Проверка бюджетной сметы

Дата публикации: 
15.06.2014

бюджетная смета

Согласно нормам ст. 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. На основании сметы осуществляется финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения (п. 2 ст. 161 БК РФ). Проверка порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенными учреждениями часто является одной из целей проведения контрольно-ревизионных мероприятий. О том, на что обращают внимание проверяющие при проверке бюджетной сметы, мы поговорим в этой статье.

При проверке правильности составления и утверждения смет проверяющие руководствуются требованиями ст. 162 и 221 БК РФ, ст. 298 ГК РФ, указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина на проверяемый период, Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений" (далее - Требования N 112н), Инструкцией N 157нведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок составления бюджетных смет.

При проверке правильности составления бюджетной сметы казенного учреждения работникам контрольно-ревизионных органов следует установить, выполняются ли требования вышеназванных нормативных правовых актов в части:

- соответствия выделяемых средств целям и задачам, стоящим перед бюджетным учреждением;

- обоснованности расчетов к бюджетной смете и утверждения сметы в установленном порядке;

- правомерности внесения изменений в бюджетную смету (на основании какого документа, когда и кем утверждены).

Также ревизоры в ходе контроля:

- проверяют соблюдение сметных назначений в целом и в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов;

- изучают состав и структуру расходов, отраженных в бюджетной смете;

- оценивают причины отклонения фактических расходов от предусмотренных в бюджетной смете;

- оценивают эффективность расходов, совершаемых казенным учреждением;

- формируют обоснованные предложения о мероприятиях, направленных на повышение эффективности управления бюджетными средствами.

Какие документы запрашиваются проверяющими про проверке бюджетной сметы?

В ходе контрольных мероприятий, предметом которых является проверка правильности составления и исполнения бюджетной сметы казенным учреждением, проверяющие запрашивают:

- бюджетную смету;

- отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);

- баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);

- акты ревизий и проверок, проводившихся ранее;

- сведения бухгалтерского учета, отражающие кассовые и фактические расходы учреждения;

- выписку с лицевого счета учреждения;

- платежные поручения.

Какие этапы включает в себя проверка бюджетной сметы?

Условно проверку бюджетной сметы можно разделить на несколько этапов:

- проверка выполнения учреждением общих требований к составлению сметы;

- анализ соблюдения сметных назначений;

- анализ состава и структуры кассовых и фактических расходов;

- анализ соответствия кассовых и фактических расходов (выявление причин отклонения фактических расходов от кассовых).

Каждый этап проверки обусловлен проведением определенного вида мероприятий. Например, при проверке выполнения учреждением общих требований к составлению сметы проверяющие выявляют несоответствия представленных на проверку смет Требованиям N 112н.

Какие нарушения общих положений составления бюджетной сметы допускаются учреждениями?

Согласно нормам ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и исполняется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином, - Требованиями N 112н.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Часто при проверках сметы выявляются следующие нарушения соблюдения общих требований к оформлению:

в бюджетной смете не указана дата ее утверждения, хотя это предусмотрено формой сметы;

наименование получателя бюджетных средств, указанное в бюджетной смете, не соответствует уставу казенного учреждения;

КБК, указанные в бюджетной смете, не соответствуют бюджетной росписи;

в бюджетной смете ошибочно указан главный распорядитель бюджетных средств;

значения, указанные в столбцах "раздел", "подраздел" представленной для проверки сметы, не соответствуют значениям, содержащимся в типовой форме бюджетной сметы;

отсутствуют расчетные таблицы, обосновывающие сметные показатели, являющиеся неотъемлемой частью сметы. Согласно п. 6 Требований N 112н к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

В чем заключается анализ соблюдения сметных назначений?

В статье 70 БК РФ поименованы расходы, которые обеспечивают выполнение функций казенных учреждений. Они включают в себя:

- оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, субъектов РФ и муниципальными правовыми актами;

- закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

- уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации;

- возмещение вреда, причиненного казенным учреждением при осуществлении его деятельности.

То есть направления расходования бюджетных средств, отраженные в смете, должны соответствовать расходам, поименованным в ст. 70 БК РФ. Также на этом этапе проводится анализ соблюдения сметных назначений в целом и в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов. Проверяющие проводят его путем сопоставления показателей бюджетной сметы и видов платежей, отраженных в выписке с лицевого счета учреждения. В результате анализа фактических расходов проверяющие нередко выявляют нецелевое использование бюджетных средств.

Понятие нецелевого расходования бюджетных средств приведено в ст. 306.4 БК РФ. Согласно нормам этой статьи таковым признаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. Нецелевое использование бюджетных средств, совершенное их главным распорядителем, распорядителем, получателем, влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств.

Как проводится анализ состава и структуры кассовых и фактических расходов?

На этом этапе анализируются совершенные учреждением фактические расходы и их соответствие кассовым расходам, отраженным в бюджетной смете. Анализ исполнения сметы доходов и расходов осуществляется по основным направлениям в соответствии с бюджетной классификацией по следующим статьям.

Расходы по начислению и выплате заработной платы, прочим выплатам (подстатьи 211 "Заработная плата", 212 "Прочие выплаты"). В ходе проверки правильности учета и расходования средств по оплате труда на основе договоров (контрактов), дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, необходимо руководствоваться нормативными документами, регламентирующими оплату труда работников казенного учреждения, нормативными документами и указаниями вышестоящей организации, приказами, распоряжениями, положениями проверяемого казенного учреждения и Инструкцией N 157н.

