Комментарий к письму Минфина России от 09.04.2014 N 02-06-10/16186

Дата публикации: 
11.11.2014

Закупка товаров, работ, услуг производится автономными учреждениями в соответствии с нормами федеральных законов от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). При закупке товаров, работ, услуг заказчики - автономные учреждения руководствуются не только этими законами, но и Конституцией РФ, ГК РФ и другими нормативными актами (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, ст. 2 Закона N 44-ФЗ).

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом (п. 11 Инструкции N 157н , ст. 9 Закона о бухгалтерском учете ). Такой документ должен, в частности, оформляться при передаче товаров, работ, услуг в рамках исполнения договора купли-продажи и договора возмездного оказания услуг.

Правовые нормы в отношении договора купли-продажи установлены гл. 30 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 456 ГК РФ продавец одновременно с передачей вещи должен передать покупателю относящиеся к ней документы. В связи с тем, что в ст. 456 ГК РФ не перечислены документы, которые должны быть переданы вместе с товаром, нередко возникают споры о том, какие именно документы необходимо передать покупателю в рамках исполнения продавцом обязанности, предусмотренной п. 2 ст. 456 ГК РФ, а также о том, какие последствия возникают в связи с неисполнением данной обязанности. То же самое можно сказать в отношении документального подтверждения исполнения договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ). Статья 780 ГК РФ не содержит указаний относительно того, оформляются ли документально прием-передача выполненных работ, оказанных услуг между заказчиком и исполнителем, а если оформляются, то каким документом.

В отношении договора купли-продажи документом, подтверждающим прием-передачу товара, может быть как акт, так и товарная накладная. Что касается договора возмездного оказания услуг, то доказательством передачи работы, услуги от исполнителя к заказчику является акт приема-передачи.

Об этом свидетельствует многочисленная арбитражная практика. Например, в Определении ВАС РФ от 05.03.2012 N ВАС-1932/12 документом, подтверждающим передачу имущества от продавца к покупателю, признается акт. В судебном споре между учреждением и ОАО, освещенном в Постановлении ФАС ВСО от 25.11.2013 N А58-1800/2013, о факте передачи одной стороной договора вещи (товара) и принятия ее (его) другой стороной свидетельствуют акт приема-передачи и товарная накладная.

Необходимость составления акта приема-передачи после оказания услуг, если иное не предусмотрено договором, следует из норм п. 11 Инструкции N 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Что касается арбитражной практики, то из нее следует, что отсутствие акта приема-передачи не является основанием для неисполнения заказчиком своих обязательств по договору, если работы, услуги, прописанные в договоре, выполнены, оказаны исполнителем (определения ВАС РФ от 24.06.2013 N ВАС-3925/13, от 15.05.2013 N ВАС-6170/13, от 11.10.2012 N ВАС-12945/12 и др.).

Минфин в Письме от 09.04.2014 N 02-06-10/16186 дал разъяснения об оформлении акта выполненных работ (оказанных услуг), в том числе по государственному контракту (договору), заключенному в период действия Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ). Департамент бюджетной методологии Минфина отметил отсутствие унифицированной формы акта выполненных работ (оказанных услуг), в связи с чем такой акт разрабатывается участниками сделки самостоятельно. Данный первичный документ должен содержать все обязательные реквизиты (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете):

1) наименование документа;

2) дату его составления;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи названных выше лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

В случае если акт составлен в период действия Закона N 129-ФЗ, он должен содержать обязательные реквизиты, поименованные в ст. 9 данного закона.

Как отметил Минфин, согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться заказчиком и исполнителем контракта (договора) надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Исполнение обязательств, возникших в ходе исполнения государственного контракта (договора), в том числе в части регламентации порядка оформления документов, осуществляется в соответствии с действующим законодательством РФ и условиями государственного контракта (договора).

При этом, по мнению департамента, акт выполненных работ (оказанных услуг) составляется с учетом требований к обязательному составу реквизитов, перечень которых не содержит требований об обязательном отражении детализации выполненных работ (оказанных услуг).