Ответственность за нарушения законодательства о закупках

Дата публикации: 
14.04.2014

законодательства о закупках

В силу ст. 7 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) за нарушение требований данного закона и иных принятых согласно нему нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по законодательству РФ. Однако до недавнего времени административная ответственность за нарушение требований Федерального закона N 223-ФЗ не была установлена. Все изменилось с вступлением в силу 16.05.2014 Федерального закона от 05.05.2014 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ).

На кого распространяются положения Федерального закона N 223-ФЗ?

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 223-ФЗ его действие, в частности, распространяется на:

1) автономные учреждения;

2) бюджетные учреждения при осуществлении ими закупок:

а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;

в) за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Чтобы указанные учреждения могли применять положения Федерального закона N 223-ФЗ, им нужно разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 этого закона и опубликовать его до начала года на официальном сайте РФ в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении закупок в соответствии с разработанным и размещенным на официальном сайте положением о закупках или Законом о контрактной системе не может быть изменено в текущем году.

При разработке указанного положения бюджетное учреждение может воспользоваться типовыми положениями, разрабатываемыми учредителями учреждений. Например, типовое положение о закупках для федеральных бюджетных учреждений здравоохранения направлено Письмом Минздрава РФ от 10.02.2014 N 225/10/2-855 "О Положениях о закупках товаров, работ, услуг".

Необходимо отметить: если в соответствии с БК РФ или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) бюджетным учреждениям, то такие учреждения в пределах переданных полномочий осуществляют в лице указанных органов закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков.

За что предусматривается ответственность?

Федеральным законом N 122-ФЗ гл. 7 КоАП РФ дополнена новой ст. 7.32.3 "Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", предусматривающей ответственность за следующие нарушения:

1. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной форме. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб., а на юридических лиц от 100 000 до 300 000 руб.

Необходимо отметить, что если указанное нарушение совершит лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз, то штраф уже составит от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до года. В силу ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Напомним, что Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме, утвержден Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. Согласно п. 2 указанного нормативного акта закупка товаров, работ и услуг, включенных в данный перечень, не осуществляется в электронной форме:

- если информация о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ не подлежит публикации на официальном сайте в Интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг;если потребность в закупке возникла вследствие произошедшей аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения;

- если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ.

2. Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб., а на юридических лиц от 50 000 до 100 000 руб.

Как мы уже отмечали выше, бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе:

- в отношении грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

- когда выступают в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств учреждения;

- в отношении средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).

Чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных выше случаях, у них должно быть разработано положение о закупках. Во всех остальных случаях они обязаны осуществлять закупки в соответствии с Законом о контрактной системе.

Что же касается автономных учреждений, в силу ч. 4 ст. 15 Закона о контрактной системе при предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации автономным учреждениям на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на такие юридические лица при планировании и осуществлении ими закупок за счет этих средств распространяются положения Закона о контрактной системе, регулирующие отношения, указанные в п. 1-3 ч. 1 ст. 1 данного закона.

Если в соответствии с Бюджетным кодексом или иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления либо Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", являющиеся государственными или муниципальными заказчиками, свои полномочия на осуществление закупок передают на безвозмездной основе на основании договоров (соглашений) автономным учреждениям, то последние в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, которые регулируют деятельность государственного и муниципального заказчиков (ч. 6 ст. 15 Закона о контрактной системе).

3. Нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом N 223-ФЗ, за исключением случаев, названных в ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 руб., на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 руб.

Напомним, что Федеральный закон N 223-ФЗ устанавливает следующие требования к срокам размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг:

а) положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ);

б) извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ);

в) если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ);

г) изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. Если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней (ч. 11 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ);

д) протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на сайте не позднее чем через 3 дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ);

е) не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, необходимо размещать сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам (ч. 19 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ):

- закупки товаров, работ, услуг;

- закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

- закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ;

- закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом N 223-ФЗ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 руб.

5. Нарушение установленных Федеральным законом N 223-ФЗ сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг, заказчиком влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 руб.

Как мы уже отмечали, изменения, вносимые в положение о закупке, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ).

6. Несоблюдение предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 руб., а на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб.

Напомним, что в извещении о закупке должны быть указаны в том числе следующие сведения:

- способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

- предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

- место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

- срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

- место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Сведения, которые должны содержаться в документации о закупке, поименованы в ч. 10 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ.

7. Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере в размере от 2 000 до 3 000 руб., а на юридических лиц - от 5 000 до 10 000 руб.

Кроме того, Федеральным законом N 122-ФЗ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения или предписания контрольного органа об устранении нарушений, за непредоставление данному органу информации либо предоставление заведомо недостоверной. Так, невыполнение в срок законного решения (предписания) об устранении нарушений законодательства РФ в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб. (ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ). В свою очередь, непредоставление или несвоевременное предоставление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо предоставление заведомо недостоверной информации о них в ФАС влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 15 000 руб., а на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Кто будет нести ответственность?

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ к административной ответственности привлекается должностное лицо в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Федеральным законом N 122-ФЗ внесены изменения в примечание к ст. 2.4 КоАП РФ, согласно которым должностными лицами признаются и лица, выполняющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.

Какой орган будет рассматривать дела об административных правонарушениях?

В соответствии с вновь введенной ст. 23.83 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.32.3, ч. 7.2 ст. 19.5, ст. 19.7.2-1 КоАП РФ, вправе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, его территориальные органы. В силу ст. 6 Федерального закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований указанного закона осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.

К сожалению, ни КоАП РФ, ни Федеральный закон N 223-ФЗ не уточняют, кто является таким органом. Здесь следует обратиться к нормативным актам, регламентирующим порядок контроля в рамках Закона о контрактной системе.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 728) ФАС уполномочена на ведение контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения об этих нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что данные сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).

Согласно Постановлению Правительства РФ N 728 Рособоронзаказ должен осуществлять функции контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения об этих нуждах составляют государственную тайну, и закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что данные сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.

По-видимому, указанные органы должны осуществлять контроль и в рамках Федерального закона N 223-ФЗ.

* * *

Федеральным законом N 122-ФЗ устранен довольно большой пробел в законодательстве, касающийся ответственности за нарушения Федерального закона N 223-ФЗ.

Угроза понести материальную ответственность за несоблюдение требований законодательства РФ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания соответствующего контролирующего органа будет способствовать соблюдению заказчиком требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг, действенности применяемых решений и предписаний уполномоченного органа власти, а также защите законных прав и экономических интересов общества и государства и предупреждению аналогичных административных правонарушений.