контролирующего органа (ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ). Эти санкции касаются тех заказчиков, которые нарушили какие-либо нормы Закона N 223-ФЗ, но не устранили их в срок, установленный антимонопольным органом.

Предписания антимонопольной службы, в частности, могут содержать требование устранить нарушения порядка организации, проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки, отменить протоколы, составленные в ходе закупки, внести изменения в извещение или документацию о закупке либо аннулировать закупку. Об этом говорится в п. 21 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденного Приказом ФАС РФ от 18.01.2013 N 17/13.

Кто и в какие сроки несет ответственность?

Под юридическим лицом, на которое в случае нарушения требований Закона N 223-ФЗ может быть наложен штраф, подразумевается само автономное учреждение. Но кто именно является должностным лицом, несущим соответствующую административную ответственность?

В силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ должностными являются лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в том числе в государственных и муниципальных организациях. То есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей в сфере закупок к ответственности привлекаются руководители АУ. Кроме того, круг должностных лиц, на которых может быть наложен штраф за несоблюдение требований Закона N 223-ФЗ, теперь расширен. В указанном примечании названы еще и лица, осуществляющие функции по организации и проведению закупок, в том числе члены комиссии по закупкам, совершившие административные нарушения.

С учетом сказанного можно предположить, что отвечать за тот или иной проступок будет то должностное лицо, которое приняло соответствующее решение (совершило конкретное действие). Например, за неопубликование плана закупки, скорее всего, будет отвечать руководитель, утверждающий этот план, а за размещение с опозданием отчетности по заключенным договорам - сотрудник, в обязанности которого входит предоставление информации о закупках на сайт zakupki.gov.ru. При обнаружении нарушений в процедуре оценки заявок участников, вероятно, ответственность ляжет на председателя закупочной комиссии.

Что касается сроков, в которые можно привлечь к ответственности, здесь применяется общее правило. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения такого нарушения (если дело об административном нарушении рассматривает судья - по истечении трех месяцев). Теперь эта норма распространяется и на нарушения требований Закона N 223-ФЗ.

Заключение

Сегодня заказчики впервые столкнулись с угрозой штрафов в сфере закупок, однако система наказаний, предусмотренных за несоблюдение требований Закона N 223-ФЗ, намного мягче, нежели меры в рамках Закона N 44-ФЗ. В одном случае заказчики могут быть привлечены к административной ответственности по 10 основаниям, в другом - таких оснований более 30.

В целом же исполнителям Закона N 223-ФЗ необходимо следить за недопущением нарушений в двух плоскостях: своевременно обеспечивать информационную открытость закупочной деятельности и четко соблюдать все процедурные моменты, прописанные в закупочной документации.