Комментарий к письму Минфина России от 23.05.2014 N 02-03-11/24579

Дата публикации: 
11.11.2014

В комментируемом письме дан ответ на вопрос, заданный бюджетным учреждением, однако мы посчитали возможным опубликовать его в журнале, подписчиками которого являются автономные учреждения, поскольку правовые нормы, приведенные в письме, распространяются и на автономные учреждения. Следовательно, выводы, которые сделал Минфин, опираясь на эти нормы, применимы также в отношении автономных учреждений.

В письме говорится об осуществлении контроля за использованием субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджетному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Согласно ст. 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ. Опираясь на данную норму, можно с уверенностью утверждать, что автономное учреждение не является получателем бюджетных средств.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях").

На выполнение государственного (муниципального) задания автономному учреждению выделяется субсидия (абз. 1 ст. 78.1 БК РФ). Размер субсидии рассчитывается с учетом нормативных затрат на оказание учреждениями государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Также из бюджетов бюджетной системы РФ учреждениям могут предоставляться субсидии на иные цели (абз. 2 ст. 78.1 БК РФ).

После списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет учреждения данная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На указанные средства не распространяются требования бюджетного законодательства, в том числе положения ст. 306.4 БК РФ. Напомним, что этой статьей установлено понятие "нецелевое использование бюджетных средств". Согласно трактовке данного понятия, приведенной в вышеназванной статье, и разъяснениям Минфина, представленным в вышеназванном письме, оно не применяется в отношении автономных учреждений.

В соответствии со ст. 78.1 БК РФ порядок предоставления субсидий на выполнение государственного задания из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Порядок формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.03.2008 N 182. В отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, муниципалитета, разрабатываются аналогичные нормативные акты.

Учредитель устанавливает в государственном задании требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания федеральным автономным учреждением услуг, выполнения им работ для обеспечения осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий федеральных органов исполнительной власти в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта и иных сферах с учетом потребностей в государственных услугах, а также определяет порядок осуществления контроля за исполнением государственного задания, включая условия и порядок досрочного прекращения его выполнения.

Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита установлены ст. 160.2-1 БК РФ. Из норм этой статьи следует, что главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный:

- на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств;

- на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Также главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета (их должностные лица) осуществляют на основе функциональной независимости внутренний финансовый аудит в целях:

- оценки надежности внутреннего финансового контроля и подготовки рекомендаций по повышению его эффективности;

- подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Минфином;

- подготовки предложений по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Правила осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 N 193.

Таким образом, контроль за выполнением учреждениями государственного (муниципального) задания возложен на главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств.