Комментарий к письму Федеральной налоговой службы РФ от 21.04.2014 N ЕД-4-2/7598 "О доведении письма Минэкономразвития России"

Дата публикации: 
14.09.2014

Комментируемым письмом ФНС довела до налоговиков на местах Письмо Минэкономразвития РФ от 07.04.2014 N Д09и-451 "О проведении стимулирующих мероприятий". Первое, что бросается в глаза, - зачем налоговикам знать о мнении Минэкономразвития по вопросу, не имеющему прямого отношения к расчетам с бюджетом по налогам и сборам? А между тем письмо ценно для многих хозяйствующих субъектов, так как в нем обращено внимание на поправку в законодательстве, суть которой состоит в том, что стимулирующих лотерей больше нет. Как нет? А так, они просто изъяты из правового регулирования.

Но прежде вспомним, что розыгрыш призов в ходе проведения стимулирующей лотереи - это одно из способствующих повышению спроса мероприятий. Организаторами таких мероприятий выступают представители самых разных сфер деятельности. В строительстве это в большей степени застройщики и инвесторы, разыгрывающие ценные призы среди покупателей квартир, апартаментов, площадей в развлекательно-торговых центрах и т.п., и в меньшей степени подрядчики, которым совсем не до розыгрышей, когда "горят" сроки по сдаче объекта в эксплуатацию. Как бы там ни было, тема полезная, пусть даже для расширения кругозора.

Итак, о чем же говорит Минэкономразвития? О том, что нормами ст. 1063 ГК РФ лотереи отнесены к основанным на риске играм. Между тем процедура проведения стимулирующей лотереи не связана с внесением платы и не имеет в себе рисковой составляющей. Таким образом, участники не несут имущественных рисков, связанных с участием в такой лотерее. Почему? Потому что призовой фонд стимулирующей лотереи формируется исключительно за счет средств ее организатора. Но это не совсем так, потому что стимулирующая лотерея проводится среди покупателей, которые, уплатив цену договора (счет), фактически часть средств тем самым внесли в фонд стимулирующей лотереи.

Так было всегда, и всех устраивало, что рекламные по сути мероприятия считаются лотереями и подпадают под действие Закона о лотереях . Но в России для организаторов азартных игр наступили не лучшие времена после того, как весь игорный бизнес определили по нескольким игорным зонам, далеким от больших городов и индустриальных центров. В результате игорный бизнес ушел, что называется, в тень. Под видом стимулирующих лотерей, разрешение на которые получалось в упрощенном (то есть уведомительном) порядке, стали проводиться азартные игры. В итоге, чтобы прикрыть и эту лазейку, Федеральный закон от 28.12.2013 N 416-ФЗ запретил стимулирующие лотереи с 1 июля 2014 года, а также вывел их из сферы регулирования Закона о лотереях. Минэкономразвития констатирует лишь последнее, не поясняя, с чем это связано.

Однако в письме есть другая, не менее ценная информация. Участие в стимулирующей лотерее является следствием приобретения у организатора стимулирующей лотереи определенных товаров или услуг (то есть заключения договоров купли-продажи или оказания услуг). В этой связи проведение подобных рекламных акций (кампаний) должно быть предметом нормативно-правового регулирования Закона о рекламе . В нем проведение стимулирующей лотереи ограничено всего лишь одной небольшой статьей, касающейся содержания информации о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара. При этом согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 28.12.2013 N 416-ФЗ, больше не используется понятие "стимулирующая лотерея". Вместо него осталось понятие "конкурс, игра или иное подобное мероприятие". Поэтому именно к данной терминологии следует применять рекомендации Минэкономразвития.

Что же получается? Указал срок стимулирующего мероприятия, источник информации о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения - и вперед, можно раздавать призы покупателям? А как же контроль со стороны налоговиков за проведением лотереи? Напоминаем, в обязанности ФНС входит контроль и надзор за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей. Ее сотрудники также выдают разрешение на проведение всероссийских лотерей, ведут единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей. Но это еще не все. В Положении о Федеральной налоговой службе  до сих пор осталось положение о том, что налоговые инспекторы рассматривают уведомления о проведении стимулирующих лотерей.

В силу того, что данный термин исключен из законодательства, у налоговиков больше нет такой обязанности. Получается, что конкурсы, игры или иные подобные стимулирующие мероприятия бесконтрольны? Завлекай чем хочешь, проводи как хочешь, выдавай призы кому и как хочешь? Вовсе нет, дело в том, что соблюдение Закона о рекламе контролирует антимонопольная служба (ФАС). Она вправе проверять, как организатор конкурса, игры или иного подобного мероприятия выполняет свои обязательства перед клиентами, которых он информировал в соответствии с требованиями ст. 9 Закона о рекламе.

В продолжение темы упомянем и нормы налогового законодательства. В части II НК РФ нет упоминания о стимулирующих лотереях, между тем это не мешает накладывать на их организаторов определенные обязательства. В частности, затраты на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, нормируются для целей налогообложения прибыли и признаются в размере 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ). Внереализационные доходы, включая банковские проценты за размещение денежных средств на счете, в нормировании затрат на покупку призов не участвуют (Письмо Минфина РФ от 21.04.2014 N 03-03-06/1/18216).

Обратите внимание! Мнение, что разыгрывать призы и учитывать затраты на их покупку нельзя из-за отмены стимулирующих лотерей, ошибочно, так как подобный розыгрыш допускается Законом о рекламе и в гл. 25 НК РФ нет запрета на учет таких расходов.

Еще одна норма, имеющая отношение к рекламным "азартным" мероприятиям, есть в гл. 23 НК РФ. Не облагается НДФЛ в пределах 4 000 руб. стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг) (п. 28 ст. 217 НК РФ). В части превышения 4 000 руб. стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, облагается НДФЛ по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). Об этом напомнил Минфин в Письме от 26.03.2014 N 03-04-05/13261, не пояснив, что стимулирующих лотерей скоро больше не будет, вместо них останутся лишь розыгрыши призов во время проведения рекламных кампаний.

Их организатор признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых физическому лицу, и обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога. Если выигрыш получен не в денежной форме, у налогового агента отсутствует возможность удержать НДФЛ. В этом случае налогоплательщик - победитель рекламного розыгрыша должен самостоятельно исчислить и уплатить сумму налога с дохода в виде стоимости выигрыша, превышающей 4 000 руб.

Главное, что следует уяснить из прокомментированного письма, так это то, что нет больше стимулирующих лотерей, а есть лишь стимулирующие мероприятия рекламного характера. К ним применяются все действующие нормы, в том числе налогового законодательства; жаль только, что об этом не сказали сами налоговики в своем письме.