Изменения налогового законодательства в 2014 г

Дата публикации: 
27.04.2014

изменение налогового законодательства

Начало 2014 года ознаменовалось вступлением в силу ряда федеральных законов, которые внесли поправки и дополнения в некоторые законодательные акты. В статье представлен обзор основных налоговых изменений, касающихся деятельности казенных учреждений.

Порядок исчисления налогов. Пунктом 9 ст. 1 Федерального закона N 248-ФЗ внесены изменения в ст. 52 НК РФ, которая дополнена новым п. 6, согласно которому исчисление всех налогов необходимо производить в полных рублях. Сумма налога в размере менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога в размере 50 копеек и более округляется до полного рубля.

Следует отметить, что такой порядок исчисления налогов действовал и ранее, например, в отношении НДФЛ (п. 4 ст. 225 НК РФ), ЕНВД (п. 11 ст. 346.29 НК РФ), а также при заполнении налоговых деклараций по НДС - п. 17 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденного Приказом Минфина РФ от 15.10.2009 N 104н, по налогу на прибыль - п. 2.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного Приказом ФНС РФ от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.

Налоговый контроль, налоговые правонарушения и ответственность за их совершение. В силу поправок, внесенных Федеральным законом N 134-ФЗ в ст. 88 НК РФ, налоговые органы вправе потребовать от налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие:

- уменьшение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

- сумму полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка.

Кроме того, если уточненная декларация (расчет) с уменьшенной суммой налога к уплате (увеличенной суммой полученного убытка) будет представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей декларации (расчета), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

В соответствии с п. 6 ст. 93.1 НК РФ в редакции Федерального закона N 248-ФЗ отказ лица от представления истребуемых налоговыми органами документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ, то есть взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Кроме того, за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации установлен штраф в размере 5 000 руб. на основании ст. 129.1 НК РФ.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 134-ФЗ в ст. 119 НК РФ, ответственность за несвоевременную сдачу налоговой декларации налагается теперь не только на налогоплательщиков, но и на налоговых агентов и лиц, обязанных подавать декларацию. Размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, не изменился и составляет 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Согласно п. 2 ст. 126 НК РФ в редакции Федерального закона N 248-ФЗ непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, то есть отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а также иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения, определенного ст. 135.1 НК РФ, влекут наложение штрафа:

- на учреждение - в размере 10 000 руб.;

- на физическое лицо (не являющееся индивидуальным предпринимателем) - в размере 1 000 руб.

До 2014 года ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, предусматривалась только в отношении учреждений.

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. На основании ст. 138 НК РФ в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ с 1 января 2014 года любые акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе в порядке, предусмотренном НК РФ. Указанная норма ранее применялась лишь в отношении порядка обжалования решений, вынесенных налоговым органом по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

В случае если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в установленные сроки, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

Налог на доходы физических лиц. Согласно ст. 220 НК РФ в редакции Федерального закона N 212-ФЗ*(3):

- имущественный вычет по НДФЛ в размере фактически произведенных расходов при приобретении (строительстве) жилья можно использовать в пределах 2 млн. руб. неограниченное количество раз. То есть в случае, если налогоплательщик (физическое лицо) воспользовался правом на получение имущественного налогового вычета в размере менее его предельной суммы, остаток имущественного налогового вычета до полного его использования может быть учтен при получении имущественного налогового вычета в дальнейшем при приобретении (строительстве) другого объекта (пп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ). До 2014 года неиспользованный остаток на другие объекты не переносился и имущественный вычет можно было использовать только один раз;

- имущественный вычет в сумме фактически произведенных расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на приобретение (строительство) жилья, предоставляется в пределах 3 млн. руб. при наличии документов, подтверждающих право на получение имущественного налогового вычета, указанных в п. 3 ст. 220 НК РФ, договора займа (кредита), а также документов, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком в погашение процентов (п. 4 ст. 220 НК РФ). Такой вычет можно использовать лишь по одному объекту недвижимости (п. 8 ст. 220 НК РФ);

- право на получение имущественного вычета имеют родители (усыновители, приемные родители, опекуны, попечители), приобретающие недвижимость за свой счет в собственность несовершеннолетних детей (подопечных). Ранее НК РФ предусматривал получение имущественного вычета только при покупке недвижимости на свое имя;

- исключен порядок, согласно которому при приобретении имущества в общую долевую (общую совместную) собственность размер имущественного налогового вычета распределяется между совладельцами в соответствии с их долей (долями) собственности либо на основании их письменного заявления (в случае приобретения жилья в общую совместную собственность);

- перечень документов для подтверждения права на имущественный налоговый вычет уточнен в пп. 6 п. 3 ст. 220 НК РФ. Указанные документы вместе с налоговой декларацией представляются по окончании налогового периода в налоговый орган, письменное заявление налогоплательщика больше не подается;

- получить имущественный налоговый вычет можно теперь как у одного, так и у нескольких налоговых агентов (п. 8 ст. 220 НК РФ).

К сведению: К правоотношениям по предоставлению имущественного налогового вычета, возникшим до 1 января 2014 года и не завершенным до этого момента, применяются положения ст. 220 НК РФ в редакции, действовавшей до внесения в нее изменений (п. 3 ст. 2 Федерального закона N 212-ФЗ).

Налог на добавленную стоимость. Федеральным законом N 134-ФЗ ст. 169 НК РФ дополнена новым п. 3.1, согласно которому лица, не являющие налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении приносящей доход деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности.

Названным федеральным законом также внесены поправки в п. 3 ст. 80 и п. 5 ст. 174 НК РФ, согласно которым начиная с отчетности за I квартал 2014 года плательщики НДС, а также налоговые агенты и лица, перечисленные в п. 5 ст. 173 НК РФ, не являющиеся плательщиками налога, но обязанные уплачивать его в случае выставления счета-фактуры, должны представлять в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Для справки. Уточненные декларации по НДС за налоговые периоды, предшествующие I кварталу 2014 года, представляются в порядке, действовавшем ранее (на электронном или бумажном носителе) (Письмо ФНС РФ от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18592).

Транспортный налог. Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 23.07.2013 N 214-ФЗ в п. 2 ст. 362 НК РФ, исчисление суммы транспортного налога в отношении дорогостоящего транспорта производится с учетом повышающего коэффициента. Отметим, что до 2014 года размер транспортного налога не зависел от стоимости автомобиля, при расчете использовались лишь два показателя: объем двигателя и ставка налога. Теперь для легковых автомобилей средней стоимостью:

- от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от двух до трех лет, установлен коэффициент 1,1;

- от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло от одного года до двух лет, - 1,3;

- от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более одного года, - 1,5;

- от 5 млн. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более пяти лет, - 2;

- от 10 млн. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, - 3;

- от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет, - 3.

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей определяется Минпромторгом. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. руб. ежегодно размещается не позднее 1 марта на официальном сайте указанного органа в сети Интернет.

Налог на имущество. Согласно Федеральному закону от 02.11.2013 N 307-ФЗ с 1 января 2014 года налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ, определяется не как среднегодовая стоимость имущества, а как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке законами субъектов РФ. К таким объектам, в частности, относятся:

- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

- нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Налоговые ставки в отношении указанных объектов устанавливаются законами субъектов РФ, но не выше значений, приведенных в п. 1.1 ст. 380 НК РФ.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, в свою очередь, не позднее 1-го числа очередного налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ):

- определяет на этот налоговый период перечень названных выше объектов недвижимого имущества;

- направляет этот перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;

- размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.