Комментарий к письму Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.04.2014 N 17-3/В-138

Дата публикации: 
14.09.2014

Известно, что начиная с отчетности за I квартал 2014 года применяется новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам и сведений индивидуального персонифицированного учета, объединенных в общую форму отчетности - РСВ-1 ПФР. Между тем, как и в прошлые годы, в каждом из законов - N 212-ФЗ  и N 27-ФЗ  - имеется отдельная норма о применении ответственности (начислении штрафов). Речь, в частности, идет о ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

Напомним, первая норма предусматривает, что непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Соответственно, ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ определено, что за непредставление в установленные сроки сведений индивидуального (персонифицированного) либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

Таким образом, формы отчетности объединены, но у органа контроля остается возможность наказать нарушителя на основании двух норм разных законов. Чтобы этого не происходило, компетентное ведомство в комментируемом письме указало: учитывая принцип однократности привлечения к ответственности за совершение конкретного правонарушения, недопустимо дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный срок.

В связи с этим за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР начиная с I квартала 2014 года к плательщикам страховых взносов применяются только санкции, предусмотренные ст. 46 Федерального закона N 212-ФЗ. Штраф по ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ может быть наложен при представлении с нарушением установленных сроков сведений индивидуального (персонифицированного) учета за периоды до 2014 года, когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР.

Однако в случае представления неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ применяются в полном объеме. При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты и (или) недостоверности указанных сведений производится в судебном порядке.

Важность сделанных в комментируемом письме выводов не вызывает сомнений, поэтому его следует взять на заметку всем заинтересованным лицам, включая тех плательщиков страховых взносов, которые аккуратно отчитываются перед контролирующим органом (в жизни, как говорится, всякое бывает).

В заключение напомним, что, указав в суде на нарушение процедуры привлечения к ответственности, организация может избежать обязанности уплаты штрафа. Таких примеров в судебной практике немало. Из последних сошлемся на Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2014 N 09АП-11106/2014 по делу N А40-189489/13. В данном случае арбитры отказали в удовлетворении заявления органа ПФР о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок индивидуальных сведений, поскольку решение о начислении штрафа вынесено с существенным нарушением требований закона. Из судебного акта следует, что о дате, времени и месте рассмотрения материалов организация была извещена в один день, а решение о наложении штрафа вынесено в другой. Судьи решили, что общество, в отношении которого проводилась проверка, не имело возможности реализовать предоставленные ему законом права: давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью, а также иными процессуальными правами, предусмотренными положениями Федерального закона N 212-ФЗ. Таким образом, решение фонда вынесено с существенным нарушением требований названного закона, в связи с чем отсутствуют основания для взыскания с организации штрафа.

Обратите внимание! Данное решение Девятого арбитражного апелляционного суда примечательно еще и тем, что в нем учтено внесенное в ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ нововведение, действующее с 01.01.2014.

Дело в том, что с указанной даты размер штрафа снижен с 10 до 5%, поэтому страхователям, конечно, выгодно отвечать за допущенное нарушение на основании новой формулировки. Так вот, в названном деле арбитры решили, что орган ПФР неправомерно исчислил сумму штрафа исходя из размера 10%, и снизили величину санкции вдвое. В постановлении отмечено: с учетом положений п. 2 ст. 54 Конституции РФ изменения, внесенные в ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отвечают признакам закона, который имеет обратную силу, как смягчающие ответственность за деяния, образующие состав правонарушения, за которое предусмотрена ответственность законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования. На момент принятия судом решения по настоящему делу норма, снижающая размер санкции до 5%, вступила в законную силу и подлежала применению. Поэтому суд отклонил довод фонда о том, что на дату подачи заявления в суд (27.12.2013) действовала норма, предусматривающая финансовую санкцию, составляющую 10%.

Добавим, что аналогичный вердикт (о необходимости снижения суммы штрафа вдвое) вынесен в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 N 09АП-10566/2014 по делу N А40-174603/13.