Комментарий к письму Минфина РФ от 24.02.2014 N 03-11-11/7618

Дата публикации: 
18.08.2014

В Письме Минфина России от 24.02.2014 N 03-11-11/7618 разбирается вопрос о возможности учета "упрощенцем" в расходах затрат на проведение медицинских осмотров. В принципе, финансисты не против того, чтобы на данные расходы уменьшить облагаемую единым налогом базу, но фактически ставят для этого условие.

Согласно письму получается, что необходимость таких медицинских осмотров обязательно должна быть вызвана какими-либо нормативными актами. Так, в описываемом в письме случае организация, осуществляющая производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных, обязана проводить предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) на основании Перечня работ, при выполнении которых требуется периодическое медицинское обследование работников организаций (далее - Перечень). Этот Перечень утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, которым также утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования).

Данный приказ издан в соответствии со ст. 213 ТК РФ, которая обязывает работодателя проводить медицинские осмотры некоторых категорий работников. На это же указывает и Минфин в своем разъяснении.

Уточним, что об обязательности проведения медицинских осмотров для некоторых категорий работников говорится также в ст. 69, 266, 328, 330.3, 348.3 ТК РФ.

Исходя из этих норм Минфин считает, что расходы на медицинские осмотры указанных в Трудовом кодексе категорий работников учитываются на основании пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ. Также необходимо включать в материальные расходы затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, к которым, в частности, относится контроль за соблюдением установленных технологических процессов.

При этом финансисты сослались на п. 2.1 и 7.1 СП 3.1./3.2.1379-03.3.1./3.2 "Профилактика инфекционных и паразитарных болезней. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", которые, по их мнению, относят медицинские осмотры к производственному контролю.

Однако в данном документе это нигде прямо не утверждается, более того, в п. 2.1 они рассматриваются как отдельные меры, способствующие предупреждению возникновения и распространения инфекционных болезней.

Тем не менее можно констатировать, что официальная позиция состоит именно в том, что расходы на медосмотры, обязанность проведения которых установлена законодательно, можно учитывать в расходах. Заметим, что это касается и налога на прибыль. Правда, в данном случае чиновники ссылаются на другую статью расходов, имеющую в виду обязанность организации обеспечить наличие для работников нормальных условий труда, об этом сказано в пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 31.03.2011 N 03-03-06/1/196).

Среди ограниченного списка расходов, которые согласно ст. 346.16 НК РФ может учесть "упрощенец", расходы на обеспечение наличия для работников нормальных условий труда не поименованы. Но Минфин, как мы видим, все-таки находит выход, понимая, что так или иначе расходы на обязательные медицинские осмотры должны быть учтены в расходах.

Однако мы хотели бы предложить и другой подход. Согласно пп. 6 п. 1 и п. 2 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта обложения при применении УСНО учитываются расходы на оплату труда, причем в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 255 НК РФ. Таким образом, "упрощенец" имеет право учесть в расходах те затраты, подробный список которых приведен в данной статье. В силу абз. 9 п. 16 ст. 255 НК РФ в затраты включаются, в частности, расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные согласно законодательству РФ. Правда, данные затраты учитываются с ограничением - не более 6% от суммы расходов на оплату труда.

Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Медицинский осмотр является именно комплексом медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ч. 1 ст. 46 Федерального закона N 323-ФЗ).

Из пункта 2 ч. 2 ст. 46 этого закона следует, что в число комплексов медицинских вмешательств входят различные виды медицинских осмотров, однако такие виды должны быть предусмотрены законодательством РФ. Но затраты на их проведение можно учесть в расходах при условии, что их осуществляет медицинская организация, имеющая лицензию, на основании договора с работодателем.