При этом выясняется:

- соответствие приказов, распоряжений, положений проверяемого учреждения требованиям нормативных правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципального образования;

- источники выплат по заработной плате, надбавкам, дополнительным выплатам и компенсациям, наличие перерасхода сметных назначений. При наличии перерасхода необходимо установить, по каким причинам он допущен и за счет каких источников осуществлен;

- правильность выплаты заработка в соответствии с установленными окладами, надбавками, премиями, исчисления среднего заработка для оплаты отпусков, компенсаций при увольнении. Следует учитывать, что отдельным категориям работников бюджетной сферы ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в зависимости от стажа работы и уровня образования;

- правильность выплат за совместительство, замещение отсутствующих работников и вакантных должностей, выплат сторонним лицам за работы, подлежащие выполнению штатными сотрудниками;

- правильность выплат по пособиям, компенсациям, выплатам, обусловленным статусом сотрудников;

- соблюдение норм рабочего времени, установленных законодательством отдельным категориям работников;

- правильность расходования средств на оказание материальной помощи, прочие компенсации.

Расходы по начислениям на заработную плату (подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда"). Проверяется полнота начислений и своевременность уплаты страховых взносов в территориальные государственные внебюджетные фонды, а также устанавливается правильность и своевременность выплаты пособий и других расходов за счет средств ФСС.

Расходы по приобретению нефинансовых активов (статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"). При проверке контрольные органы устанавливают:

- правильность планирования ассигнований на канцелярские и хозяйственные расходы, приобретение оборудования и инвентаря;

- целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;

- правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);

- соответствие произведенных расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и лимитам бюджетных обязательств по коду бюджетной классификации РФ, полноту оприходования и правильность списания;

- правильность расходования средств на горюче-смазочные материалы, соответствие фактических расходов топлива и смазочных материалов нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным Минтрансом;

- соблюдение порядка закупки товаров и услуг, осуществление закупок товаров и услуг на основе государственных и муниципальных контрактов.

При анализе использования бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества обращается внимание на использование этого оборудования по целевому назначению, а также предоставление его в аренду с получением последующей оплаты.

Командировочные расходы (подстатьи 212 "Прочие выплаты", 222 "Транспортные услуги", 226 "Прочие работы, услуги"). В ходе проверки командировочных расходов, оплата которых совершалась по указанным выше подстатьям КОСГУ, обращается внимание на:

- законность и целесообразность расходования средств на служебные разъезды;

- правильность оплаты командировочных расходов (соблюдение утвержденных объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по кодам бюджетной классификации и возмещение расходов в пределах установленных норм);

- соблюдение порядка командирования и норм возмещения командировочных расходов.

Расходы по содержанию автомобильного транспорта (подстатьи 222 "Транспортные услуги", 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"). В ходе проверки устанавливаются варианты использования транспортных средств:

- факты использования личного автотранспорта сотрудников;

- соблюдение норм эксплуатации автотранспортных средств;

- правомерность и правильность списания расходов по содержанию и текущему ремонту автотранспорта;

- наличие оформленных приказов о возложении обязанностей водителя при отсутствии в штатном расписании такой должности;

- правильность оформления путевых листов (маршрут движения, показания спидометра, подписи должностных лиц).

Расходы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту (подстатья 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств", 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"). При анализе расходов на проведение строительства, реконструкции и капитального ремонта проверяется наличие следующих документов:

- полного комплекта конкурсной документации на проведение строительства и капитального ремонта;

- полного комплекта проектно-сметной документации;

- разрешения на строительство, ремонт;

- договоров подряда;

- лицензии подрядчика либо члена СРО (саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции и капитального ремонта) на осуществление деятельности (строительство, строительно-монтажные работы);

- актов приемки и сдачи выполненных работ по форме КС-2;

- справок на оплату стоимости выполненных строительно-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах по форме КС-3;

- исполнительной документации (журналы производства работ, акты на скрытые работы, сертификаты на материалы и др.).

При проверке проектно-сметной документации выясняется:

- кем разработана и утверждена документация и есть ли положительное заключение вневедомственной экспертизы на проектно-сметную документацию;

- правильно ли применены коэффициенты строительно-монтажных работ, а также лимитированных затрат (плановые накопления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных расходов, связанных с производством работ в зимнее время, и др.).

При проведении контрольных мероприятий устанавливаются правильность и обоснованность списания бюджетных средств за выполненные работы, а также правильность списания материалов при выполнении работ хозяйственным способом. В случае необходимости может проводиться обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта. Не остается без внимания проверяющих и правильность оформления и соблюдение условий договора подряда.

Статьи по услугам: 221 "Услуги связи", 223 "Коммунальные услуги", 224 "Арендная плата за пользование имуществом", 225 "Работы, услуги по содержанию имущества". При проверке расходов, совершаемых учреждением по договорам на приобретение всех видов услуг связи, на арендную плату в соответствии с заключенными договорами аренды помещений, на оплату договоров на приобретение коммунальных услуг (отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения, предоставления газа и электроэнергии, канализации, текущего содержания в чистоте зданий, дворов и иного имущества) выясняется:

  • наличие и законность договоров на оказание услуг;
  • правильность расчетов в пределах установленных действующих тарифов для бюджетных учреждений (нет ли завышения расценок по оплаченным услугам).

В процессе проверки следует установить правильность отнесения расходов на приобретение почтовых марок и конвертов, а также на пересылку почтовых отправлений.

Расходы по прочим услугам и работам (подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества", 226 "Прочие работы, услуги", статья 290 "Прочие расходы"). Проверке подлежат:

  • расходы на оплату научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, геолого-разведочных работ, проектных и изыскательских работ, услуг по типовому проектированию;
  • расходы на монтажные и пусконаладочные работы;
  • расходы на противопожарные мероприятия;
  • расходы на услуги по страхованию;
  • расходы на услуги в области информационных технологий, типографские услуги, медицинские и санитарно-эпидемиологические работы и услуги;
  • расходы на оплату текущего ремонта и реставрацию нефинансовых активов;
  • прочие текущие расходы.